........................
Темперамент ребенка...

С каждым годом маленький человек среднего школьного возраста, воспитыв...

Хорошие манеры для детей,...

Многие считают наше общество нецивилизованным, и если вы посмотрите во...

Острый пиелонефрит, лечен...

Острый пиелонефрит — острое микробное воспаление. ...

Сильном кожный зуд во вре...

Кожный зуд у женщины во время беременности может возникать по нескольк...

Острый приступ бронхиальн...

Приступ удушья с затрудненным выдохом. ...

Мониторинг артериального ...

Проводить регулярное (ежедневное) измерение артериального давления в д...

Иглорефлексотерапия при б...

Метод иглоукалывания уходит своими корнями в глубокую древность. ...

Заболевания, обусловленны...

Жирные кислоты (ЖК) являются важным источником энергии, особенно в ске...



Кормление недоношенного ребенка


Кормление недоношенного ребенка

Ваш ребенок родился слабым.

.

После рождения его могли на некоторое время оставить в больнице, потому что он был слишком маленьким, болезненным или медленно развивался. Возможно, вам порекомендовали заставить его больше есть и набирать вес. Скорее всего, вы так и поступите - мы меньше беспокоимся о том, как ребенок ест и развивается, если его масса тела увеличивается. Но как помочь малышу хорошо кушать, чтобы он набрал вес?


У вашего ребенка особые питательные потребности. В течение первых недель жизни ребенка продолжайте оставаться на связи с командой врачей. Они дадут вам рекомендации по грудному вскармливанию или посоветуют, какую молочную смесь лучше всего использовать. Еще они помогут вам оценить сосание ребенка и скажут, справляется ли он с процессами сосания и глотания. Попросите их посмотреть, как вы держите ребенка во время кормления. Чтобы хорошо кушать, малыш должен чувствовать себя комфортно, а для этого его телу нужно находиться в правильной позиции: голова, шея, плечи и бедра составляют прямую линию, голова сидит на шее прямо, или слегка откинута.


Ваш ребенок будет есть.
Попытки заставить ребенка кушать не являются решением проблемы. Дети лучше справляются с приемом пищи, когда в кормлении им позволяют выполнять свою часть работы. Недоношенный малыш весом в три фунта (1 кг 360 г), которому позволили есть по требованию, кушает меньше и растет лучше, чем дети, получающие высчитанное количество молочной смеси по часам. Если вы в кормлении доверитесь своему малышу, в выигрыше окажетесь оба.


Дайте ребенку возможность освоиться с соском как можно раньше. Попробуйте добиться того, чтобы в больнице вам как можно раньше разрешили покормить новорожденного. Он может поесть очень мало или вообще отказаться от еды, но если он возьмет в рот сосок (пусть даже при этом вообще ничего оттуда не получит), то дальнейшее обучение искусству еды пойдет гораздо быстрее, а в питательном отношении дела у малыша пойдут лучше. У детей, которые получали на раннем этапе хотя бы крошечное количество пищи, пищеварительная система функционирует гораздо лучше, чем у детей, которые этой пищи не получали.


Ваш ребенок будет осторожничать. Даже если вы забрали малыша домой, его рот после того, что происходило с ним больнице, все еще слишком чувствителен. Если ребенок питался через трубку и испытал воздействие аппарата для искусственной вентиляции легких, он осторожно отнесется ко всем незнакомым вещам, попадающим к нему в рот. Новая соска, новая молочная смесь или новый метод кормления могут его напугать. Очень важно работать с ребенком медленно и настойчиво, используя только одну соску и только одну молочную смесь - лишь тогда малыш привыкнет относиться к ним без страха.


Ваш ребенок знает, сколько ему есть.
Даже крошечный ребенок знает, сколько ему требуется съесть. Однако если в больнице вашего ребенка кормили по графику, у него нет возможности ощутить, что такое голод и сытость и что такое питаться в соответствии с этими ощущениями. Теперь он дома, и очень важно научить его питаться по требованию. Наблюдайте за малышом, чтобы понять его сигналы голода, сытости, желания с вами пообщаться или сделать перерыв.


Недоношенные дети подают нестандартные сигналы голода. Недоношенные дети, а также больные дети, чьи кормления были нарушены еще на раннем этапе жизни, часто не могут ясно продемонстрировать, что они хотят есть. Сигналы такого ребенка более смазанные. Когда он голоден, он может уставать, раздражаться или засыпать, вместо того чтобы совершать жевательные движения. Голод заставляет его терять интерес к общению с вами и так изнуряет, что вам становится трудно привлечь внимание малыша. Его тело может становиться напряженным или, наоборот, ребенок начинает извиваться.
В первую очередь необходимо найти связь между сигналами ребенка и его голодом. В конце концов ваш малыш начнет осознавать, что такое быть голодным. Он сможет более четко показать вам, что хочет кушать.


Обучите ребенка правильной схеме сна. Хороший аппетит рука об руку идет с характером сна. Прежде чем кормить малыша, подождите, пока он проснется. Когда его сон глубок, разбудить его практически невозможно. Если ребенок шевелится, это может означать, что он проснулся или находится в активной стадии сна и скоро снова уйдет в глубокий сон. Малыш наверняка проснулся, если его шевеления продолжаются долгое время, и он даже начинает капризничать. Только в этом случае вы можете помочь ему окончательно прийти в себя и выполнить свою часть работы в питании.


Чтобы проснуться, ребенку нужна ваша помощь. Когда малыш начинает просыпаться, возьмите его на руки, но не торопитесь кормить до тех пор, пока он окончательно не придет в себя. Полным бодрствованием называется "время сразу после состояния дремоты и до того, как ребенок начнет нервничать. Большинству недоношенных младенцев сложно полностью проснуться без того, чтобы не расстроиться, поэтому вашей задачей является помочь им в этом. Помочь малышу проснуться и сосредоточиться вы можете, пообщавшись с ним. Смените ему памперсы. Поднесите ребенка к лицу (расстояние между вашим лицом и лицом ребенка должно быть около девяти дюймов (22,5 см) и дайте ему возможность изучить вас. Имитируя издаваемые им зву-. ки и выражение лица, делайте этю медленно и осторожно. Поэкспериментируйте с тоном голоса и касанием различных частей тела ребенка; обратите внимание на те действия, которые помогают малышу проснуться спокойным.
Производите их медленно, нежно. Не щекочите и не трясите ребенка, потому что это даст ему дополнительный повод понервничать и не поможет хорошо поесть. Вам совершенно не нужно, чтобы ребенок испытывал сложности с сосредоточением внимания на питании. Дайте ему возможность проснуться и ощутить голод, только потом кормите. Ребенку нужно время, чтобы подготовиться к кормлению. Таким образом он учится понимать, что такое ощущение голода и что нужно делать, чтобы это ощущение исчезло.


Помогите ребенку оставаться во время еды проснувшимся и спокойным. Будет замечательно, если со временем ваш ребенок привыкнет не засыпать во время еды. Если он во время кормления засыпает, такой сон не научит его ощущать сытость или сознательно усыплять себя. Рано или поздно вы захотите, чтобы он хорошо спал, и если вы будете относить его в кроватку сонным, но не заснувшим, он научится это делать. Беря ребенка на руки и поднося к своему лицу так, чтобы он вас хорошо видел, вы поможете ему не засыпать во время кормления. Пока он ест, говорите с ним мягким голосом.
Кормления должны быть плавными и непрерывными. Постарайтесь исключить все отвлекающие факторы, не трясите ребенка и не заставляйте его срыгивать (если только он не испытывает явного неудобства). Если ребенок закапризничал, мягко успокойте его, а затем снова предложите поесть. Если он показывает, что больше не хочет, не пытайтесь кормить его насильно.


Знайте, когда остановиться. Очень соблазнительно заставить ребенка поесть еще, когда он уже показал, что больше не хочет, но это не очень хорошая идея. Если вы хотите научить его обращать внимание на чувство голода, вы должны также научить его обращать внимание на чувство сытости. В противном случае, проголодавшись, малыш привыкнет к тому, что дальше последуют неприятные эмоции и ощущения, например неуважение к его персоне, выражающееся в насильном кормлении, и дискомфорт при переполненности желудка.
Когда ребенок наестся, он даст вам об этом знать: замедлит сосание, отвернется от соска, расслабит тело или сожмет губы. Его рефлекс поиска груди исчезнет. Некоторые дети, наевшись, начинают клевать носом, постепенно теряя интерес к сосанию. Другие теряют интерес к сосанию резко.
Если ребенок прекратил есть, дайте ему возможность отдохнуть и посмотреть на вас. Поговорите с ним тихим голосом^ Возможно, вскоре он снова почувствует голод. Предложите ему сосок, но не настаивайте. Своими действиями вы просто даете ему возможность не отказываться.


Вы должны быть уверены, что ребенок развивается. Недоношенные дети очень маленькие, и прогресс в их развитии всегда сложно увидеть. Вам необходимо подтверждение, что ваш ребенок хорошо развивается, но стандартные росто-весовые кривые здесь ничем не помогут. Попросите врача составить специальную росто-весовую кривую для недоношенных детей, где можно будет увидеть Е-показатель и то, как ваш ребенок набирает вес.


Не торопитесь отказываться от молочной смеси и переходить на твердую пищу. Принимая решение о переходе на твердую пищу, всегда руководствуйтесь тем, что ваш ребенок может делать, а не :гем, какого он возраста. Даже если вы посчитали возраст ребенка с учетом срока внутриутробного развития, это не поможет вам определить, когда следует переходить на твердую пищу. Чтобы ребенок научился любить подобную пищу, с ним нужно медленно и осторожно работать - он относится к новым вкусам и консистенции так же настороженно, как когда-то относился к соску. Не торопитесь. Придет время, и ваш малыш будет есть разнообразные блюда. Продолжайте давать ему молочную смесь до тех пор, пока он не освоится с твердой пищей. Это произойдет, когда ребенку исполнится по меньшей мере год с учетом срока внутриутробного развития. Если позже - ничего страшного: просто давайте ему молочную смесь в чашке, чтобы он привыкал пить и не отдавал все внимание соску.

 

Для выхаживания недоношенных детей главным условием является соответствующее питание. Это связано с активным ростом и построением новых тканей.
В адаптационный период происходит становление многих органов и систем. Обеспечение маловесного новорожденного ребенка бывает сложно в связи с незрелостью пищеварительной системы и интенсивностью обменных процессов.

 

Методы питания недоношенных и маловесных детей следующие:

 

  1. энтеральное питание (грудь матери, кормление из бутылочки, разовые катетеры, назогастральный и назодуоденальный способы);
  2. длительное зондовое питание;
  3. парентеральное питание.

 

Энтеральное питание


Показаниями к энтеральному питанию являются способность недоношенного ребенка к удержанию и усвоению женского молока или специализированных молочных смесей.
Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери в 1-е сутки жизни с установлением 7—8-разо-вого режима кормления. Во время кормления следят за появлением периорального и периорбитального посинения кожи, одышки, которые свидетельствуют об усталости ребенка и являются показанием к переводу на кормление сцеженным материнским молоком из бутылочки.

Детям с массой 1500—2000 г проводят пробное кормление из бутылочки, если сосание неактивное, то проводится полное или частичное зондовое кормление.
Глубоко недоношенные дети вскармливаются через зонд. Им проводится назогастральное кормление. Для этого используют мягкие, не травмирующие зонды. Перед кормлением проверяют объем оставшегося в желудке молока или смеси, который не должен превышать 10% от введенного количества.
Срыгивания большого количества содержимого желудка являются показанием для проведения назодуоденального введения питательных веществ, которое представляет определенные сложности и применяется редко.
Питание через зонд может назначаться в виде порционного и длительного питания, которое предусматривает определенную скорость введения. Шприц и передник заполняются женским молоком или питательной смесью и подсоединяются к зонду ребенка. Имеются различные съемы длительной инфузии грудного молока и молочных смесей. Их введение у глубоко недоношенных детей назначается круглосуточно. После 2-часовых инфузий следует делать перерывы. Другая схема предусматривает 3-часовое введение с 1-часовым перерывом, со скоростью введения в первые сутки 1,5—3 мл/кг/ч, постепенно скорость к 6—7-м суткам увеличивается до 7—9 мл/кг/ч. Это обеспечивает глубоко недоношенным детям в тяжелом состоянии больший объем питания. Такое проведение питания может исключить парентеральное питание.
Чтобы недоношенный ребенок получил в период своего становления все преимущества естественного вскармливания, молоко рекомендуется заготовить про запас. Лучший способ для этого — глубокое замораживание.
Для замораживания молока применяются специальные контейнеры одноразового пользования. Посуда для хранения молока должна быть стерильной.


Для успешного вскармливания недоношенного ребенка при сохранении сосательного рефлекса необходимо соблюдать следующие правила.

 

  1. После рождения ребенка следует приложить к груди матери.
  2. Прикладывать к груди как можно чаще.
  3. Использовать время кормления для укрепления эмоциональной связи с ребенком, нельзя нервничать.
  4. Нельзя резко отнимать ребенка от груди, лучше вложить палец между углом рта ребенка и соском для прекращения сосательного рефлекса.
  5. После кормления ребенка следует подержать на руках, чтобы из желудка вышел воздух.
  6. Кормящая женщина должна питаться 5 раз в день, сбалансированно, с небольшими полдниками между основными приемами пищи. Растительная диета должна составлять 2/3 от общего рациона. Ежедневно в пище должны быть продукты из злаковых культур, молоко. Питье должно быть полноценным, с применением фруктовых соков.

 

Парентеральное питание


Полное парентеральное питание назначается детям с глубокой недоношенностью в тяжелом состоянии, независимо от их гистационного возраста, но в этих случаях все равно назначается энтеральное питание в минимальных объемах для поддержания нормального функционирования слизистых оболочек и кишечника, предупреждения атрофии слизистой оболочки. Введение грудного молока через назогастральный зонд назначается через 12—48 ч после рождения ребенка в объеме не более 10 мл/кг/сутки. Это способствует нормальному функционированию кишечника.
Схемы и методы вскармливания недоношенных детей могут быть различными, в зависимости от массы тела.
При массе тела менее 1000 г назначается полное парентеральное питание и «трофическое питание», или частичное парентеральное питание и длительная зондовая инфузия.
Масса недоношенного ребенка 100—1500 г предусматривает назначение частичного парентерального питания и длительной зондовой инфузии или длительную зондовую инфузию.
При массе тела 1500—2000 г может проводиться или длительная зондовая инфузия, или порционное питание из бутылочки, или кормление только грудью.
При массе тела 2000—2500 г назначается зондовое и порционное питание или кормление грудью.
Объем суточного количества молока определяется из калорийности или функциональной емкости желудка, в последнем случае используется формула:


3-й день жизни х масса тела в кг,


что соответствует количеству молока на одно кормление при условии 6—7-разового кормления.
При расчете питания, несмотря на имеющуюся формулу, следует применять калорийный метод. К 17-му дню жизни потребности ребенка возрастают до 130ккал/сут. Использование женского молока предусматривает питание к месячному возрасту до 140 ккал/кг/сут.
Начиная со 2-го месяца жизни недоношенного ребенка с весом более 1500 г калорийность рациона снижается ежемесячно на 5 ккал/кг. Снижение калорийности у глубоко недоношенных детей производится после 3-месячного возраста.
Для недоношенного ребенка имеют значение количество и качество белкового комплекса пищи. Среднее количество белка должно составлять 2,8—3,1 г/кг/сутки, так как большее количество белка может привести к метаболическим нарушениям.

У недоношенного ребенка ферменты желудка активизируются к 26-й неделе гистации, а пептидаза кишечника достигает активности уже на 20-й неделе.
В продуктах питания для детей имеет значение содержание казеина в продуктах питания, который может оказывать нежелательный эффект в виде токсического воздействия, поэтому для недоношенных детей выпускаются смеси с преобладанием сывороточного белка. Соевые смеси не должны применяться в питании недоношенных детей, так как из них усвоение белка, углеводов и минеральных веществ затруднено.
Суточный рацион недоношенных детей должен содержать 5—7 г/кг жира. Панкреатическая липаза недостаточно активна у недоношенных детей, поэтому липолиз затруднен. В грудном молоке имеется липаза, которая участвует в процессе расщепления жиров. В состав специализированных смесей вводятся среднецепочечные триглицериды, которые всасываются без предварительного расщепления.
Кроме этого, в состав специализированных смесей вводятся липолевая и линоленовая кислоты, которые компенсируют созревание зрительного анализатора.
Недоношенные дети, независимо от вида вскармливания, должны получать 10—14 г/кг массы тела. В связи со сниженной активностью лактозы, составляющей 15—30% от ее уровня у зрелого новорожденного, для улучшения усвояемости углеводного комплекса в специализированных молочных смесях часть лактозы заменяется на декстринмальтозу.
У недоношенных детей имеется более высокая потребность в минеральных веществах, солях и витаминах, чем у обычных детей.
Потребность в кальции составляет 4,7 ммоль/кг, или 188 мг/кг/сутки, в фосфоре — 4 ммоль/кг, или 124 мг/кг/сутки, в магнии — от 2 до 6 мт/кг/сутки.
Ни женское молоко, ни обогащенные смеси не могут обеспечить достаточное поступление минеральных веществ. Недоношенным детям рекомендуется вводить специализированные добавки или продукты, где эти ингредиенты повышены.
Для предупреждения возможного образования кальцификатов в почках необходимо проводить контроль за выделением кальция с мочой.
У недоношенных детей очень низкие запасы железа, это связано со сниженным количеством эритроцитов в крови и возникновением анемии. Грудное молоко не обеспечивает поступления необходимого количества железа в организм недоношенного ребенка. Профилактика анемии заключается в назначении недоношенным детям, начиная с 2-недельного возраста, железосодержащих средств — 6 мг/кг/сутки.
Недостаток витаминов в питании детей может быть причиной заболевания отдельных органов и систем недоношенного ребенка.
Комплексное действие витаминов А, Е, С, бетакацотина обусловливает мощную оксидантную защиту и формирование иммунного ответа организма.
Витамин D обеспечивает обмен кальция, влияет на мышечную функцию, формирование костной системы.
Витамины группы В участвуют во всех обменных процессах, процессах роста и нормального пищеварения.
Таурин принимает участие в формировании зрительного анализатора и центральной нервной системы.
Инозит влияет на синтез витаминов микрофлоры кишечника.
Карнитин регулирует обмен глютаминовой кислоты, играющей значительную роль в развитии деятельности головного мозга.

 

Особенности вскармливания недоношенных детей грудным молоком


Почти всех маловесных детей можно кормить молоком матери.
Имеется четкое различие между качественным составом грудного молока у матерей, родивших в срок и родивших маловесных детей. Состав женского молока родивших раньше срока имеет высокую энергетическую ценность и содержит больше белка (1,6 в 100 мл), в нем имеет место высокая концентрация незаменимых аминокислот. В таком составе оно лучше усваивается недоношенным ребенком. Недоношенный ребенок, достигший веса 1800 г, уже умеет сосать грудь при возрасте свыше 34-х недель беременности. Маловесные дети почти не бодрствуют, и у них нет сил сосать грудь часто и долго. Они нуждаются в докармливании.

Однако в связи с повышенной энергией роста грудное молоко не всегда обеспечивает необходимыми веществами при высоких темпах его развития. Дети с массой тела меньше 1500—2000 г испытывают дефицит в белке, кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке, витаминах В2, В6, С, D, Е, К, фолиевой кислоте, и нуждаются в обогащении рациона.
Малая прибавка в весе или отставание в наборе веса является свидетельством неправильного вскармливания недоношенного ребенка.
Для того чтобы сохранить естественное вскармливание и удовлетворить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах, становится возможным применение усилителей. Они представляют собой специализированные белково-минеральные комплексы, внесение которых в свежесцеженное молоко женщины позволяет устранить их недостаток в рационе преждевременно родившихся детей. Обычно они упаковываются в пакетики и добавляются в соответствии с инструкциями к 50 или к 100 мл свежесцеженного женского молока («Пре-Семп» и др.).
Для обогащения молока витаминами кормящим женщинам назначаются поливитаминные препараты. Этот способ является более безопасным, чем использование белково-витаминных добавок, что снижает возможность передозировки.

 

Искусственное вскармливание недоношенных детей


Современные технологии помогают выхаживать детей, родившихся с маленькой массой тела. Назначение искусственного вскармливания для недоношенного ребенка обусловлено особенностями его пищеварительного тракта: снижение или полное отсутствие сосательных и глотательных рефлексов, ограниченная выработка панкреатических ферментов, лактозы, снижение усвоения жиров, низкое выделение желудочного сока, неспособность желчи эмульгировать желчные кислоты.
Характерна повышенная проницаемость сосудистой стенки. Эти моменты должны учитываться при сроках гистации до 32 недель беременности.
Со стороны преждевременно родивших женщин возникает невозможность обеспечить ребенка материнским молоком.
Питание недоношенных детей представляет собой только специализированные смеси. Эти смеси отличаются от стандартных смесей содержанием белка в 100 мл — 1,9—2,4 г/кг.

Обязательным является преобладание сывороточных белков над казеином. В них выше энергетическая ценность. Углеводы представлены, кроме лактозы, декстринмальтозой. Повышено содержание минеральных веществ и микроэлементов. В настоящее время намечается тенденция к снижению белка в специализированных продуктах для недоношенных детей за счет улучшения белкового компонента, увеличения сывороточных белков и их гидролиза. В состав молочных смесей для недоношенных детей обязательно входят аминокислоты — таурин и карнитин. В случае необходимости отмена специализированных продуктов проводится постепенно.
В настоящее время применяется ряд смесей для вскармливания недоношенных детей. Примером может быть смесь Пре-НАН, которая содержит:

 

  1. повышенный уровень белка — соответствие высокой потребности недоношенных детей;
  2. 70% сывороточного белка — легкая усвояемость;
  3. 30% жирового состава в виде среднецепочечных триглицеридов;
  4. ДПНЖК (DHA/ARA) — оптимальное развитие мозга и сетчатки, повышение сопротивляемости организма инфекциям;
  5. селен — антиоксидантная защита.


Другая смесь Пре-Нутрилон, которая характеризуется следующими признаками:

 

  1. повышенное содержание белка и жиров;
  2. калорийность;
  3. соотношение «казеин — сывороточный белок» — 40: 60;
  4. сниженное содержание лактозы (50% углеводного компонента);
  5. обогащена таурином (5,5 мг/100 мл);
  6. идеальное соотношение Са: Р = 2 : 1;
  7. повышенное содержание железа;
  8. оптимальное содержание витаминов и микроэлементов. Введение специализированных смесей в рацион ребенка осуществляется постепенно с учетом индивидуальной непереносимости в течение 5—7-ми дней.


Искусственное вскармливание специализированной смесью продолжают до достижения ребенком веса 3000—3500 г. Если у ребенка наблюдается маленькая прибавка в весе, то специализированная смесь используется в рационе ребенка в объеме 1—2 кормлений или для разведения каш. Это проводится под контролем расчета питания по калорийности и по содержанию в нем основных пищевых веществ.
Сохранение лактации матери ребенка является неотъемлемым требованием при вскармливании недоношенного ребенка. Фирма Hipp предлагает для кормящих матерей чай, который стимулирует выработку грудного молока, содержащий экстракты лактогенных трав — аниса, крапивы, фенхеля, тмина, мелиссы и др. Чай положительно влияет на здоровье матери и ребенка.

Перепечатка материалов с сайта строго запрещена!




© 2010-2013 sweli.ru