Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Естественная психология детей грудного возраста и раннего детского возраста

Естественная психология детей грудного возраста и раннего детского возраста

Естественная психология детей грудного возраста и раннего детского возраста

В период от двух до пяти или семи лет любой нормальный ребенок переживает самые непростые конфликты ввиду сильнейших поведенческих реакций, влияющих на сферу чувств и личные отношения.

Если же говорить о качественной стороне этих поведенческих проявлений, то это в меньшей степени похоже на то, что происходило во младенчестве (главным образом, система пищеварения), а в большей - на то, с чем нам придется столкнуться гораздо позже, во время пубертата, когда будут зарождаться некие основы взрослой сексуальной жизни. Как на уровне сознания, так и в бессознательном у ребенка возникают такие фантазии, что позволяет ему идентифицировать себя с матерью и отцом, женой и мужем, а на телесном уровне эти фантазии сопровождаются возбуждением, которое переживает любой нормальный взрослый.

В то же самое время можно констатировать установление отношений между человеческими существами. Пройдет еще немного времени и маленький мальчик или девочка будут продолжать учиться воспринимать внешнюю действительность и осознавать то, что у матери есть своя собственная жизнь, и что на самом деле ею нельзя обладать, так как она принадлежит кому-то еще.

И как следствие мы имеем то, что любовь сменяется ненавистью, ревностью и болезненными эмоциональными конфликтами, а также всевозможными личными переживаниями. В тех же случаях, когда конфликт оказывается непереносимым, мы имеем утрату полной дееспособности, комплексы, «вытеснение в подсознание» и т. д, - все то,что приводит к формированию симптома. Ребенок старается напрямую выражать свои чувства, а некоторое облегчение он получает лишь через игру и отчасти через речь.

Итак, в подобных вопросах роль детского учреждения является крайне важной. Таким образом, на протяжении нескольких часов в день ребенок оказывается в такой атмосфере, которая является не столь эмоционально заряженной, как дома, что дает ребенку некую передышку. Кроме того, здесь могут также формироваться некие новые отношения, не столь интенсивные, как дома, и дети сами демонстрируют это как нельзя лучше.

Детский сад, который символизирует дом, но не является альтернативой настоящему дому ребенка, может предоставить ребенку возможность установления глубоких личных отношений с кем-то еще, помимо собственных родителей. Ребенок может подружиться с кем-то из персонала или другими детьми, и это будет происходить в толерантном, но устойчивом окружении.

Однако, не стоит забывать и о том, что наряду с возможностью стать более зрелым, в иных областях мы как раз сталкиваемся с незрелостью. Так, например, полное понимание происходит не во всем, скажем, когда мы ожидаем от маленького ребенка скорее субъективного, нежели объективного восприятия мира, в особенности, если речь идет о сне и пробуждении. Испытывая тревогу, ребёнок с легкостью возвращается в инфантильную позицию зависимости, а зачастую это может привести и к тому, что инфантильное недержание (мочи или кала) будет происходит снова и снова, равно как и инфантильная неустойчивость, когда ребенок испытывает фрустрацию. Из-за этой незрелости детский сад должен взять на себя некие функции матери, которая в самом начале не справилась со своей задачей, если говорить об ощущении ребёнком надежности.

Мы не станем утверждать, что ребенок в возрасте от трех до пяти лет в состоянии дифференцировать чувства любви-ненависти к одному и тому же человеку. Более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации -это как-то отделить хорошее от плохого. Мать ребёнка, которая неизбежно стимулировала у ребенка как любовь, так и гнев, находится рядом с ним. И именно благодаря ей ребенок узнал о том, что такое хорошо, и что плохо для нее самой. Поэтому ребенок начинает испытывать чувство вины. Он также сталкивается и с агрессией, направленной против нее, испытывая к ней любовь и видя ее недостатки.

Если говорить о чувстве вины и агрессии, то здесь немаловажен и фактор времени. Таким образом, мы можем видеть следующую цепочку: любовь (с агрессивными элементами); ненависть; все то, что происходит на уровне пищеварения; вина; компенсаторные реакции (непосредственное выражение) или конструктивная игра. Если ребенку недостает таких компенсаторных реакций, его реакцией на это будет неспособность испытывать чувство вины и, в конце концов, утрата способности любить. Детский сад продолжает выполнять эту задачу, которая когда-то лежала на матери, обеспечивая стабильность (персонал), а также предоставляя возможности для конструктивной игры, что позволяет каждому ребенку найти свой собственный способ справиться с чувством вины, если говорить об агрессивных и деструктивных импульсах.

Одной из важнейших задач, уже когда-то выполненных матерью, можно назвать «отнятие ребенка от груди». Отнятие от груди означает то, что мать дала ребенку что-то хорошее; что она действительно дождалась того момента, когда ребенок был готов к этому и справилась со своей задачей, несмотря на возникающую злость с его стороны. Приходя из дома в детское учреждение этот опыт в какой-то степени воспроизводится ребенком. Поэтому подробное изучение семейной истории (как на самом деле происходило отнятие от груди) действительно очень помогает молодому воспитателю понять первые трудности, которые могут возникнуть в детском саду. Когда ребенок быстро привыкает к детскому саду, воспитатель может видеть в этом продолжение того, как мать когда-то успешно справилась со своей задачей «отнятия от груди».

Можно отметить и иные области, в которых мать, не имея каких-то специальных знаний, выполняет очень важные задачи, закладывая основы для последующего психического здоровья ребенка. Так, например, без ее поэтапного представления внешней реальности ребенку, он не имеет никакой возможности построить удовлетворительные отношения с миром.

В воспитании и дошкольном образовании делает акцент на чем-то среднем между сном и реальностью; в частности, игра рассматривается как нечто очень позитивное, также используются всевозможные истории, рисование и музыка. Поэтому особенно в этой области детский сад может внести свой особый вклад и помочь ребенку выстроить некие рабочий альянс между свободолюбивыми идеями и поведением, которое должно быть группово-ориентированным.

Поскольку мать постоянно смотрит на своего младенца и видит в нем человеческое существо, он может постепенно интегрироваться и стать личностью. Этот процесс не является завершенным в возрасте трех-пяти лет, и в это время остается потребность в неких личных отношениях, чтобы каждого ребенка знали по имени, чтобы его одевали так, как он себя ощущает, и воспринимали соответствующим образом. В наиболее благоприятных случаях индивидуальность ребенка проявляется со временем настолько сильно, что уже сам ребенок решает, участвовать ли ему в какой-то групповой деятельности.

Если говорить о физиологии ребенка с рождения (или еще до рождения) да и потом, то во многом это психологический процесс. То, как мать держит ребенка, как она его купает, кормит, все то, что она делала с ребенком, впоследствии добавляется к тому первому представлению, которое сформировалось у ребёнка о матери; здесь же немаловажно и то, как она выглядит, и другие ее качества и чувства.

Благодаря постоянному холдингу ребёнок чувствует, что тело - это то место, где находится его душа. Надо сказать, что детский сад продолжает действовать в этом же направлении и обеспечивает ребенку благоприятную для него среду, выполняя важнейшую задачу психической гигиены. Кормление - никогда не означает просто получать пищу; это несколько иные действия, когда воспитатель продолжает работу матери. Сотрудники детского сада, как и мать, могут проявлять свою любовь через кормление ребенка и также, как и мать, они готовы к отказу со стороны ребенка (ненависти, подозрений), равно как и принятия (доверия). В детских садах нет места чему-то безличному или механистическому, потому что для ребёнка это означает враждебность или (что еще хуже) вмешательство.

Представление о материнской роли и потребностях ребёнка, о чем мы говорили выше, достаточно четко показывает нам, что воспитатель в детском саду должен быть знаком с материнскими функциями, а его главная задача сводится к образовательным функциям в начальной школе. Мы действительно испытываем нехватку преподавателей психологии, но воспитатели могут почерпнуть всю необходимую им информации из других источников: наблюдая за тем, как обращаются с детьми их родители, мать, отец и другие члены семьи.

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 2156 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…