Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Как растет и развивается малыш с 10 до 12 месяцев

Как растет и развивается малыш с 10 до 12 месяцев

Как растет и развивается малыш с 10 до 12 месяцев

Как растет и развивается ребенок в возрасте от 10 до 12 месяцев.

.

Ну вот, вы вместе уже почти год! Сколько же вы достигли и как многому уже научились!

Теперь ребенок растет и прибавляет в весе не так активно, как в первые месяцы жизни. В этом периоде он будет прибавлять в весе примерно по 200—400 г и вырастать на 1 —2 см в месяц.

Ваш малыш уже не спит сутки напролет (если вам повезло, и он спал раньше), так как потребность в активном времяпровождении у него возрастает, а во сне — уменьшается. Сейчас он спит примерно 13—14 часов в сутки (часто это ночной и дневной сон).

Самое важное в данный период — это первые слова ребенка, повторение ваших действий и первые самостоятельные шаги.

Малыш становится очень наблюдательным. Он разглядывает и запоминает, что и как вы делаете, а также что, как и в какие моменты вы говорите, и старается все повторять за вами. Не удивляйтесь потом, говоря: «Откуда что берется». Даже если ребенок не может воспроизвести ваше действие или ваши слова сейчас, то наверняка сделает это через пару месяцев, когда вы уже забудете о каком-то случае. Вы забудете, но не малыш. Не может он сейчас ничего забывать, уж больно все интересно и здорово. Поэтому будьте внимательны и сами. Один раз увидев во «взрослом» фильме драку, он может начать бить свои игрушки, а потом и других детей в песочнице, а вы будете недоумевать, ведь «Ванечку никто и никогда даже по попке не шлепнул». Не всегда можно скрыть от ребенка нежелательные действия, но постараться можно.

Старайтесь подавать ребенку только хороший пример, так как все, что закладывается в нем сейчас, основывается на вашем поведении.

С такими «повторениями» вы будете сталкиваться постоянно. Малыш нашел ваши бусы? Не сомневайтесь, полизав их немного, он наденет их на голову. Добравшись до расчески, он станет водить ею по волосам, а не где-то еще, ведь он не раз видел, как это делаете вы. Обнаружив лужицу воды на полу, он поймет — непорядок, и постарается протереть ее тряпочкой, чтобы стало сухо и чисто. «Тряпочкой» может оказаться и ваша кофточка, и шарфик, в общем, все, что окажется под рукой.

Обычно к году дети не только понимают многие простые слова и фразы взрослых, но и начинают сами произносить свои первые слова. Чаще всего в L2 месяцев (в 12—14) малыш имеет в своем активном словаре' несколько (10—12) простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «на», «дай» и др.

Теперь малышу нет большой нужды выражать свои пожелания криком и плачем, у него появляются не только первые слова, но и автономная речь, хорошо понятная маме. Без устали он поет на все лады повторяющиеся слоги: «ма-ма-ма-ма», «бу-бу-бу-бу-бу», «ау-ау-ау-ау-ау». При этом он очень доволен собой: ну наконец-то у него получается то, к чему он готовился долгие месяцы.

Ребенок и тренируется таким образом, и как бы «хвалится» уже достигнутыми результатами: все это доставляет ему огромное удовольствие. Если в такие моменты подпевать ему, он будет на седьмом небе от счастья: и от того, что вы рядом, и от того, что вы одобряете его достижения. Осваивать новое ему будет вдвойне приятно, имея рядом такого чуткого и поддерживающего его «товарища».

Пассивный словарь малыша также растет. Он покажет вам все, чему вы его научили за эти месяцы (и то, чему не учили, тоже может показать, да и сказать скоро сможет). Это вам не грудничок, хлопающий красивыми глазками! Теперь он знает ответы на массу вопросов: «Покажи, как моют ручки? А куда мы пойдем гулять? У тебя есть ушки? А где они? Покажи, как куколку нужно качать? А где твоя бабушка?». В ответ вы получите подробные «разъяснения» в виде действий (качание ляли или указания на свои ушки), жестов (гулять будем там) и автономной речи, так как однозначные ответы ему не интересны, малыш обязательно поделится своими впечатлениями или новой информацией.

Если он вам указывает ручкой на окно, объясняя, что гулять вы пойдете на улицу, тут же может припомнить про «ав-ав», ведь именно вчера вы видели на прогулке пребольшую собаку. Если малыш показывает на свои ушки, то очень вероятно, что подергает и за ваши, по-своему говоря о том, что и у вас они тоже есть. Как, впрочем, и у пребольшой собаки.

Если ребенок показывает, как надо мыть ручки, то обязательно укажет на ванную комнату, а если он уже умеет ходить за ручку, то попросит вас туда его довести, чтобы подробно и наглядно объяснить вам свое умение. Он умеет, и ему не жалко научить и вас. Если при этом малыш покажет на раковину, потом разведет ручки в стороны, сделает большие глаза и скажет: «Ууууууууу», не пугайтесь. Возможно, он хочет рассказать вам о том, что если вы не научитесь умываться так же, как и он, то к вам может прийти «ууууу какой Мойдодыр», про которого вы читали книжку.

Теперь ваш малыш одинаково хорошо играет и вместе с вами (в «Ку-ку», ладушки, «Ой, догоню», прятки и в другие забавные игры), и один со своими игрушками. Он может долго возиться с пирамидкой, надевая колечки на стержень. Любит выстраивать башню из кубиков, а потом ее радостно рушить. Пыхтит над матрешками, многократно удивляясь появлению каждый раз все более маленькой деревянной куколки. Обожает закрывать и открывать коробочки, ставить друг в дружку стаканчики, мять и шелестеть бумагой (не оставляйте малыша одного с пакетами и бумагой). Может один или с компанией катать мячик или машинку.

Возможно, вы уже заметили, что ребенок делит всех встретившихся ему людей на своих «близких» (мама, папа, бабушка, братик, сестричка и др.), «знакомых» (участковый доктор, мамина подруга, соседка по дому) и «чужих» (незнакомые люди). И общается он в соответствии с этим своим представлением об окружающих его людях.

Если вы позволяли малышу учиться кушать с ложечки и пить из стаканчика, он уже довольно хорошо помогает вам во время кормления, а пить может вообще без вашей помощи.

Малыш уже может достаточно долго стоять и с опорой, и без опоры, сидеть на корточках, разглядывая жучка в траве на прогулке или катая с вами мячик, ходить за ручку или учиться ходить с опорой, влезать на невысокую поверхность и слезать с нее, может ходить во время прогулки, толкая перед собой коляску.

Многие показатели развития достаточно широко варьируются в ту или иную сторону у разных детей. Все сроки, приведенные в этой книге, усредненные, так как нет возможности учесть огромное количество внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие маленького ребенка.

Поэтому, читая литературу или слушая соседку Валечку о том, что делал ее «сыночка» в этом возрасте, не стоит слишком пристально и придирчиво разбирать своего малыша «по частям». Да, возможно, он не говорит так хорошо, как Ксюша, с которой играет в песочнице, но зато легко собирает пирамидку и может похвастаться отменным здоровьем, в отличие от Ксюши, которая никак не поймет правильную последовательность насаживания колец пирамидки на поршень и часто болеет ОРВИ и диатезом.

Мы все — индивидуальности. Во всяком случае, до той поры, пока не перестали сопротивляться «ломке» собственного развития и не стали почти идентичны «ксюшам», «ванечкам» и всем, с кем нас сравнивали и под кого подгоняли.

Занимаемся развитием малыша!

Дети за первый год жизни получают огромное количество информации. Они становятся все более требовательными, их игры все более сложными, вопросы и задачи, которые они ставят, все более интересными и каверзными. Ведь это именно дети нас спрашивают: «Почему дождик мокрый?» и именно они утверждают, что «Ветер дует, потому что деревья качаются», и именно от них мы можем услышать «Пожилой кусочек хлеба». Уже совсем скоро вы окунетесь в мир творчества, будете жить в постоянных «почемучках» и регулярно станете разрешать серьезные философские проблемы вместе со своим маленьким, познающим мир ученым.

Вам нет нужды «заставлять ребенка хотеть» познавать этот мир и развиваться, так как все это заложено в человеке природой. Задача взрослых заключается в том, чтобы не помешать, не отбить такое желание, предоставить максимальную свободу и создать безопасные условия для малыша.

Поскольку малыш взрослеет, необходимо уделять ему все больше и больше времени и внимания, играя и занимаясь с ним.

До того как малыш пойдет, он должен хорошо освоить передвижение с опорой. Стимулируйте ребенка ходить, сначала держась за бортик кроватки или манежа, потом стоя на полу, передвигаться, опираясь на мебель.

Примерно в год детишки делают свои первые самостоятельные шажки. Помогайте малышу быстрее освоить хождение. Всякий раз, когда вы видите стоящего у опоры малыша, останавливайтесь перед ним и протягивайте руки, приглашая подойти к себе. Можно манить его к себе словами или игрушками. Присаживайтесь напротив малыша таким образом, чтобы ему пришлось сделать пару шажков без опоры. Поначалу он будет тянуться к вам, не выпуская из рук опоры. Потом начнет пробовать двигаться в вашу сторону, слегка пошатываясь.

Старайтесь организовывать процесс «учения ходить» таким образом, чтобы малыш:

  • Во-первых, не потерял интереса.

Не упустите момент, когда надо прекратить(на этот раз) упрашивать его делать то, что он не может, и пройти несколько шагов ему навстречу самой.

  • Во-вторых, чтобы ему не было страшно, так как ощущение потери веса может испугать ребенка.

При первых движениях вам навстречу, потеряв координацию, ребенок может шлепнуться, и важно, чтобы вы не делали из этого трагедию, потому что он может запомнить такую реакцию и передумать учиться ходить. И, к тому же, при каждом падении в будущем устраивать концерт. Впереди еще будут шишки, поэтому приучайте малыша относиться к ним проще.

  • И в-третьих, поощряйте каждое движение вам навстречу радостными и ласковыми словами.

Вам только кажется, что ходить — легко и просто, потому что вы сейчас это делаете автоматически, не думая, куда как, какую ногу поставить, куда отклонить тело, как работать руками, как соблюсти правильную последовательность движений. На самом деле — это очень сложное занятие, поэтому уважайте труд малыша и наберитесь терпения и такта.

Малыша, сделавшего первые шаги, следует поощрять ходить без поддержки как можно чаще не только дома, но и на улице. Здесь пригодится игра «Сейчас догоню!». Улыбаясь, хлопая в ладоши и делая вид, что вы бежите (топчась на одном месте), говорите: «Вот сейчас догоню Ванечку! Вот догоню!». Обычно малыш радостно начинает удирать, что способствует развитию координации и навыков ходьбы (кстати, он может и быстро слинять от вас ползком, перехитрив таким образом).

На детских площадках активные движения ребенка более разнообразны: можно шагать в горку, с горки, подниматься и спускаться со ступенек и т. д. Не думайте, что малыш перетрудится, разнообразные игры и физическая активность — его основные развивающие занятия.

Поскольку ребенок уже может как-то себя обслуживать за столом, сделайте ваши обеды совместными. Усаживайтесь за стол вдвоем (если больше никого из членов семьи нет дома), начинайте кушать сами, а ребенку предоставьте возможность в течение некоторого времени самостоятельно кушать. Он будет наблюдать за вами и повторять все ваши действия (смешно вытирать рот салфеткой, просить себе персональную вилку и т. д.). После того как малыш поел сам, докормите его, так как не исключено, что он больше «потерял» пищи, чем съел, и все еще голодный.

Первое слово — радостное событие и большое достижение. Обязательно похвалите малыша и попросите еще и еще повторять новое слово. Он будет очень доволен столь пристальным вниманием и своей победой.

Речь — основа мыслительных процессов и дальнейшего развития, поэтому ребенок должен «хотеть говорить», а это во многом зависит и от того, как вы воспринимаете его успехи.

Не забывайте напевать вместе с ребенком его песни «ба-ба-ба» и другие, много говорите с ним сами так, чтобы ему было понятно (комментарии к действиям, описания, рассказы, чтение книжек и стишков), учите его познавать окружающий мир (люди, животные, природа). Все это, плюс ваше доброе и терпеливое отношение, будет способствовать развитию речи малыша.

Показывая на игрушки или животных и называя их, просите ребенка повторить за вами их названия или имена:

  • Это машинка. Би-би, би-би, повтори. Это котик, мяу-мяу, мяу-мяу, повтори. Это собачка, ав-ав, скажи «ав-ав, собачка».

Почаще выкладывайте игрушки в ряд и просите ребенка показать их и произнести те слова, что он знает, а те, что еще не выучил, повторяйте сами:

  • Покажи, где слоник? Правильно, вот он, сидит в верхнем ряду. А где у него носик? Молодец! А ножки есть у слоника? Это чьи глазки (показывая на киску) ? Кискины? Молодец! Как она разговаривает с тобой? Мяу-мяу, правильно!

Таким способом «порассуждайте» с ним о животных, их частях тела, рационе питания, образе жизни, умении «говорить», эмоциональном отношении к ним ребенка и т. д.

Как вы поняли, сейчас ребенок все повторяет за вами (и другими значимыми для него взрослыми), и это очень хорошо и полезно. Не забывайте хвалить малыша за наблюдательность и каждое новое действие-приобретение. Ну а если дело касается мытья полов вашим шарфиком, не ругайтесь, ведь малыш не знает, сколько тысяч он стоит, да и потом, это ведь вы забыли убрать его в шкаф. Если такое случилось, и ваш кроха старательно вытирает лужицу на полу вашим шарфом, сначала следует похвалить малыша, рассказать, как вы им гордитесь, а уже потом забрать свою вещь из цепких детских пальчиков и объяснить (показать и дать освоить) ему, что для этого есть салфетка или настоящая тряпочка. Пусть ваше оплакивание шарфика, если он испорчен, проходит в другой комнате, иначе малыш, не поняв причину вашего огорчения, может решить, что не стоит больше протирать полы, чтобы мама не ругалась и не расстраивалась.

В этот период предстоит научить малыша пользоваться горшком. Как это лучше сделать? Прежде чем вы начнете приучать ребенка к горшку, важно, чтобы малыш умел понимать, что такое быть мокрым, что значит «испачкать штанишки». Одноразовый подгузник удобен, если вы идете к врачу, но если ребенок носит его все время, он не ощущает никакого дискомфорта, а значит, у него не будет потребности учиться ходить в туалет «по-взрослому». Кстати, некоторые специалисты считают, что постоянное применение одноразовых подгузников может вызывать в будущем сложности в адекватном реагировании на ту или иную жизненную проблему, а также в умении ее разрешать.

Приучение к горшку — одно из важных событий для ребенка, уделите ему особое внимание и терпение. Кто-то начинает приучать малыша к горшку примерно в 7 месяцев, когда он уже хорошо сидит самостоятельно. Кто-то ждет еще несколько месяцев. Если вы начали приучать его, когда ему было 7—9 месяцев, то примерно к 10— 12-му месяцу вы получите результаты. Примерно в это время ваш малыш уже может отслеживать «сигналы» своего кишечника или мочевого пузыря, о чем сможет сообщать вам: «а-а, а-а». Если при звуках «а-а» ваш малыш еще и придерживает руками некоторые места, о которых он сигнализирует, то не исключено, что он немножко заигрался и «а-а», вполне возможно, уже началось, а значит, надо быстренько помочь малышу снять штанишки и отправиться на горшок.

Первое высаживание на горшок сделайте радостным событием, а не испытанием для обоих. Вы высчитываете и поджидаете ТО время, когда уже «вот-вот», и высаживаете малыша на горшок Поначалу он не понимает правила такой новой игры, но обычно сидит на нем, особенно если горшок удобный и привлекательный (в форме машинки для мальчика, к примеру). Вам придется поразвлекать ребенка, пока он не сделает ЭТО, так как крайне необходимо, чтобы он увидел, ЧТО может появиться в горшке и как вы будете этому РАДЫ! Несколько таких экспериментов, и малыш сам будет стараться заполучить от вас похвалу и доставить вам радость таким способом. Старайтесь озвучивать это действие простыми словами, чтобы малыш знал, как вам сообщить о том, что ему хочется в туалет. Со временем он привыкнет и станет сообщать вам о том, что ему необходимо сделать «а-а», всякий раз, когда это необходимо.

Предоставляйте ребенку разнообразные игры и игрушки для его развития. Собирайте вместе кубики, стройте что-то из простого конструктора, осваивайте транспорт (автобус, самолет, машина), пробуйте вместе лепить (малыш может дополнять ваше произведение искусства), рисуйте пальчиковыми красками, собирайте доски Сегена и т. д. Если какую-то игру вы достали в первый раз, сядьте напротив малыша и начните играть сами, чтобы он понаблюдал, как это делать. Потом возьмите его руку и его ладошкой проделайте какие-то действия игры. Например, малыш поначалу не знает, как собирать пирамидку. Соберите ее сами несколько раз у него на виду, потом его ручкой несколько раз наденьте колечко на поршень.

...соблюдение «золотого правила воспитания»: ребенку необходимо сначала дать возможность сориентироваться, а затем он сам начинает действовать. Это правило относится к любым, даже самым простым действиям человека. К сожалению, считает Э. Пиклер, взрослые обычно сами решают, что должен знать ребенок, когда и как он должен действовать, и, помогая ребенку, обучают его, не предоставляя ему возможности активно ориентироваться в условиях собственного действия.

Игра с вами (или игрушка) должна способствовать развитию у ребенка того или иного нового навыка или укреплять только что освоенный. Для развития ребенка используйте обычные ежедневные действия и ситуации, а также создавайте специальные игровые задания.

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 2532 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…