Главная»Дети»От 3 до 7»Питание ребенка от 3 до 7 лет»Кормление ребенка дошкольного возраста: от 3 до 5 лет

Кормление ребенка дошкольного возраста: от 3 до 5 лет

Кормление ребенка дошкольного возраста: от 3 до 5 лет

В ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВАХ я предположила, что вам срочно нужно узнать, как кормить своего ребенка.

Однако, когда дело касается дошкольника, срочность отпадает - таковы особенности дошкольного возраста. По сравнению с ранними стадиями развития эта стадия не вызывает никаких сложностей. Вы можете оставить дошкольника одного на некоторое время и предполагать, что он помнит все ваши инструкции и не нанесет себе никакого вреда. Утвердив свою независимость и выяснив, что он является отдельной личностью, ваш ребенок теперь желает учиться, развиваться и совершенствовать свои навыки. Его речь стала гораздо лучше, и на смену этапу, когда малыш учился говорить, пришел этап, когда он говорит, чтобы учиться. Путь проб и ошибок, который проходил ребенок ясельного возраста, закончился. Чтобы больше узнать об окружающем мире, о том, что ему разрешено, а что нет, дошкольник будет с вами говорить. Самое приятное заключается в том, что он хочет вам угодить. Он думает, что вы знаете ответы на все вопросы, и хочет быть похожим на вас.
Вы справитесь с кормлением дошкольника, если обеспечите его точно такими же ограничениями и режимом, которыми обеспечивали ребенка от года до трех лет. Однако новые возможности ребенка дошкольного возраста плюс его послушание могут навести вас на мысль, что подобные строгости вовсе не обязательны, и вы с большей беспечностью начнете относиться к своей работе в кормлении. К тому же, видя его энтузиазм, желание учиться плюс отсутствие необходимости неотлучно быть с ребенком во время еды, вы можете решить, что перестали быть для него самой важной личностью окружения. Это не так. Ваши руководство и поддержка не потеряли своей актуальности как в кормлении, так и в других аспектах жизни дошкольника. Тем не менее одна проблема с кормлением ребенка дошкольного возраста существует: оказавшись на неправильном пути, вы не сразу это осознаете. Когда ваш малыш был грудничком, он начинал капризничать, если вы неправильно читали его сигналы и не давали то, в чем он нуждается. Получив желаемое, он сразу успокаивался. В ясельном возрасте малыш тоже давал ключи к пониманию его поведения. Если вы выпускали поводья или, наоборот, слишком их затягивали, он становился тираном или начинал проявлять упрямство. Вам было легко обнаружить ошибку и вернуть все на свое место. Дошкольник же не капризничает, не упрямится, а просто постепенно теряет уверенность в себе, лишаясь самостоятельности в приеме пищи. Часто родители не осознают проблемы, пока она не проявится во всей полноте.
В моем кабинете побывало немало дошкольников и детей младшего возраста, чье кормление стало представлять проблемы именно на ранней стадии дошкольного возраста. Они были слишком разборчивы, стремились есть много или, наоборот, мало, заставляли свои семьи сходить с ума в попытке найти для них что-нибудь вкусненькое. Я помню четырехлетнюю девочку, которую родители кормили кабачками и морковью с ложки, потому что это был единственный способ, которым она соглашалась поесть овощей. Родители еще одного ребенка семи лет каждый вечер совершали вояж в «Тасо Веll», потому что малыш соглашался есть только кукурузные лепешки с начинкой из рубленого мяса. Подобные проблемы не оставляют детей и в дальнейшей жизни. В книге «Как заставить ребенка есть, но не слишком много» я приводила пример с 16-летним мальчиком, отправившимся на каникулы в Англию. Поездку он совершал с родителями, и тем каждый вечер приходилось искать рестораны, где подавали мясные блюда: их ребенок не ел ничего другого. А как вам история о 23-летнем великовозрастном дитятке, который ограничивал свой рацион арахисовым маслом, хлебом и молоком? Представляете, как при- по ходил ось изворачиваться родителям, когда семью приглашали к кому-нибудь на ужин? Но хватит рассказов. Моя задача - привлечь ваше внимание, а не травмировать вашу психику. Я хочу, чтобы ни вы не оказались посетителями моей клиники и не расстраивались по поводу того, как ест ваш ребенок. Он будет есть, и будет делать это хорошо. Выполняйте свою на работу по обеспечению малыша пищей, и пусть вас согревает мысль, что он выполнит свою часть работы. Однако дошкольный возраст в кормлении таит свои опасности и ловушки.

 

Сложности с дошкольниками


Забавно, но факт: легкость в общении с дошкольниками затрудняет выполнение родительских обязанностей. Основная задача этого возраста - получение знаний и навыков, а также их усовершенствование. Дошкольник хочет учиться и быть лучшим во всех своих начинаниях. Такие его стремления обязывают вас обеспечивать его руководством и возможностями для учебы, что подразумевает хотя с бы какие-то знания с вашей стороны. Другими словами, этап дошкольного возраста является для родителей основным. Более того, он потребует от вас созидательного мышления. На этом этапе вам каждый раз придется находить новые подходы к своему ребенку, чтобы быть для него самым важным человеком в мире; вам придется обратить внимание на собственное воспитание - только тогда вы сможете привить ребенку уважение к питанию. Выполнение родительских обязанностей потребует от вас умения- принимать решения. В кормлении, как и во всех остальных аспектах воспитания, вашей задачей является вырастить послушного и уверенного в собственных силах ребенка, который к тому же будет уметь себя контролировать. Поскольку ваш дошкольник перестанет подсказывать вам, насколько правильный путь вы избрали, а неверные подходы к кормлению слишком сильно прижились в обществе, в этой главе я собираюсь более подробно описать, в чем заключаются подобные ошибочные подходы. Затем мы поговорим о том, как выйти на правильный путь и как с него не сойти.
Даже самые заботливые и ответственные родители испытывают в кормлении досадные неудачи. Я часто общалась с группами по воспитанию, и группами немаленькими, и общение обычно шло в форме вопросов и ответов. Однажды мне выпала возможность поговорить с матерями из достаточно небольшой группы по поддержке в выполнении родительских обязанностей. Темой разговора, было, конечно, кормление детей. Как обычно, я рассказала о принципах разделения ответственности. Все шло гладко. Затем я коснулась того, что надо разрешить ребенку отвечать за то, что ему есть и как мною. Опять никто не протестовал. Но когда обсуждение свернуло на необходимость регулярных приемов пищи и перекусов, матери начали прятать глаза. Заподозрив неладное, я поставила вопрос на обсуждение. К счастью, одна из матерей оказалась достаточно храброй, чтобы высказать свое мнение. «Я не думаю, что следует заставлять ребенка долго сидеть за столом, - сказала она. - По себе помню, как это было ужасно. Если я проделаю то же со своим ребенком, он так разозлится, что я не смогу получить удовольствие от еды». Ей не пришло в голову, что ребенка можно отпустить сразу, как он закончил с едой.
Еще одна мама сообщила: «Моя четырехлетняя дочь так занята игрой и ее так трудно дозваться к столу, что я даже этого и не делаю. И к тому же есть гораздо приятнее, когда ее нет поблизости». Не проще ли было бы научить дочь прилично вести себя за столом? Даже руководитель группы, которая вела занятия по воспитанию и заявляла о необходимости введения четких ограничений, замялась, когда разговор коснулся ограничений, необходимых для того, чтобы ребенок относился к приемам пищи с уважением. Она сказала, что устраивает трапезы для всей семьи, но не ожидает от четырехлетнего сына присутствия за столом. Она позволяет ему приходить, когда захочется, брать что-нибудь со стола и съедать в другом месте. О том, чтобы ребенок во время еды сидел, речи вообще не шло. Я указала на противоречия и спросила ее, почему, по ее мнению, в одной области воспитания ограничения нужны, а в другой нет. Она ответила, что не знает. Однакё позже женщина нашла меня и со слезами на глазах поведала, что мать в свое время стыдила ее за то, что она не ест, и называла неблагодарной девочкой, которой повезло иметь так много вкусной еды. Высказывания матери так расстраивали женщину, что когда пришло время иметь собственного ребенка, она не стала усаживать его за стол. Ей и в голову не пришло, что отсутствие манипулирования и укоров сделает трапезы приятным времяпрепровождением для сына.

 

Поиск золотой середины


Выполнение родительских обязанностей в дошкольный период сталкивается с определенными проблемами, и способ, с помощью которого мы их решаем, и станет предметом нашего обсуждения. Конечно, вы воспитывали ребенка с самого рождения. Однако при всех волнениях ясельного возраста основной вашей задачей было введение режима, ограничений, а также сохранение жизни и здоровья ребенка. Теперь же, когда малыш превратился в уравновешенное и способное маленькое создание, можно немного расслабиться. Поскольку темой нашего обсуждения является кормление, мы не будем от нее отходить. Тем не менее я сделаю особое ударение на важности кормления как части грамотного выполнения родительских обязанностей и буду обращаться к литературе по воспитанию в целом. По большей части в кормлении родители действуют точно так же, как и в других аспектах воспитания, а в поведении детей по отношению к приему пищи не приходится ждать ничего особенного. Они ведут себя так, как привыкли. Дети, которые умело справляются с приемом пищи, справляются и со всем остальным. Дети, у которых с приемом пищи возникают проблемы, с возрастом становятся только боязливее. Осторожные же дети осторожны и в еде.

Матери из групп взаимопомощи в воспитании выросли, испытывая во время кормления давление, именно поэтому они избегают давить на своих детей и дают им слишком много воли. Как и большинство из нас, они решают проблемы воспитания, стараясь не повторять ошибок своих родителей и поступая с точностью до наоборот. Тем самым они впадают в другую крайность. Поскольку вопрос контроля очень важен, разрешите мне напомнить, на что этот контроль похож. Вы контролируете ребенка слишком сильно, если:

 

  • заставляете его сидеть за столом с тем, чтобы он съел овощи;
  • заставляете съедать все, что положено на тарелку;
  • перед десертом заставляете съедать всю порцию до крошки;
  • устраиваете ему только три основных приема пищи в день.


Ограничения недостаточны, если вы:

 

  • устраиваете ребенку перекус, когда бы тот ни попросил;
  • разрешаете ребенку плохо вести себя за столом;
  • регулярно готовите для ребенка отдельные блюда;
  • готовите для ребенка на скорую руку;
  • даете ребенку сок или молоко, когда бы тот ни попросил.


Контроль в его самом негативном смысле определяется как навязывание своей воли другому человеку. Примеры излишнего контроля я привела чуть выше. Вы можете подумать, что ограничения, о которых я писала, тоже относятся к контролю, но они контролируют ситуацию, а не ребенка. Из примеров родительской группы поддержки видно, что те матери не обеспечивали детям нужных ограничений и руководства. В их памяти всплывали картины того, что их собственные родители проделывали с ними во время кормления, но, конечно, предыдущее поколение делало только то, в чем было уверено. Это похоже на два зеркала, поставленные друг против друга, которые отражают только самих себя. Передаваемая из поколения в поколение мудрость гласит, что ребенка нужно заставлять есть, иначе он к еде и не притронется. Еще всегда считалось, что ребенка можно заставить кушать овощи только силой. И последняя крупица подобной мудрости: небрежное отношение к еде хуже, чем небрежное отношение к ребенку? В наши дни, когда мы знаем о кормлении гораздо больше, мы можем распорядиться этими знаниями с пользой для детей.

 

Питание должно соответствовать энергетическим затратам человека и темпу роста. Но поскольку рост в этом возрасте и до начала пубертатного периода замедляется, то затраты на один килограмм уменьшаются, и общее количество» калорий увеличивается. Уравновешенность питания можно выразить с помощью пирамиды продуктов.

Наиболее часто в меню должны появляться те продукты, которых на рисунке больше всего, то есть те, которые находятся на нижнем «этаже». Чем выше стоят в пирамиде те или иные группы продуктов, тем менее годятся они для детей. Общим для всех уровней пирамиды является то, что чем левее находятся в рамках одного уровня продукты, тем они полезнее.
Необходимо, разумеется, и достаточное поступление жидкостей. Полезно, если ребенок продолжает потреблять 0,5 литра молока в день. Кроме того, полезны вода и чай.
В последнее время предлагается огромное количество пищевых добавок — к ним относятся препараты, содержащие витамины, минеральные вещества и элементы. Если ребенок потребляет нужное количество сбалансированной пищи и здоров, то все вышеуказанные вещества он получит естественным путем вместе с пищей.

В нормальных обстоятельствах сразу после рождения толстая кишка ребенка населена огромным множеством бактерий, которые полезны его организму. Эти пробиотические бактерии (лактобациллы, бифидобактерии), помимо прочего, препятствуют размножению вредных бактерий, которые могут вызывать понос. Пробиотические бактерии решают и более серьезную задачу — они влияют на развитие у ребенка иммунитета. Именно поэтому необходимо поддерживать кишечную флору в норме, включая в рацион ребенка пробиотические бактерии непосредственно либо продукты, создающие среду для роста этих бактерий, пребиотики (олигосахариды, волокна): это специализированные молочные продукты (йогурты), зерновые продукты (хлеб с отрубями) и др. Прежде чем давать пробиотические бактерии, посоветуйтесь с врачом относительно выбора именно того препарата, который подойдет ребенку.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 3113 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…