Главная»Дети»Здоровье ребенка»Неврологическое и психическое развитие ребенка по возрастам

Неврологическое и психическое развитие ребенка по возрастам

Неврологическое и психическое развитие ребенка по возрастам

Развитие протекает при взаимодействии конституционально-генетических предпосылок (биологических факторов) и влияний окружающей среды (экзогенных факторов).

Функциональная активность ЦНС зависит не только от количества и качества нейронов и их связей (синапсов), но и от действия внешних факторов, уже на дородовом этапе влияющих на структурную и функциональную дифференцировку цнс.

Важные указания для оценки развития

Моторные функции оценивают путем наблюдения за позами и движениями (спонтанными или вызванными). Выделяют тонкие и основные моторные функции.

При анализе поведения обращают внимание на умение устанавливать контакты, способность реагировать, аффективные и эмоциональные выражения, настроение, инициативность и уровень активности.

Когнитивное развитие исследуют при помощи определенных вопросов или особых методик тестирования (тест на уровень интеллектуального развития).

Уровень развития речи оценивают во время игры и при беседе.

Ошибочные оценки возможны в случаях физической инвалидности или функциональных нарушений органов чувств, что сказывается на социальных и когнитивных способностях.

Поскольку поведение ребенка может быстро меняться, учитывают влияние ситуации, например, незнакомое окружение в больнице.

Наблюдение за поведением во время игры позволяет получить достаточно полное представление о способностях и социальном поведении ребенка.

Опрос родителей позволяет получить информацию о поведении ребенка, касающемся выполнения определенных заданий, например одевание и раздевание, прием пищи, прививание гигиенических навыков.

Новорожденный и его поведение

Уровень развития нервной системы при рождении обеспечивает определенные вегетативные процессы, способность ребенка к стереотипным движениям и возможность получения первого опыта в новом окружении вне чрева матери.

Устаревшее представление о ребенке как о «вегетативном существе» опровергнуто многочисленными наблюдениями: новорожденный имитирует, например, выражение лица взрослого или обучается определенным движениям при кормлении, выполнение которых улучшается по мере роста ребенка. Эти наблюдения позволяют предположить функциональную активность коры головного мозга.

Моторное поведение новорожденного характеризуется непроизвольными, ненаправленными движениями, а также рефлексами или реакциями:

  • поисковым, сосательным и глотательным рефлексами, гарантирующими успех кормления;
  • хватательными рефлексами кистей и стоп;
  • рефлексом Моро (так называемым рефлексом обхватывания) как выражением тесной связи с телом матери.

Для оценки целостности ЦНС важны не только различные рефлексы и реакции, но и наблюдение за двигательной активностью и способностью к реагированию (например, успокоение при разговоре, обращенном к ребенку; способности к подражанию, зрительный контакт). Эти данные позволяют сделать вывод об уровне развития ребенка (различия между доношенными и недоношенными детьми) и о нарушениях, вызванных осложнениями в пренатальном и перинатальном периодах.

Данные осмотра новорожденного, свидетельствующие о патологии:

  • повышенная возбудимость или мышечный гипертонус, например, сильно сжатые в кулаки кисти, зажатый в кулак большой палец, опистотонус (чрезмерное разгибание, мышечная ригидность);
  • гиподинамия, апатия или мышечный гипотонус, расстройства сознания вплоть до комы;
  • различная двигательная активность левой и правой сторон тела (гемисиндром);
  • мозговые припадки («аморфные судороги новорожденных»);
  • необычное поведение при кормлении.

Моторное и психическое развитие грудных детей

Быстрое развитие мозга в первые месяцы жизни:

  • троекратное увеличение массы мозга на первом году жизни благодаря процессам роста и дифференцировки; количество нейронов возрастает лишь ненамного, но значительно усиливаются связи между клетками;
  • нарастающая миелинизация с изоляцией нервных волокон повышает скорость проведения и улучшает функциональные способности.

Моторное развитие

Угасание так называемых первичных рефлексов и реакций (рефлексов и реакций новорожденных: рефлекс Моро, шаговый рефлекс).

Появление реакций равновесия и опоры, способствующих освоению прямохождения и независимому использованию рук.

Ключевые этапы развития

1 мес Ребенок, поддерживаемый только в области живота, может в течение нескольких секунд держать головку
3 мес Уверенное удерживание головки в положении на животе, опора на предплечья
6 мес При медленном «присаживании» руки сгибаются, держит головку
9 мес Уверенное и свободное сидение с прямой спиной
12 мес Долгое стояние с удерживанием за мебель
18 мес Уверенное и свободное хождение с все более эффективным контролем равновесия
2 года Ребенок уверенно бегает, обходя препятствия
3 года Эффективная координация ходьбы и управление трехколесным велосипедом
4 года При подъемах и обходах свободная ходьба, смена ног без затруднений 6 лет Свободное подпрыгивание на одной ноге с контролем равновесия
6 лет Свободное подпрыгивание на одной ноге с контролем равновесия

Советы, подсказки и частые ошибки

Очередность отдельных этапов развития различна, поэтому установить границы нормы проблематично.

Процесс развития зависит и от привычек. В отличие от детей, ежащих преимущественно на спине, дети, предпочитающие лежать на животе, часто демонстрируют другие виды движений.

Социальные контакты

Новорожденный уже устанавливает контакт с близким человеком, чаще всего, с матерью. «Социальная улыбка» появляется в возрасте 6—8 нед. С 3 мес ребенок активно общается, демонстрирует в своем социальном поведении интерес и «обратную связь».

На втором полугодии жизни ребенок начинает различать чужих и близких людей —» «ребенок дичится посторонних», «страх восьми месяцев».

Формирование речи

Формирование речи начинается со звуков и слогов, изменяющихся и улучшающихся при подражании (имитации), сначала — еще независимо от слуха.

Для дальнейшего развития речи важны слуховое восприятие и межличностные контакты с соответствующими реакциями и взаимодействиями.

Советы, подсказки и частые ошибки

При нарушении слухового восприятия грудной ребенок на втором полугодии жизни перестает лепетать—> важный признак нарушений слуха.

Этапы формирования речи

1-7 нед Фаза крика
2-10 (12) мес Период лепетания
12-18 мес Предложения из одного слова
18-24 мес Предложения из двух-трех слов, словарный запас около 20 слов
2-3 года Ребенок сам называет свое имя, все меньше говорит о себе в третьем лице; ранняя грамматическая фаза
3-4 года Структурирование предложений улучшается
4-6 лет Приближение к речи взрослых

Различные этапы развития ребенка можно проследить при помощи шкалы Денвера, охватывающей различные области развития вместе с вопросами и наблюдениями. В каждом случае указывают область перцентильной таблицы, считающуюся нормой для определенного возраста.

Моторное, когнитивное и психическое развитие детей младшего и школьного возраста

Моторное развитие

Непрерывно улучшается координация движений.

Совершенствуются реакции равновесия; улучшается их координация.

Возрастает разнообразие согласования последовательных целенаправленных движений.

Развивается целенаправленность, экономичность и точность движений.

Ключевые моменты для оценки двигательной координации в детском возрасте

Возраст Навыки
2 года Сидение на корточках во время игры, свободное стояние
3 года Стояние и ходьба на носочках
4 года Стояние на одной ноге в течение 3-5 с
5 лет Уверенное стояние на одной ноге >8 с
6 лет Уверенное стояние на одной ноге >10 с

В школьном возрасте увеличиваются силы и способности к выполнению различных видов деятельности. Возможно обучение специальным видам деятельности, однако это целесообразно только в известных границах.

Психическое и когнитивное развитие

Постоянно улучшаются разговорные способности.

Возрастает самостоятельность при установлении социальных контактов, этому способствуют и собственные желания (трудный возраст).

С поступлением в детский сад, включением и интеграцией в группу начинается отделение от родительского дома.

Развивается поведение, необходимое для посещения школы, например, способность к логическому и абстрактному мышлению с формированием определенных «схем мышления», знакомство и следование общепринятым правилам.

В школьном возрасте возрастает социальная компетенция в различных областях, возникает дружба, ребенок участвует в групповых видах деятельности (например, спортивные клубы).

Растет самостоятельность и самосознание, управление собственным поведением становится все эффективнее.

Умственное развитие (в соответствии с концепцией Джеан Пиагет)

Возраст Навыки
Рождение - 2 года

Обнаружение комбинации «цель-средство»

Активное обучение опытным путем

2-7 лет Опыт путем проб и ошибок
7-10 лет

Конкретные логические операции

Восприятие и соблюдение общепринятых правил

11 лет и старше Причинное мышление, индуктивные выводы (от частного к общему), преодоление формального логического мышления

Изменения во время полового созревания и подросткового периода

Необходимость принять физические последствия полового созревания (менархе, поллюции).

Первые гетеросексуальные отношения, иногда —установление гомосексуальных отношений.

Протест против прежних авторитетов (родители, учителя) с обращением к группе сверстников, имеющих сходные ценности.

Угроза отрицательного влияния окружения, особенно при отсутствии поддержки семьи (например, курение, молодежные секты, наркотики).

Иногда — аномальные психические реакции в рамках так называемых пубертатных кризов, которые сложно понять и при случае отличить от психических заболеваний.

Советы, подсказки и частые ошибки

При общении с подростками врачам и ухаживающему персоналу необходим особый такт. Для установления необходимых доверительных отношений в беседе следует учитывать чувство стыда и особенности социальных контактов.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 2119 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…