Главная»Здоровье»Медицина»Офтальмология: заболевания глаз»Фармакология и зрительные функции

Фармакология и зрительные функции

Фармакология и зрительные функции

Побочные действия лекарств на глаза — актуальная проблема клинической медицины.

.

Важность вопроса о противопоказаниях и побочных эффектах лекарств на глаза подтверждается следующим фактом: из 5200 лекарств, применяемых в современной медицине, 9% или противопоказаны при патологии глаз, или могут быть причиной более 60 нежелательных побочных эффектов. Речь идет о лекарствах, применяемых врачами различных специальностей при заболеваниях, не имеющих прямого отношения к глазам.
С другой стороны, ряд лечебных и диагностических препаратов, которые используются в офтальмологии в виде глазных капель, мазей, пленок, растворов для периокулярных инъекций благодаря резорбции могут вызывать системные побочные явления. В этих случаях врач-терапевт, невропатолог, психиатр и другие специалисты диагностируют и лечат эти побочные эффекты глазных лекарств как проявления самостоятельных заболеваний (например, тахикардию, приступы стенокардии, аритмию, депрессию, нарушение функции желудочно-кишечного тракта и др.), не связывая их с лечением глаз.


Для иллюстрации следует привести несколько клинических примеров.

 

  1. Юноше, 15 лет, с целью диагностики спазма аккомодации проводилась атропинизация. Проба на атропин (однократное закапывание в конъюнктивальный мешок одного глаза 1% раствора атропина) была отрицательной. Однако на 4-й день применения (пациент ежедневно в оба глаза закапывал 1% раствор атропина утром и вечером) появились признаки интоксикации: сухость во рту, тахикардия, беспокойство, покраснение кожи лица. Инстилляции атропина были отменены, признаки интоксикации исчезли.
  2. Больная К., 50 лет, в связи с глаукомой закапывала в оба глаза длительно 0,5% раствор тимолола. У нее возникли явления депрессии, по поводу которой больная лечилась у психиатра. После случайного контакта окулиста и психиатра была заподозрена причинная связь депрессии с инстилляциями в глаза тимолола. После отмены тимолола приступы депрессии прекратились; повышенное внутриглазное давление было компенсировано антиглаукоматозной операцией.
  3. Больная С, 45 лет, была доставлена в больницу «скорой помощью» в связи с острым снижением зрения, приступом боли в левом глазу, левом виске и верхней челюсти и осмотрена невропатологом, стоматологом, окулистом. Врач-окулист диагностировал острый приступ глаукомы. Больная никогда не страдала болезнью глаз, о глаукоме не подозревала. Как выяснилось, за 4 часа до приступа глаукомы ей была сделана инъекция атропина (внутримышечно, 0,1—1,0%) в связи с обострением язвенной болезни желудка. Атропин вызвал расширение зрачка и приступ закрытоугольной глаукомы.

 


В зависимости от механизма абсорбции лекарства тканями глаза в тех или иных структурах возможны различные побочные явления. Для исследования причин снижения остроты зрения, когда пациент принимает системные лекарства, врач должен собрать детальный анамнез и выявить связь между приемом лекарств и снижением остроты зрения.

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 1605 раз
  • Цирроз печени
    Цирроз печени Истинный цирроз печени представляет конечную, практически необратимую стадию хронических диффузных гепатитов...
  • Базедова болезнь
    Базедова болезнь Базедова болезнь в основном характеризуется усиленным тканевым обменом и повышенной реактивностью нервной системы…
  • Тиреоидит щитовидной железы
    Тиреоидит щитовидной железы Термин «тиреоидит» охватывает воспалительные заболевания щитовидной железы с различной этиологией…
  • Синдром Кушинга
    Синдром Кушинга Хронический избыток глюкокортикоидов, независимо от своей причины, обусловливает симптомы и признаки…
  • Бронхоспазм
    Бронхоспазм Бронхоспазм — состояние острой дыхательной недостаточности, которое возникает в результате бронхиальной обструкции…
  • Гипертонический криз
    Гипертонический криз Развитие гипертонического криза сопровождается следующими симптомами...