Главная»Дети»Здоровье ребенка»Уход за больным ребенком в домашних условиях

Уход за больным ребенком в домашних условиях

Уход за больным ребенком в домашних условиях

Уход, обслуживание и консультирование больных детей, детей-инвалидов и/или умирающих детей в домашних условиях.

.

При этом важно учитывать возможности и ресурсы ребенка и его семьи. В целом, всегда следует считать ухаживающий персонал гостем в семье!

Правовые основы

Право на домашний уход утверждено законодательно, в частности, и для детей.

Социологические основы:

  • зависимость ребенка от первичных лиц, имеющих к нему отношение;
  • зависимость от социального обеспечения в имеющихся условиях;
  • привязанность ребенка к привычному окружению;
  • структура отношений в семье.

Если заболевает ребенок, то страдают и родители, а также семейное и социальное окружение—» помимо ребенка, к клиентам домашнего ухода относят всю семью. Учитывать сигналы от семьи!

Определение социально-семейных структур

Семья полная? Кто из родителей присутствует при проведении процедур ухода?

Есть ли разница в положении матери и отца? Какое положение они занимают в семье?

Имеются ли в семье другие дети, бабушки, дедушки и т.д.? Какие роли они выполняют в семье? Отсылают ли их на время прихода ухаживающего персонала?

Влияет ли положение в семье на выполнение ухода?

Поводы для оказания ухода на дому

Родители больных детей, детей-инвалидов и/или умирающих детей не справляются (еще не справляются или уже не справляются) с уходом и обслуживанием ребенка, или уход за ребенком сопровождается повышенными требованиями к родителям.

Родители не выдерживают (уже не выдерживают) психической нагрузки, вызванной тяжестью заболевания/инвалидности их ребенка.

Ситуации, требующие профессионального руководства, консультирования и/или поддержки ребенка, а также его семьи, несмотря на компетентность родителей в уходе.

Постановка целей

Избегание/сокращение сроков госпитализации.

Предотвращение психологических травм, связанных с разлукой, и «госпитализма».

Подтверждение лечения, назначенного врачом.

Самостоятельное определение образа жизни больных детей/ детей-инвалидов и их семей.

Внимание к желаниям и потребностям детей и их семей.

Укрепление компетенции родителей при проведении ухода: инструктирование, консультирование, эмоциональная поддержка.

Разгрузка родителей (например, родителей детей, находящихся на постоянной ИВЛ).

Улучшение понимания заболевания внутри семьи.

Установление контактов с группами самопомощи, диспансерами или специальными учреждениями здравоохранения и социального обеспечения.

Определение условий

Для оказания ухода за больными детьми/детьми-инвалидами в домашних условиях предварительно следует остановиться на определенных условиях и разъяснить некоторые вопросы.

Условия для ухода за больными детьми в домашних условиях

Письменное назначение вида ухода лечащим врачом (при покрытии медицинской страховкой):

  • родители получают от врача «Направление на домашний уход»;
  • родители заполняют формуляр с обратной стороны и обязательно заверяют подписью;
  • служба по уходу, обычно совместно с ухаживающим персоналом и руководством службы по уходу, заполняет нижнюю часть формуляра;
  • формуляр отправляют в соответствующую страховую компанию.

Определение необходимого ребенку этапа ухода (при покрытии ухода медицинской страховкой; этап определяет медицинская служба страховой компании).

Стабильное состояние здоровья ребенка, например:

  • после предыдущего лечения в больнице;
  • после амбулаторного вмешательства;
  • при направлении на лечение, не подлежащем обсуждению.

Готовность и способность родителей к уходу на дому.

Благоприятная домашняя ситуация, уход гарантирован даже в отсутствие ухаживающего персонала.

Условия проживания, соответствующие уходу:

  • гигиена;
  • размещение ребенка;
  • применимость средств для ухода и вспомогательных средств.

Выяснение способа оплаты расходов (страховая компания, компания по уходу, отдел социального обеспечения, при необходимости — другое).

Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами смежных профессиональных групп, такими, как участковый педиатр, лечащий врач в стационаре; специальный амбулаторный прием в больнице, ранняя активизация, физиотерапия, социальные службы, при необходимости — консультация нарколога. Информация для родителей и опекунов

Ухаживающим родственникам необходимо письменное представление службы ухода и описание оказываемой помощи, содержащее следующие данные:

  • предварительный перечень процедур;
  • форма и выполнение ухода;
  • личное оформление;
  • доступность службы по уходу;
  • вид и форма кооперации с другими службами;
  • вид и форма восприятия функций консультирования;
  • заключение договора об оказании услуг по уходу.

В договор об оказании услуг по уходу необходимо включать вид, содержание и объем ухода, а также размеры оплаты, согласованные с организацией, оплачивающей лечение; как правило, заключение договора входит в обязанности руководства службы ухода.

Организация

Специализация отдельных служб по уходу

Уход за детьми, находящимися на постоянной ИВЛ.

Уход за детьми с онкологическими заболеваниями.

Прием детей для дальнейшего ухода после стационарного лечения.

Уход за матерями с новорожденными, особенно — с недоношенными детьми и детьми с низкой массой тела при рождении.

«Замена ухода» за тяжело больными детьми в стационарных условиях с целью круглосуточного обслуживания в домашних условиях.

Большая часть служб по уходу отвечает на все запросы.

Оформление плана дежурств

Регулярные обсуждения в коллективе в заранее установленные дни и по договоренности.

Установление совместного плана дежурств учреждения; принимать во внимание пожелания сотрудников по поводу отпуска и свободного времени.

Регулировка замен, в частности, на случай болезни.

Регулировка последовательности работы сотрудников, если речь идет о лечебных процедурах, проводимых в определенное время (например, инъекции в определенное время дня).

Сверхурочные часы возмещаются, как правило, в виде свободного времени.

Распределение готовности к вызову.

В домашнем уходе очень важны отзывчивость и гибкость относительно времени работы.

Процесс обслуживания

Задачи среднего/младшего медицинского персонала: инструктирование, поддержка и выполнение процедур по уходу; разгрузка родителей детей, требующих тяжелого ухода.

Цель — обучить детей и родителей самостоятельному уходу или (при очень высоких затратах) обеспечить длительный уход в домашнем окружении.

Родители имеют общий взгляд на ситуацию и потребности своего ребенка. Несмотря на знания и опыт ухаживающего персонала, при уходе за собственным ребенком родители все же наиболее компетентны, даже если отдельные манипуляции (например, измерение уровня глюкозы в крови) они поначалу выполняют не так профессионально, как ухаживающий персонал.

Частота посещений зависит от:

  • степени тяжести заболевания;
  • частоты проводимых процедур;
  • компетентности и надежности семьи при уходе;
  • объема финансирования организации, оплачивающей лечение;
  • объема ухода, выполняемого социальным окружением (например соседями, друзьями).

Именно в случаях тяжело больных детей/детей с тяжелой инвалидностью служба по уходу часто становится единственной возможностью разгрузки родителей!

Каждая сотрудница ухаживает за «своими» семьями. По договоренности с коллегами она может самостоятельно распределять свои часы дежурств, при необходимости — работать и в послеобеденные, и вечерние часы.

Работа с семьей может быть прекращена только тогда, когда родители самостоятельно справляются с уходом за своим ребенком. Советы, подсказки и частые ошибки

Подумать о том, не влияет ли выполнение родителями неприятных/болезненных процедур на взаимоотношения «родители—ребенок»!

Качество ухода и контроль качества

Принципы обеспечения качества

Гарантии профессионального и компетентного ухода, отвечающего потребностям больных детей, в соответствии с общепризнанными знаниями и экономически допустимыми условиями.

Обеспечение сотрудничества всех лиц, участвующих в уходе за ребенком, с помощью информирования и обмена данными.

Создание доверительных отношений между больным ребенком, семьей и персоналом.

Гибкое реагирование на требования больного ребенка и его семьи.

Уважение и поддержка индивидуального образа жизни и компетенции семьи и ребенка.

Требования к владельцам учреждения

В учреждениях должен работать специально обученный ухаживающий персонал, постоянно отвечающий за:

  • рабочий план ухаживающего персонала, ориентированный на индивидуальную потребность семьи;
  • профессиональное руководство служебными совещаниями;
  • профессиональное ведение документации по уходу;
  • профессиональное планирование процесса ухода.

Обеспечение замены ответственного, специально обученного персонала с соответствующей квалификацией.

Гарантии профессиональной подготовки руководства и сотрудников путем профессионально ориентированного повышения квалификации.

Предоставление специализированной литературы для постоянного обновления знаний сотрудников.

Требования к ухаживающему персоналу

Персонал с опытом работы в различных областях ухода за детьми в стационарных условиях, по возможности — с законченным курсом повышения квалификации по специальности среднего/младшего медицинского персонала по уходу за больными детьми в амбулаторных условиях.

Готовность к ответственным действиям и самостоятельной работе: самостоятельное планирование работы с учетом всех данных о семье; принцип «помощь для самопомощи» или, соответственно, «отступающий (постепенно сокращающийся в объеме) уход».

Знания и приобщение профилактики при уходе и лечении.

Привлечение возможностей родителей и семьи для самопомощи.

Положительное восприятие желания родителей отстраниться от процесса ухода.

Медицинские уступки при уходе в связи с семейным и жилым окружением:

  • работа с меньшим количеством вспомогательных средств по сравнению с клиникой;
  • ориентация на «семейный уровень»;
  • положительное восприятие контроля со стороны родителей и ухаживающих родственников.

Квалифицированное общение с родителями, участниками и родственниками на основе профессионального опыта и особых знаний из области ведения бесед.

Выяснение собственных границ в педагогических, психологических и социальных вопросах.

Положительное восприятие нерегулярного рабочего времени, дневных, ночных дежурств, а также дежурств в выходные и праздники.

Готовность к сотрудничеству со специалистами смежных специальностей, оказание специализированной и уместной помощи, объединение и интеграция различных помощников.

Уважение и терпимость по отношению к представителям других культур, людям с другими представлениями о мире, другим образом и условиями жизни.

Готовность к повышению квалификации.

Водительские права.

Требования к учреждению/руководству службы ухода

Круглосуточная доступность службы по уходу.

Планирование времени работы в соответствии с индивидуальными потребностями детей и их родителей.

Гарантии ухода даже в отсутствие ответственного ухаживающего персонала.

Регулярные коллективные обсуждения, супервизии, а также повышение квалификации для обеспечения гарантии качества.

Организация и проведение информационных курсов для ухаживающих родственников.

Подготовленный информационный материал для пациентов/ родственников.

Постоянная готовность необходимых вспомогательных средств.

Обсуждение и ведение переговоров с организациями, оплачивающими лечение.

Содействие лечению и консультированию.

Поддержание контактов с больницами, врачами, лечащими врачами, а также с общественными службами здравоохранения и социальными службами.

Готовность к повышению квалификации.

Процесс ухода в домашних условиях

Уход за больным ребенком на дому ориентирован на его образ жизни, биографию, семейное и социальное окружение, а также на его потребности и желания. Уход проводят в виде процесса, в соответствии с индивидуально выработанным планом. При этом находят применение стандарты ухода, соответствующие актуальному состоянию специальных знаний по уходу за больными детьми. Необходима регулярная проверка стандарта.

Уход планируют, выполняют, документируют, а также проверяют. Для этого используют систему документации, разработанную специально для ухода за больными детьми в домашних условиях.

Этапы процесса ухода. Качество результата

Совместно с родителями и, если возможно, при участии ребенка при каждом домашнем посещении демонстрируют течение и успехи ухода.

Определяют, есть ли еще неиспользованные способности и ресурсы, которые могут быть активированы. Беседы часто очень полезны!

Дальнейшие действия в соответствии с планом ухода осуществляют при тесном сотрудничестве родителей, ребенка и сотрудника среднего/младшего медицинского персонала.

При помощи документации по уходу и планированию ухода можно установить, была ли достигнута поставленная цель ухода.

Часто для достижения сотрудничества со стороны ребенка необходима подготовка до процедуры и после нее или, соответственно, проведение мероприятий по уходу в игровой форме.

Группы пациентов

Недоношенные и новорожденные/грудные дети, находящиеся в группе риска

При стабильности состояния и гарантированном домашнем уходе недоношенных детей, детей с низкой массой тела при рождении и детей от многоплодных беременностей можно выписать уже при массе тела менее 2000 г, даже с питательным зондом. Поскольку в подобной ситуации к родителям часто предъявляют повышенные требования, то, помимо врачебного контроля, необходима поддержка ухаживающего персонала. Персонал предлагает родителям инструктирование/консультирование, а также эмоциональную поддержку, ориентированную на действия, и тем самым способствует профилактике заболевания.

Задачи:

  • контроль массы тела;
  • оценка свойств кожи и слизистых оболочек ребенка;
  • оценка детского поведения и развития;
  • установка и смена питательных зондов;
  • зондирование;
  • при необходимости — консультирование матери по поводу грудного вскармливания;
  • наблюдение за количеством, консистенцией и содержимым вводимой пищи и жидкости;
  • разъяснение действий во время купания, переодевания;
  • способствование ранней активации, физиотерапия.

Дети с острыми заболеваниями

Медицинские сестры/санитары принимают на себя ответственность за проведение лечебных мероприятий, чтобы избежать направлений на госпитализацию детей с острыми заболеваниями, или при преждевременном завершении пребывания ребенка в больнице.

Постановка целей

  • Подкрепление врачебного лечения.
  • Помощь при организации самопомощи.
  • Избежание осложнений, например, при:
    • заболеваниях дыхательных путей;
    • заболеваниях кожи;
    • заболеваниях пищеварительного тракта;
    • ожогах, ожогах горячей водой степени I и II, повреждениях и незначительных несчастных случаях;
    • инфекциях с повышением температуры тела, например, ангине, среднем отите, инфекции мочевых путей.

Родители часто не в состоянии отметить и оценить изменения в истории заболевания. Назначенные врачом лечебные мероприятия часто кажутся им чуждыми. Часто они вынуждены ежедневно отводить ребенка в поликлинику, например, для ингаляции, инъекции или смены повязки. Часто эта неуверенность и затруднения становятся причиной направления ребенка в клинику. Благодаря уходу за больными детьми на дому можно избегать госпитализации.

Дети с хроническими заболеваниями

Показания для домашнего ухода

Первая манифестация сахарного диабета:

  • обучение питанию, инъекциям инсулина и измерению уровня глюкозы крови;
  • поведение в неотложных случаях.

Показатели глюкозы крови в детском возрасте крайне нестабильны и трудно регулируемы.

Целиакия и непереносимость других пищевых продуктов: инструктирование и консультирование о соблюдении диеты и приготовлении пищи.

Муковисцидоз: инструктирование, обучение и консультирование в отношении ежедневной дыхательной гимнастики и соблюдения диеты.

Талассемия: выполнение ежедневных инфузий дефероксамина вплоть до освоения самолечения после соответствующего инструктирования.

Онкологические заболевания:

  • наблюдение за приемом медикаментов;
  • психологическая поддержка перед следующей необходимой госпитализацией, при необходимости — уход за катетером Хикмана.

Дети, находящиеся на постоянной ИВЛ, и дети, требующие оксигенотерапии.

В настоящее время хронически больных детей можно выписать из клиники раньше. Домашний уход, осуществляемый квалифицированным персоналом, предотвращает рецидивы и повторные госпитализации. Это уменьшает травму, связанную с расставанием, и способствует нормальному (соответствующему возрасту) развитию. Ребенок остается интегрированным в свое социальное окружение (родительский дом, соседи, круг друзей, детский сад или школа).

Тем временем уход практически за каждым ребенком можно осуществлять в домашних условиях. Обслуживание детей, находящихся на постоянной вентиляции, парентеральном питании или имеющих противоестественный задний проход, больше не представляет какой-либо особенности.

Таких детей переводят на домашний уход по согласованию с участковым педиатром; связь с больницей или специальные приемные часы сохраняют.

Дети-инвалиды

Проблемы в семьях с детьми-инвалидами носят главным образом организационный и психический характер. Поскольку из-за ребенка-инвалида мать вынуждена оставить работу, то порой возникают и финансовые проблемы. При совместной работе с лечащими врачами назначение ухода и лечения согласовано с ситуацией в семье.

Некоторые родители очень тяжело воспринимают ситуацию с ребенком-инвалидом и вызванные этим ограничения (свободное время, финансовое положение, вмешательство в среду семьи).

В начале ухода высока потребность родителей в инструктировании и консультировании, однако постепенно эта потребность уменьшается вплоть до момента, пока родители не становятся «профессионалами» в уходе за собственным ребенком.

Не следует выступать в роли контролирующей инстанции, лучше попытаться завоевать доверие родителей.

Важно стремиться к участию родителей, однако не пренебрегать их потребностью в отдыхе возможно, помимо службы по уходу, другие возможности разгрузки родителей отсутствуют родителям необходим тайм-аут.

Умирающие дети

Преимущества домашнего окружения:

  • собственные «четыре стены» создают особую защиту;
  • дети чувствуют себя дома в безопасности и более уверенными;
  • родителям легче выразить свои чувства;
  • страхи легче переживать и выражать.

Сопровождение умирающих детей и их семей — тяжелое эмоциональное испытание для ухаживающего персонала. С другой стороны, профессиональный уход дает неизлечимо больным детям возможность провести последнее время дома. Проведенное вместе время, оставшееся ребенку, помогает всем участникам развеять страхи и чувство вины и сознательно попрощаться друг с другом. Пожелания и потребности родителей, братьев, сестер и самого больного ребенка, часто пропускаемые в спешке повседневной работы больницы, легче учесть в домашних условиях, ухаживающий персонал может согласовать объем оказываемой помощи.

Особые ситуации при уходе

«Проблемные семьи», в которых дети находятся под особой угрозой:

  • тяжелые социальные взаимоотношения при тяжелой жилищной ситуации, сложном финансовом положении, недостаточные гигиенические условия;
  • алкоголизм или наркотическая зависимость родителей.

Если заболевают дети из «проблемных» семей, то уход часто затруднен. Дети и родители требуют профессиональной и объективной поддержки и помощи. К задачам ухаживающего персонала относят наблюдение за тем, присутствует ли пренебрежительное/ жестокое отношение к ребенку.

Переход от стационарного ухода к домашнему

Переход к домашнему уходу начинают после уведомления о ребенке, которого следует перевести со стационарного ухода на домашний.

Соблюдение экспертных стандартов по ведению выписки.

С целью планирования ухода: посещение ребенка в клинике ухаживающим персоналом, который будет заниматься уходом за ребенком на дому, получение в больнице информации о потребностях ребенка в уходе.

Первая беседа с родителями:

  • определить потребности в уходе и имеющиеся возможности, при необходимости — провести инструктирование и оказать поддержку;
  • установить имеющиеся проблемы при уходе и ресурсы семьи;
  • оговорить дату первого посещения;
  • побеседовать о необходимых принадлежностях для ухода и вспомогательных средствах для дома.

Установление контакта с участковым педиатром.

Ребенок и родители могут тяжело переносить перемену больничной обстановки на домашнюю, поскольку исчезает ощущение защищенности при пребывании в больнице. Родители могут чувствовать себя оставленными, теперь они несут ответственность за своего больного ребенка, раньше лежавшую на персонале клиники. Кроме того, могут возникнуть сомнения в том, все ли они делают правильно.

Первое посещение в домашних условиях

Не позднее следующего дня после выписки; прежде всего, необходимо организовать уход в домашних условиях, познакомиться с ребенком и его семьей и получить первое представление о ситуации в семье.

Настоятельно призывать родителей задавать вопросы уже в начале посещения.

Обсудить договор по оказанию ухода (если подобная беседа еще не была проведена в больнице).

Планирование ухода обсуждать с родителями и, по возможности, с ребенком.

Начать уход за ребенком, при этом в некоторых случаях — уже провести первое инструктирование родителей.

В дополнение к уходу — проверка врачебных назначений. Назначены ли все необходимые мероприятия по уходу?

Определить, имеются ли все необходимые принадлежности для ухода? Если нет, то кто может их предоставить?

Согласовать дальнейшие действия и время действий.

Спросить родителей о дальнейших вопросах/пожеланиях. Передать номер телефона для экстренных случаев.

Сначала планировать частые посещения. Поддерживать связь с семьей по телефону. Процедуры по уходу постепенно все больше передавать родителям. Сочувствовать переживаниям и страхам, иметь терпение, создавать чувство уверенности и спокойствия. Похвала также очень важна для родителей.

Повышение квалификации

Специализация без отрыва от работы «Профессиональное повышение квалификации ухаживающего персонала с особым вниманием к амбулаторному уходу за больными детьми с повышением квалификации до руководящего ухаживающего персонала» существует с 1992 г. Эта организация признана немецким обществом больничных врачей и по сей день остается единственной в своем роде. Организация предусматривает:

  • углубление, расширение и актуализацию знаний по уходу во внебольничной среде;
  • полноценное обучение ведению/менеджменту амбулаторных служб по уходу;
  • основополагающие знания по антропологии, педагогике, психологии и социологии;
  • при случае — дополнительные индивидуальные курсы повышения квалификации, например, уход при переводе из госпитальных условий в домашние, консультирование родителей;
  • применение закона гарантирования качества;
  • квалификацию участниц для расширенных профессиональных областей;
  • обучение работе с электронной базой данных.

При этом могут быть получены следующие сертификаты:

  • основной курс — «Базальная стимуляция»;
  • «Первая неотложная помощь детям»;
  • «Работа (сопровождение) с умирающими детьми и их родственниками».

Кроме того, именно при руководстве службой ухода на дому интересно обсуждение следующих проблемных областей:

  • способов урегулирования отдельных/индивидуальных случаев;
  • переговоров с организациями, оплачивающими лечение;
  • актуальных директив;
  • изменений законов;
  • расширения сферы деятельности и возможной регулировки расходов.

При этом используют разносторонние методы обучения: от учебных докладов с демонстрациями и изучением отдельных случаев до работы в маленьких группах и обучения посредством домашнего видео.

Дальнейшая информация

Условия: средний/младший медицинский персонал с опытом работы по специальности не менее 2 лет после завершения обучения.

Продолжительность: 27 мес без отрыва от работы; ежемесячно интенсивный семинар выходного дня.

Количество часов: 1047 ч, включая практику и проезд до места обучения.

Экзамен: признаны практические, письменные и устные экзамены.

Сертификат об окончании: «Медицинская сестра (брат)/ санитар(ка) со специализацией по амбулаторному уходу и руководству ухаживающим персоналом».

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1314 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…