Главная»Беременность и роды»Роды»Роды»Родовспоможение грязное занятие

Родовспоможение грязное занятие

Родовспоможение грязное занятие

Из страха перед искушением женскими чарами нижняя половина тела женщины считалась в христианстве крайне опасной, а затем — нечистой.

Автоматически эти же характеристики перешли и на роды. Из-за подобной точки зрения на протяжении многих столетий мужчины-христиане не принимали решительно никакого участия ни в ведении беременности, ни в принятии родов.
Нивелирование ценности женского начала в целом и нижней половины тела в частности привело к тому, что составлявшие почти стопроцентное большинство врачи-мужчины вплоть до XIX века не особенно стремились причаститься к таинству родов. Даже акушеркам в те времена приходилось обследовать женщин одетыми, причем в полной темноте, ибо считалось, что нечто столь нечистое, как женский лобок и влагалище, никогда не должно обнажаться. Соответственно, постановка диагнозов тоже напоминала процесс блуждания во тьме.
Мудрые женщины, принимавшие роды в далекие времена, должно быть, еще до прихода христианства начали ощущать натиск мужского начала, который вылился в такие пагубные формы, как инквизиция и гонения. Однако гинекологи-мужчины не имели к этому никакого отношения, поскольку появились на сцене родовспоможения намного позже.
Во времена самой отъявленной религиозной одержимости самым легким способом устранения конкуренции было обвинение в колдовстве. А все то время, пока врачи средневековья и начала Нового времени были не в состоянии как-то помочь роженицам, мудрые женщины, которые еще хранили тайны траволечения, могли эффективно заниматься лечением. Последние и представляли опасную конкуренцию первым. Уверенное знание трав позволяло им помогать женщинам с предохранением и с прерыванием беременности, а также с освобождением от последствий определенных мужских репрессий.
Если применительно к первобытной эпохе мы можем только предполагать, что присутствие мужчин при родах было запрещено, то для мужчин древности и немногих сохранившихся до наших дней архаических племен это действительно так и есть. Роды были женским делом и проходили в кругу семьи, нередко при участии мудрых и опытных женщин — предшественниц современных акушерок, — спешивших на помощь к каждой роженице своей общины или племени. Они владели искусством приготовления болеутоляющих снадобий, позволявших умерить родильные боли.

 

В качестве места для принятия родов традиционно выбирался центр дома; важность придавалась и близости священного огня. Позднее предпочтение стали отдавать самой большой и протапливаемой комнате. В христианстве рожать в собственной спальне или просто на кровати долгое время считалось греховным.
В те далекие времена наряду с родами на дому можно было обращаться и в «родильные клиники»; так, в Древнем Египте существовали храмы, предназначенные специально для родов, да и в традициях ряда архаических народов наличие отдельной родильной хижины встречается весьма часто.
Поскольку и известные нам сегодня нецивилизованные народы, и культуры древности проникнуты патриархальными структурами, и в их традициях тоже можно выявить признаки обесценивания женского начала вплоть до дискриминации беременных и представлений о родах как о грязном событии. В племенах проводились масштабные очистительные церемонии, направленные на устранение послеродовых «нечистот»; подобные церемонии существовали и применительно к очищению после менструальных кровотечений, как родов в миниатюре. Известны и патриархальные обычаи сожжения одежды роженицы после родов, приношения белья молодой матери на ритуальный жертвенный огонь. Священники — а в подавляющем большинстве это были мужчины — объясняли, что только так можно отогнать демонов и умилостивить (в подавляющем большинстве тоже принадлежащих к мужскому полу) богов.
Античный миф рассказывает о том, что после рождения отца богов Зевса его матери Рее пришлось пройти интенсивное очищение. Вершиной нечистоплотности считалось влагалище. Поскольку ни одна рука не должна была дотрагиваться до этого опасного места, до самого Нового времени обследования в сегодняшнем гинекологическом смысле были табу, что, правда, имело неоценимые преимущества с точки зрения гигиены. Даже тот, кто по недосмотру дотрагивался до молодой матери, уже считался столь «запачкавшимся», что только продолжительные омовения, временами вкупе с втиранием определенных мазей, могли отвести от него «неминуемую беду». Не только преждевременные, но и вполне нормальные роды являлись в античные времена веским основанием для того, чтобы на многие недели запретить женщине посещение храма.
Все приведенные примеры свидетельствуют: на протяжении многих столетий значение рожениц оставалось обесцененным. Они могут создать впечатление и о том, сколь беспомощными и обособленными, должно быть, чувствовали себя роженицы. Можно сказать, что мы по сей день страдаем от последствий этой очевидной дискриминации, корни которой, безусловно, лежат в почве комплексов неполноценности.
И все же, сказанное выше не должно наводить на мысль, что все религиозные предписания касательно чистоты представляют собой проблему; напротив, в ряде аспектов они очень важны, и несоблюдение их сегодня может быть чревато определенными негативными последствиями. Проблемой патриархата неизменно остается подход к понятию нечистоты. Так, строительный рабочий к концу дня не отличается чистотой, но ведь его за это не дискриминируют. Биос, жизнь, происходит из первородного океана и болота, которые никак не назовешь стерильными. Но именно им мы и обязаны всей мировой эволюцией.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1952 раз