Главная»Здоровье»Медицина»Офтальмология: заболевания глаз»Профилактика глазных болезней: поддерживаем глаза в форме

Профилактика глазных болезней: поддерживаем глаза в форме

Профилактика глазных болезней: поддерживаем глаза в форме

Лучшее употребление приведенных рекомендаций — это потратить месяц на введение их в свою жизнь в качестве привычки.

.

И в дальнейшем выполнять их уже почти без участия сознания, автоматически.

Но в этой же беседе у нас наметился ряд проблем. В частности, невозможность устранить из нашей жизни некоторые факторы из числа наиболее негативно влияющих на наше зрение. И потом, Меры такого рода рассчитаны скорее на поддержание здорового зрения, чем на коррекцию уже имеющихся, хотя пока незначительных, отклонений. А что же нам предпринять в ситуации, когда к окулисту нам пока рано, но без срочных решений знакомство с ним не заставит себя ждать?

Для таких случаев еще советская офтальмология разработала ряд более сложных терапевтических комплексов. Кстати, в «лучшей во всем» западной практике подобное направление деятельности так и не получило развития. Вероятнее всего, из-за высокой коммерциализации медицины и свойственной ей слабой развитости профилактического направления вообще.

Эти разработки советской медицины не утратили актуальности до сих пор. И эффективность ни одной из них до настоящего времени так и не была оспорена. Просто по мере перехода отечественной медицины на коммерческую основу (по образцу Западной Европы) в ней стали проявляться соответствующие тенденции. Поэтому специализированные медицинские издания все £>еже печатают статьи с акцентом на вопроса® предотвращения тех или иных заболеваний. Эту рубрику все заметнее «захватывают» статьи терапевтической направленности. Ведь рынок фармацевтических средств и медицинского оборудования растет — а значит, нуждается в рекламе.

Большинство таких комплексов разрабатывалось в расчете на детский и подростковый возраст. Ведь именно в этом периоде первые проблемы со зрением появляются чаще всего. В последующие годы они только закрепляются и начинают усугубляться. Для школьного возраста весьма характерно возникновение отклонений аккомодации (фокусировки). То есть близорукости или дальнозоркости.

Отчасти корень закономерности следует искать в том, что организация процесса учебы детей нередко оставляет желать лучшего. Как в самом учебном заведении, так и дома. Первую скрипку здесь играет чрезмерная унификация стандартов освещения, графика, модели школьной мебели. Объективно, дети разного роста, с разными исходными возможностями зрительных органов и уровнем их развития учатся за партами одинаковой высоты и при одинаковом освещении. А преподаватель, в свою очередь, просто не в силах проследить за каждым учеником и обеспечить ему оптимальные условия.

Во вторую очередь, не так уж много современных родителей имеют достаточно времени, терпения и внимания для того, чтобы за пределами школы компенсировать и исправлять недостатки, ею привнесенные. Наконец, вспомним все. что мы говорили выше о компьютерах и телевидении... Таким образом, проблема роста числа детских патологий зрения многогранна. А панацеи для ее решения пока никто не придумал.

Нам же следует учесть, что детский глаз от взрослого отличается немногим. А еще точнее, лишь одной, зато принципиально важной чертой — скоростью восстановительных процессов.

Разумеется, это утверждение действительно только для случаев отсутствия у взрослого пациента масштабных и серьезных патологий! То есть для случаев, когда наши глаза вроде ничем серьезным не больны и до слепоты нам еще далеко. Но и здоровыми их назвать сложно.

Иначе говоря, при целом ряде глазных заболеваний возраст пациента не играет роли. Соответственно, и в вопросах его лечения он тоже не столь важен. Плюс, профилактика дефектов зрения у детей, в свою очередь, эффективна лишь до определенного момента. И ее успех тесно взаимосвязан с индивидуальными особенностями развития организма малыша. А все «то в совокупности дает то, что и имеет место на практике: назначение одних и тех же терапевтических мер как детям, так и взрослым с отклонениями минимальной и средней тяжести.

Итого, нам пришла пора вспомнить об этих методиках, разработанных специалистами в своей области. Разработанных для детей, но в реальности вполне применимых и ко взрослому возрасту. С единственной, неизбежной скидкой — на скорость наступления улучшений, которая с годами в любом случае уменьшается. Как, впрочем, и скорость вообще всего происходящего в организме.

Упражнение «метка на стекле» (предложено Э. С. Аветисовым)

Нам (или маленькому пациенту) необходимо надеть используемые в данный момент очки и встать у оконного стекла. Оптимальный период — светлое время суток в промежутке, когда в это окно не бьют прямые солнечные лучи. На уровне прямого взгляда перед собой нам нужно нарисовать на стекле кружок или квадратик размером с 10-рублевую монетку, но не более. Краску лучше выбрать яркую — чтобы было легче сосредоточить на ней взгляд. И конечно, такую, чтобы при необходимости ее было легко снять без последствий. Универсальный вариант — занести аппликацию акриловой витражной краской Ее удалить будет проще всего.

Когда метка будет готова, пациенту нужно будет встать напротив нее, на расстоянии 50-35 см от окна. И выбрать в открывающемся за ним пейзаже какой-нибудь выдающийся ориентир, на котором легко удается сосредоточить взгляд. Объект должен быть расположен на той же линии, что и метка. Суть упражнения заключается в следующем: пациенту следует рассматривать (спокойно, без напряжения) выбранный дальний объект. Затем — перевести взгляд и сосредоточить его на метке. При близорукости время сосредоточения на дальнем ориентире должно составлять 1 мин, а на метке — не более 30 сек. Для дальнозорких пациентов — наоборот. Повторить необходимо не менее 10 раз.

Упражнение лучше повторять дважды в день. Период лечения, разумеется, какой угодно. Между курсами можно делать перерыв в 10-15 дней, но это совершенно не обязательно. Кроме того, для взрослых время наблюдения дальнего и ближнего объекта может быть, в принципе, любым — хоть и по полчаса. Будет особенно хорошо, если при сосредоточении на дальнем объекте мы начнем ощущать как бы приятную прохладу в глазницах — в области за глазными яблоками и вокруг них. Это чувство прохлады означает, что волокна внезапно расслабились после длительного напряжения. А еще оно говорит о том, что мы все делаем правильно.

Упражнение на аккомодотренере (предложено Ю. 3. Розенблюмом, К. А. Мац, Н. И. Лохтиной)

Для занятий нам придется сперва изготовить аккомодотренер — несложное приспособление из куска картона и чертежной линейки чуть больше 4 школьной. Следует купить деревянную (лучше, но подойдет и пластик) линейку длиной больше полуметра. И достать ракетку для пин-понга. Последняя понадобится нам лишь однажды — для того, чтобы приложить ее к картону и обвести контур карандашом. Затем ракетку нужно отложить, а полученную фигуру— вырезать. Если картон имеет темную поверхность, лучше наклеить на него лист белой бумаги — ксероксной, ватмана, факсовой. В «рукоятке» нашей-фигуры из картона, сразу под круглой частью нужно прорезать горизонтальную щель по ширине линейки. И вставить в нее линейку.

Итого, у нас должна получиться линейка с вертикально надетой на нее и свободно движущейся (но без переворотов!) картонной «ракеткой». Осталось написать прямо посередине круглой части «ракетки» букву «С». Размер буквы — не более 2 мм (обычная печатная). Цвет лучше взять хорошо контрастирующий с поверхностью — черный или красный. Все, аккомодотренер готов и мы можем начинать.

Нам понадобится взять где-то очки на 3 диоптрии сильнее, чем нам нужно сейчас. Поскольку мы работаем с каждым глазом по очереди, подойдет и одна линза — контактная или стеклянная без оправы. Если зрение разное на разные глаза, хорошо бы учесть и это. Более сильные, чем требуется, линзы не стоит носить постоянно — зрение начнет падать вдвое быстрее. Но для данного упражнения они нужны, чтобы на время его выполнения глазные мышцы расслабились быстрее и полнее.

Нам необходимо встать или сесть гак, чтобы поверхность с буквой была ярко освещена — никаких полутонов. Затем — закрыть один (любой) глаз и приставить линейку к другому так. чтобы в линзе очков мы видели круглую часть «ракетки» и букву на ней. Затем свободной рукой медленно, без спешки начать приближать «ракетку», держаться за рукоятку, к глазу. Взгляд должен быть сосредоточен на букве посередине. Делать это нужно до тех пор, пока буква не расплывется и не станет похожа на букву «О».

После этого начинается обратный процесс: плавно (можно считать про себя «И-раз-и-два-и-три...») нам следует отодвигать «ракетку» от линзы, пока буква «С» не обретет четкость, а затем — не расплывется. На моменте, когда мы еще видим ее нечеткий контур, нужно остановиться и начать новое сближение. Сколько раз мы повторим упражнение, сказать сложно. Факт тот, что общее время его выполнения для каждого глаза должно составить 10 мин.

И еще две методики, созданные уже в наше время современным ученым д-ром В. Ф. Базарным. Он является действительным членом Академии творческой педагогики, педагогом-новатором, Почетным работником общего образования РФ.

Научные интересы д-ра В. Ф. Базарного достаточно многогранны. Но основное поле его деятельности — школьная педагогика, организация процесса преподавания и обучения, сближение педагогических , стандартов с естественными потребностями и возможностями детей школьного возраста.

Так вот, В. Ф. Базарный, вслед за многими окулистами и офтальмологами признавая наличие в этих сферах явных пробелов, предлагает свой вариант их исправления. Прежде всего, во всем, что касается профилактики проблем со зрением. Следует отметить, что предложения автора не содержат отклонений от научной основы. Однако в реальности их очень тяжело применить в школьной практике. Даже в частных учебных заведениях. Максимум — старшие группы детского сада. Зато с успехом можно организовать в домашних условиях. Более того, методы, которые мы приведем здесь, будут полезны не одним детям.

Методика режима зрительных горизонтов

Ранее для этой методики рекомендовалось покупать наборы букв в табличках — вместе с доской для их складывания в слова. Этот вариант и сейчас подойдет при домашнем обучении детей старшей ясельной группы и младших классов школы. Для старших возрастов обучение словам, разумеется, уже не актуально. Потому для них удобнее будет организовать постоянный доступ к компьютеру и принтеру. Компьютер нам понадобится для того, чтобы набирать в редакторе Word 36-м жирным шрифтом учебные задания для ребенка. Или любые подлежащие прочтению тексты — для себя. Принтер, соответственно, необходим для их последующей печати. Для одного сеанса восстановительной терапии потребуется 10-12 страниц распечатанного в таком формате текста. Или столько, сколько, как нам кажется, мы сможем прочесть в течение 10 мин.

Кроме листка с текстом нам понадобится хорошо освещенный участок стены, на который этот лист позволительно прикрепить булавкой. В начале работы так и следует поступить — расположить все листы в горизонтальном ряду, слева направо, по порядку. Уровень расположения этой линии должен соответствовать линии прямого взгляда перед собой. Упражнение можно выполнять в положении сидя на стуле или стоя — разниться будет только высота расположения листов с текстом.

Расстояние, на котором мы будем сидеть или стоять, измеряется в наших нынешних очках. Мы отходим на максимальную дистанцию, дальше которой текст становится тяжело различать. И останавливаемся на этой линии. Либо ставим там стул. И начинаем неторопливо читать, не забыв засечь время по будильнику. Чтение должно длиться не менее 10 мин, после чего лучше сделать перерыв на полчаса. Но вообще такие «паузы» для глаз можно устраивать с какой угодно частотой. Единственное, в течение первого месяца занятий время одного сеанса следует ограничивать 15 мин.

Методика использования опорных зрительно-двигательных траекторий

Для ее реализации одной из стен комнаты, где мы обычно работаем или спим, придется пожертвовать. В том смысле, что покрывающие ее темные обои с рисунком придется заменить на светлые и гладкие. А по всему полю обоев нарисовать причудливые зигзаги из стрелочек. Делается это так: нам нужно взять маркер или фломастер яркого цвета, дающий широкую (не тоньше 5 мм), четкую линию. И нарисовать им первую траекторию из стрелочек. Линия из стрелочек этого цвета может резко подниматься и опускаться, возвращаться, создавать петли и зигзаги. Чем причудливее ляжет траектория, тем лучше% Когда линия стрелочек этого цвета расположится на поле стены достаточно заметным рисунком, нам нужно взять фломастер другого цвета. И нарисовать еще одну, такую же траекторию по всему полю стены. Только ее «маршрут» не должен совпадать с предыдущим. Он может вообще иметь противоположное направление.

Траекторий следует нарисовать не менее пяти — разными цветами, с разным «путем следования» и так, чтобы в итоге вся стена была разрисована линиями стрелок. Здесь обязательно присутствие только нескольких основных фигур: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Остальные — в меру нашей фантазии.

Выполнять упражнение следует стоя, повернув голову как для взгляда прямо перед собой. Расстояние, которое будет отделять нас от стены со стрелками, должно составлять около 50 см. Но, само собой разумеется, в зависимости от яркости маркера и состояния наших зрительных органов оно может быть большим или меньшим.

Речь идет о варианте разминки окологлазных мышц, что подразумевает работу без очков. Этот аксессуар очень мешает мышцам головы за счет своего веса и конструкции оправы. Люди, которые носят только солнечные очки и летом, ощущают вес данного приспособления достаточно остро. Мы можем не чувствовать его, и уже довольно долгое время, но он от этого никуда не девается — это просто привычка.

Итак, нам нужно встать на таком расстоянии от стены, чтобы мы могли хотя бы сравнительно хорошо различать цвета и направление стрелок и при этом видеть края всего рисунка (угол стены), максимально скосив глаза в их сторону. Выполняется упражнение так: нам или ребенку нужно включить освещение на эту стену и встать в намеченном месте. То есть на расстоянии, откуда мы видим стрелочки и края рисунка, посередине перед стеной, без очков и линз, глядя в центр поля. Затем скосить глаза в любую точку сбоку — туда, где начинается одна (любая, на выбор) из стрелочных траекторий. И провести взглядом, не выпуская ее из виду ни на секунду, вдоль всей траектории, нарисованной этим цветом, — зигзаг за зигзагом, петля за петлей. Вертеть при этом шеей строго запрещено! Она неподвижна, и лицо повернуто как для взгляда прямо вперед!

Пройдя одну траекторию, можно тут же приниматься за Другую, нарисованную другим цветом. Идеальный вариант — пройти за один сеанс каждую из них хотя бы единожды. Но если мы нарисовали больше пяти, этого можно и не делать. По окончании этого упражнения можно несколько раз кряду зажмуриться или повращать глазами в глазницах — 8 Кругов вправо и столько же — влево. Вариант — начертить зрачками крест, закатив их под верхние веки, опустив под нижние, скосив прямо вправо, скосив прямо влево.

Помимо близорукости и дальнозоркости существует еще астигматизм. Причем нередко правосторонний или левосторонний. Как уже было сказано, причины его могут быть самыми разными — от дефектов строения глаза или черепа до неудачного «попадания» кулаком по лицу. В принципе, врожденный астигматизм иногда излечим. В частности, при дефектах строения радужки их можно исправить с помощью лазера. Но большинство случаев подразумевает хроническое течение, с постепенным увеличением отставания более «слабого» глаза.

Кроме того, очень часто мы сталкиваемся с амблиопией — необъяснимым никаким заболеванием постепенным, неуклонным снижением зрения. В большинстве случаев — с появлением разницы между возможностями правого и левого глаза. Это явление часто сопровождает естественное старение и служит причиной назначения первых очков уже к 35-40 годам. Мы, конечно, объяснили его чуть выше. Дело в общем состоянии глаза и мышц, его обслуживающих. Перенапрячь глаза — это минутное дело. А расслабить их и дать отдохнуть хотя бы несколько часов — еще надо ухитриться. Ни одна мышца не способна работать в таком режиме больше двух недель. Тут удивительно другое: как у избежавших осложнений в детстве зрение «садится» только десятки лет спустя вместо того, чтобы начать свое «крутое пике» еще в институте?

Как амблиопия, так и ухудшение астигматизма имеют одинаковую природу. Состоит она в том, что человеческое зрение называется стереоскопическим. Мы фокусируем оба глаза на одном предмете. И они видят его одновременно, но как бы отчасти с двух сторон. Несложно догадаться, что стереоскопичность нашего зрения не является его обязательной опцией. По крайней мере, для головного мозга. Доказательство — отсутствие каких бы то ни было (кроме косметических) неудобств у одноглазых.

Поэтому если в остроте зрения одного из двух глаз наметилось отставание, головному мозгу очень легко начать считать его лишним. Эти парные органы воспринимаются им как взаимозаменяемые. Чем и объясняется эффект наступления косоглазия вслед за односторонним отставанием по зрению. По тому же принципу это отставание быстро закрепляется: головной мозг перестраивается на восприятие информации в основном от здорового глаза. Зрительный нерв этого органа более активен, зрительный бугор в коре — лучше развит. А отстающий глаз слепнет по мере того, как затягивается во времени его «второстепенная» роль.

Речь идет о механизме естественном в своих истоках, но патологическом по своей сути. Поэтому д-ра В. И. Поспелов и Г. Е. Поспелова совместно разработали комплекс, позволяющий уменьшать различие между остротой зрения во всех случаях, где оно наблюдается. А также полностью излечивать амблиопию у детей и замедлять ее развитие У взрослых.

Методика № 1

Итак, если мы чувствуем, что нам уже нужны очки, подберем их. Линзы здесь не подойдут — это однозначно, и мы сейчас увидим почему. Дело в том, что вторым шагом должно стать изобретение способа попеременно закрывать то правую, то левую линзу очков полупрозрачной пленкой — пленкой, мешающей глазу видеть, но пропускающей свет. Вспомним, как часто мы наблюдаем на улицах детей с подобными конструкциями на личиках. Возможно, мы и сами носили такую когда-то... Пришло время, что называется, вспомнить детство.

Да, к сожалению, есть одна проблема: над детьми в таких очках подсмеиваются только их сверстники, а над взрослыми — коллеги, начальство, деловые партнеры. С другой стороны, каждый взрослый отличается от ребенка способностью зрело, внятно и исчерпывающим образом объяснить окружающим свою позицию и нерушимость ее принципов. Однако если мы не уверены, что встретим понимание в обществе, в изготовленных очках следует проводить весь свой досуг. Буквально весь — от момента пробуждения/возвращения с работы домой и до момента отхода ко сну.

Итак, если у нас зрение падает с одинаковой скоростью на оба глаза, мы «отключаем» их попеременно: день на один глаз, день — на другой. Если же зрение снижено только на одном глазу или снижено на оба, но в разной степени, отстающему глазу предстоит поработать вдвое больше. Это значит, что при незначительном отставании нам следует заклеивать более слабый глаз на 1 день, а более сильный — на 2 последующих. Чем больше отставание, тем заметнее должна быть разница в сроках. Так что при выраженном различии допустимо даже сочетание 1 дня на «больной» глаз и 7-10 дней — на «здоровый».

Помимо ежедневных неудобств различного рода эти очки могут послужить нам основой еще одного лечебного упражнения. А именно:

Методика № 2

В светлое время суток, когда солнце не бьет в глаза, нам нужно встать у окна с видом на дальние объекты. Вид на окна соседней «многоэтажки» тут не подходит. Затем — надеть наши очки с закрытым одним (любым) глазом и взять в руки текст, напечатанный мелким шрифтом (около 8-го по Word). Следует начать читать этот текст, постепенно (медленно) приближая его к глазу — до тех пор, пока он не начнет расплываться. От этой точки нужно начинать отодвигать его на начальную позицию со скоростью вдвое медленнее прежней. Все это время необходимо продолжать делать усилия по чтению.

Как только текст вновь станет четким, пора начинать новое сближение. Повторив упражнение трижды, нужно отвлечься: взглянуть в окно, попытаться рассмотреть без напряжения в глазах дальние объекты на горизонте. Расслаблять зрение следует в течение тех же 2 мин, что понадобились нам на чтение. После можно вернуться к упражнению на приближение-удаление. Таких циклов чередования нагрузки с отдыхом необходимо провести не менее трех для каждого глаза. Если у нас будет возможность выполнять комплекс несколько раз в день — тем лучше.

Возможен и вариант этого упражнения, рассчитанный на выработку устойчивости ближнего и дальнего фокуса.

Методика № 3

Нам следует, надеть очки с одним (любым) закрытым глазом. И взять в руку текст, напечатанный мелким шрифтом. Текст необходимо поднять на уровень глаз, лицо повернуть к окну. Текст нужно расположить на таком расстоянии от глаз, на котором мы ясно видим буквы — но никак не ближе этой точки. В течение 2-3 мин от нас требуется не спеша, без перерыва читать его. Затем — перевести взгляд на панораму за окном и постараться спокойно, без напряжения разглядеть детали любого объекта на горизонте. Разглядывать пейзаж нужно в течение тех же 2-3 мин. После чего — приступать к новому сеансу прочтения текста. Повторить 3-4 раза для каждого глаза.

Еще в 20-х гг. XX в. упомянутый нами выше д-р У. Бейтс выпустил книгу, а за нею — ряд статей, отличавшихся принципиальной новизной подхода к вопросу коррекции зрения. Все мы знаем, что очки как прибор были изобретены задолго до нас. Развитие стекольного производства было достаточным для этого уже в середине XVI века. А в XVII веке большое распространение получили подзорные трубы — среди моряков и монокли — в кругах дворянства и знати. Конечно, тогда линзы, используемые в таких приборах, стоили дорого и были, в основном, сильными увеличителями. Они не подбирались по зрительной способности глаз владельца, поскольку не существовало способа ее измерить.

Современные очки отличаются от моноклей прошлых веков совсем ненамного. Они одеты в другую оправу, прибор состоит всегда из двух линз, и эти линзы можно подобрать в соответствии с возможностями глаза пациента с идеальной точностью. А за внешними улучшениями и совершенствованием технологии стоит игнорируемая веками правда: очки XX века ускоряют процесс потери зрения точно так же заметно, как и монокли XVII. Хоть как точно они подобраны по форме лица и степени снижения зрения.

Всем, кто вынужден жить с очками на лице, известно правило: линзы следует выбирать на 1,5-2 и даже 3 диоптрии слабее, чем прописал окулист. Это необходимо для того, чтобы зрение не начало снижаться сразу после очередной замены очков. Данная мера предосторожности не зависит от того, какое именно заболевание у пациента. Потому с нею одинаково хорошо знакомы больные с дальнозоркостью, близорукостью, астигматизмом и т. д. У. Бейтс попытался найти и сформулировать ответ на закономерный вопрос: почему? Почему глаз пациента начинает слепнуть вдвое быстрее, если его вообще избавить от нагрузок?

Результат рассуждений на эту тему у д-ра Бейтса таков: проблема слепоты в целом — чисто психологическая. В том смысле, что большинство людей не умеет И не пытается научиться управлять механизмом напряжения-расслабления каких бы то ни было мышц тела. Включая глазные. А проблема ускоренной потери зрения в очках связана с тем, что мышцы глаза внезапно остаются совсем без работы. То есть без необходимости не только сокращаться с усилием, но сокращаться вообще. Это ведет к их быстрой дегенерации потому, что нарушение уже было — мы ведь не просто так были вынуждены обратиться к врачу. А процессы, сдерживавшие его, внезапно перестали происходить.

Для снятия разрушающего воздействия очков автор рекомендует не экспериментировать с линзами, а вернуть глазам часть былых нагрузок. То есть снять очки. Но сделать это не в ущерб себе и окружающим. Он выдвигает ряд непременных условий.

  1. В очках следует продолжать делать все, что мы никак не сможем делать без них, — работать с мелкими деталями, водить машину, читать и писать.
  2. Однако во всех остальных случаях очки надевать не следует. Они не требуются нам во время обеденного перерыва, когда мы принимаем ванну, едем в общественном транспорте, делаем покупки, просто идем по улице... И т. д. Каждый может перечислить ряд ситуаций из своей жизни, в которых очки на его лице красуются по привычке, без надобности.
  3. Зрение без очков кажется нам плохим. Оно покажется таким неизбежно, потому что оно и есть плохое. Но это не означает, что мы должны прилагать вдвое больше усилий, чтобы рассмотреть каждый окружающий нас предмет в подробностях — не хуже, чем мы бы сделали в очках. Во-первых, большую часть этих предметов нам разглядывать и не нужно, пока не нужно с ними контактировать. Во-вторых, если они нам знакомы по проведенным в очках часам хорошего зрения, мы прекрасно можем дорисовать недостающие зрительные детали с помощью воображения. Итог — глаза без очков должны видеть лишь то, что они могут увидеть в своем нынешнем состоянии, не напрягаясь. Один из лучших способов обмануть эту привычку глаз сосредотачиваться на плохо различимом объекте — нарочно моргнуть несколько раз подряд, едва мы заметим за собой привычное напряжение.
  4. Воображение является неотъемлемой частью способности коры хранить и обрабатывать информацию. Потому использование воображаемых образов для реального восстановления зрения обосновано физиологически. Мы ведь способны увидеть в тени на стене силуэт крадущегося к нам животного или человека?. Да, такое случается даже со взрослыми. Точно так же при» невозможности увидеть какую-либо деталь мы можем вспомнить или вообразить ее. В частности, рекомендуется время от времени проводить такое упражнение.

Нам следует взять какой-нибудь хорошо знакомый вам печатный текст. Можно дважды прочесть его, надев очки, чтобы точно вспомнить. Затем этот текст следует поднять на уровень прямого взгляда перед собой; снять очки и отодвинуться от листа. На такую дистанцию, чтобы буквы распознавались глазами едва-едва, только общим контуром. Словом, так, чтобы без знания текста мы могли лишь сказать, что перед нами страница со стихотворением или прозой. И сумели примерно предположить отдельные слова.

После этого нам нужно начать читать текст — читать с листа, глядя в него, но в нашем случае, естественно, практически наизусть. При этом мы должны сосредоточенно воображать, будто мы и впрямь видим эти слова напечатанными на листе — весьма отчетливо и без малейшего напряжения. Как будто мы читаем, а не смутно угадываем очертания строчек и пробелы между словами. Такие «игры воображения» следует проводить не реже раза в день, при достаточном освещении, с текстами, напечатанными черным на белом листе — то есть с хорошим качеством печати и отчетливостью шрифта.

Этот же автор предлагает ряд упражнений, позволяющих расстаться с приносящим много вреда свойством глаза фиксироваться на основном объекте зрения. Как мы уже упоминали в главе, посвященной устройству глаза, сетчатка покрыта клетками-фоторецепторами по всей своей площади. Однако густота этого покрытия на разных участках сетчатки разнится. Максимальное число оторецепторов сосредоточено там, куда в норме должно падать сфокусированное хрусталиком изображение. Это место называется желтым пятном, или макулой. А в центре макулы имеется еще небольшое углубление — центральная ямка. Так вот, когда мы смотрим прямо на предмет, лучше всего мы видим его центр. И видим этот центр с помощью центральной ямки. Остальная часть макулы обеспечивает целую картину объекта зрения — от края до края. Прочая же поверхность сетчатки и стереоскопическое наложение изображения двух глаз обеспечивает то, что называется периферическим зрением.

Конечно, реальная картина того, как мы видим, гораздо сложнее описанной здесь. Но нам из этого важно понять только одно. А именно, чго глазная сетчатка — это не фотопленка, обладающая одинаковой чувствительностью по всей своей поверхности. По этой причине наш глаз постоянно занимается тем, на что объектив фотоаппарата не способен, — он вращается. Каждый раз. когда мы рассматриваем движущиеся предметы (или движемся сами относительно них), наши глаза «цепляются» и начинают следить за заинтересовавшим нас объектом. И так — пока мы не потеряем интерес к нему...

Таков нормальный режим работы глаза. Но понятно, что он тоже обеспечивается мышцами — как и усилие по напряженному «разглядыванию» мелких деталей. А значит, он тоже закрепляется в качестве привычки. И мы начинаем напрягать глаза й попытке проследить за объектом даже тогда, когда это в принципе невозможно. Например, глядя из окна при движении поезда или вагона метро. Речь идет еще об одном условном рефлексе, от которого нужно уметь избавляться тогда, когда он не нужен. В связи с чем нам будет уместно научиться следующему.

Методика № 4

Она очень проста — по крайней мере, для людей, хорошо владеющих собственным телом и его мышцами. Но,поскольку из-за непривычки к физической активности большинство современных людей к таковым не относится, будем считать ее сложной.

Нам понадобится окно с хорошим дальним видом, в период светлого времени суток. Возле него нужно встать на любом желаемом расстоянии и расставить ноги на ширину плеч. Руки опустить по швам, шею и голову повернуть как для взгляда прямо перед собой. Иными словами, исходное положение нашего тела — с полностью прямым позвоночником. Исключение составляет только S-образный прогиб в талии.

В этом положении нам нужно взглянуть на панораму в окне и выбрать среди ее объектов ориентир — предмет, чем-то привлекающий наше особое внимание. После чего мы начинаем поворачивать всю верхнюю половину туловища вправо и влево, как на уроке физкультуры. Есть лишь одно «но»: верхняя половина туловища должна поворачиваться абсолютно вся, включая шею, голову и глазные яблоки. То есть выбранный нами только что ориентир нам на самом деле не нужен. Мы должны не сосредоточиться на нем, а, напротив, позволить ему плавно уходить вбок из поля зрения по мере поворота, постепенно возвращаться при прохождении вида из окна и вновь уплывать за пределы поля зрения.

Нам следует добиться эффекта, при котором наши глаза (вместе с их центральным и периферическим зрением) застынут в положении прямого взгляда. И начнут двигаться синхронно с телом, не пытаясь остановиться ни на одном видимом предмете. То есть когда они перестанут автоматически «цепляться» за отдельные детали интерьера или панорамы за окном.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1929 раз
  • Цирроз печени
    Цирроз печени Истинный цирроз печени представляет конечную, практически необратимую стадию хронических диффузных гепатитов...
  • Базедова болезнь
    Базедова болезнь Базедова болезнь в основном характеризуется усиленным тканевым обменом и повышенной реактивностью нервной системы…
  • Тиреоидит щитовидной железы
    Тиреоидит щитовидной железы Термин «тиреоидит» охватывает воспалительные заболевания щитовидной железы с различной этиологией…
  • Синдром Кушинга
    Синдром Кушинга Хронический избыток глюкокортикоидов, независимо от своей причины, обусловливает симптомы и признаки…
  • Бронхоспазм
    Бронхоспазм Бронхоспазм — состояние острой дыхательной недостаточности, которое возникает в результате бронхиальной обструкции…
  • Гипертонический криз
    Гипертонический криз Развитие гипертонического криза сопровождается следующими симптомами...