Главная»Дети»От 1 до 3»Как поддерживать чистоту и порядок в доме с ребенком

Как поддерживать чистоту и порядок в доме с ребенком

Период от года до трех — это время хаоса и разбросанных игрушек.

.

Ребенок наглядно-действенно познает мир и очень быстро переключается. Он берет кубик, но через три минуты, утратив интерес, бросает и берет пирамидку, а еще через минуту переключается на плюшевого зайца, забыв пирамидку на стуле и т.д. Эту возрастную особенность надо учитывать, пока что вам с ней придется мириться, но — в пределах детской комнаты. Нужно ограничить зону игры: убирать намного проще, когда игрушки не валяются по всему дому, а локализованы в одном месте. Если малыш бросил кубик в коридоре или на кухне, напомните ему: «Все твои игрушки должны находиться у тебя в комнате». Возьмите кубик и вместе с ребенком отнесите его в детскую.

Несмотря на особенности возраста, приучать ребенка к порядку необходимо. В распорядок дня двухлетнего малыша уже можно вводить какие-то обязанности по дому. Например, он может убирать в корзину для стирки свои грязные штанишки.

Не стремитесь к идеальной чистоте! В доме, где есть маленькие дети, добиться этого крайне сложно. Да и не нужно. Достаточно раз в сезон провести капитальную уборку в доме, а затем просто стараться поддерживать чистоту.

Поручения

Ваш малыш уже достаточно большой и может участвовать в домашних делах. Чтобы это доставляло ему удовольствие, постарайтесь соблюдать несколько важных правил.

Ребенок от года до трех обучается исключительно наглядно-действенным способом: вы делаете — он смотрит, а затем пытается повторить. Получилось — хорошо, не получилось — вы показываете еще раз. Родители часто допускают ошибку: они сначала объясняют ребенку, что и как нужно сделать, а затем вместе принимаются за работу. Это дважды неправильно. Во-первых, малыш не в состоянии усвоить ваши объяснения, во-вторых, пока вы участвуете в процессе, он не может научиться действовать самостоятельно. Скажем, если вы даете инструкцию, как надо подметать пол, а затем говорите: «Давай я подержу совок, а ты заметешь на него мусор», ребенок научится заметать мусор на совок, но не научится убирать. Ведь он привыкает к тому, что часть работы делаете вы. Если вы хотите научить его подметать мусор, у него должны появиться собственная детская швабра и собственный детский совочек. И пусть он ими пробует пользоваться, глядя на вас. Вы подметаете — он повторяет за вами. Не делайте ничего за него! Дайте малышу освоить процесс от начала до конца. И непременно хвалите, какими бы неловкими ни были его первые попытки.

Я сказала, что ребенок еще не способен усвоить устную инструкцию. Но это не значит, что в процессе совместной деятельности вы не должны эту инструкцию проговаривать. Наоборот. Обязательно комментируйте свои действия. Надо сделать влажную уборку в комнате? Дайте малышу тряпочку: «Смотри, я намочила тряпочку, отжала и теперь протираю комод. Попробуй сделать так же. А теперь пойдем, сполоснем наши тряпочки».

Давая ребенку поручение, просите о чем-то одном и как можно конкретнее объясняйте, чего вы хотите. Фраза «убери в комнате» слишком абстрактна для двух-трехлетнего крохи. Намного понятнее звучит просьба: «Положи мишку на полку. Положи машинку в коробку к машинкам». Лучше вы дадите двадцать маленьких заданий, и они будут выполнены, чем поставите перед малышом одну общую задачу, и он не будет знать, с чего начать.

Превратите уборку в увлекательное соревнование: «Я собираю кубики, а ты машинки. А ну-ка, кто быстрее?»

Как правило, мы акцентируем внимание на том, что нас не устраивает. Взрослые могут изо дня в день твердить ребенку: «Ах, какой ужасный беспорядок у тебя в комнате!», но практически никогда не замечают, если в комнате убрано. Это большая ошибка. Помните: для ребенка самое главное — это ваше внимание, даже если оно негативное. Малыш неосознанно будет делать именно то, что вызывает у вас хоть какую-то реакцию. Поэтому постарайтесь переключить внимание с негатива на позитив. Улучите момент, когда в детской будет наведен прядок, зайдите с малышом в его комнату: «Смотри, как красиво стоят машины. Как будто на параде выстроились. А какой чистый у нас с тобой пол. Смотри, как блестит». Как можно чаще акцентируйте внимание на порядке, а не наоборот. Пусть соотношение критики и похвалы будет хотя бы 50/50, но никак не 99/1, как это обычно бывает.

Не настаивайте, если ребенок отказывается вам помогать. Может быть, он чем-то расстроен или просто упрямится, чтобы продемонстрировать свою независимость. Малышу до трех лет это можно позволить. Не «бодайтесь» с ним, но при этом дайте понять, что таким образом он лишается вашего внимания: «Не хочешь? Ну, ладно, тогда отдыхай. А я сейчас возьму красивую тряпочку и начну убирать. Нет, я не могу с тобой играть, мне нужно убрать. Если хочешь, ты можешь мне помочь, тогда мы быстрее справимся». Или попробуйте поиграть в «контролера». Вы говорите: «Ну, хорошо, можешь не убирать. Но проследи, чтобы я все правильно сделала». Функция контролера детям очень нравится. Начинаете убирать кукол к машинкам. «Нет! Ты не туда убрала». — «А куда надо?» И убираете к книжкам. «Не туда!» — «А куда?» — «Вот в этот ящик». Убираете в нужный ящик. «Хорошо. Контролируй дальше».

Вы все равно подключаете ребенка к уборке, просто немножко другим образом.

Когда начинать?

К концу первого года ребенок может уже самостоятельно положить на место кубик или машинку. Убирая в детской, привлекайте его к совместной деятельности.

В полтора годика особый интерес вызывает мусорное ведро. Если вы попросите что-то выбросить, это будет воспринято на «ура». Итак, даете ребенку в руки только одну вещь и говорите конкретно, что нужно сделать: «Возьми бумажку, пойди, выброси в мусорное ведро». Правда, не надо забывать: для малыша доставать мусор из ведра не менее интересно. Поэтому усиленно хвалите его, когда он выполняет вашу просьбу, и объясняйте, что играть с мусором нельзя.

К полутора годам ребенок уже может складывать вещи. Вернее, запихивать. Об аккуратном складывании говорить пока рано. Поэтому я советую завести выдвижные ящики, в которых не обязательно поддерживать порядок, а можно просто хранить вещи как придется. В конце концов, детская одежда не так уж часто нуждается в глажке. Зато у малыша появится возможность помогать вам с самого раннего возраста.

С двухлетним ребенком можно с вечера обсудить, что он наденет завтра, и вместе сложить эту одежду на стул. Если вы будете проделывать это каждый вечер, вполне возможно, что годам к трем он начнет одеваться сам. Почему бы и нет, если одежда уже лежит на стуле и не надо ждать, пока мама придет и достанет ее из шкафа?

После двух лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры: ребенок начинает отбирать игрушки для конкретной ситуации. Если это игра в магазин, отбираются игрушечные овощи и фрукты. Если это гонки, в них участвую легковые машинки. Малыш уже умеет классифицировать предметы, а это значит, что и храниться игрушки должны не все вместе, а рассортированные: машинки в одном ящике, куклы в другом, книжки на одной полочке, предметы для рисования — на другой. Все должно быть на своих местах. Свалить все игрушки в один большой контейнер, конечно, очень легко. Но играть с ними ребенок не сможет — их слишком много и они все перепутаны. Те, которые сверху, еще можно достать, а как добраться до того, что на самом дне? Приходится переворачивать коробку. Но тут приходит мама: «Что за грохот? Опять ты все разбросал! Давай собирать». И вместо игры начинается уборка.

Большая коробка, в которую свалено много игрушек, ничему не учит малыша. Помогите ему увезти машинки в контейнер-гараж, уложить кукол спать в контейнер-спальню, сложите вместе с ним принадлежности для доктора в отдельную сумочку. Если вы сейчас введете в его жизнь такую системность, можно надеяться, что в школьном возрасте он не будет сваливать в один ящик шкурки от бананов, карманные деньги и учебники. Он, не задумываясь, будет поддерживать свои вещи в порядке так, как научили его в раннем детстве.

В 2,5 года ребенок может вместе с вами вытирать пыль, поливать из лейки комнатные растения, ну, и, конечно, убирать у себя в комнате, то есть раскладывать по местам игрушки.

Важно! Когда вы привлекаете ребенка к домашним делам, все остальные члены семьи тоже должны быть заняты какой-то работой. И пусть малыш сам выбирает, что ему больше по душе — чинить телефон с папой или разгружать стиральную машину с мамой. А вот если мама занята работой по дому, а папа сидит перед телевизором, ребенок в конце концов непременно сядет рядом с папой, и на этом воспитательный процесс будет закончен.

Три года — это возраст, когда у малыша должны появиться первые обязанности по дому, которые закрепятся за ним на ближайшие несколько лет. Это то, что он делает сам, без вас, и за что именно он несет ответственность. Ему можно доверить поливать цветы или следить за тем, чтобы у кошки в миске всегда была вода. Если ребенок забыл о своей обязанности, не надо твердить ему несколько раз: «Налей кошке воды». Лучше просто оброните как бы невзначай, куда-то в пространство: «Я заметила, у кошки нет воды». Иногда бывает полезно, ничего не говоря, принести пустую миску и поставить перед ребенком. В три года он уже в состоянии понять такой ироничный жест. Ни в коем случае не делайте за ребенка его работу, если не хотите, чтобы ответственность за нее снова легла на вас.

Личное пространство

Очень многие родители превращают в детскую практически всю квартиру. Везде, от коридора и до спальни, разбросаны или разложены аккуратными стопочками детские вещи, игрушки и книжки. У мамы это не вызывает никакого дискомфорта. Она полностью отдалась ребенку, живет его интересами, и куклы, уложенные спать на полу в коридоре, воспринимаются ею с улыбкой. А вот о папе этого не скажешь. Придя домой, он хочет иметь возможность отдохнуть в спальне, посидеть с женой или с друзьями в гостиной. Но не тут-то было! Везде скачет, ползает, играет его ребенок. Признаться в том, что его это раздражает, как-то неловко. Собственный ребенок не должен раздражать. Что же остается? Поискать другое место для отдыха и встреч с друзьями. Так папа начинает все чаще проводить время вне дома. Жена обижается, упрекает мужа в том, что он уделяет семье мало внимания. Она даже не догадывается, что мужу в доме просто некуда деться.

Чтобы всем было комфортно, отведите ребенку для игр определенное место. Это может быть детская, если ее нет — часть общей комнаты, ковер в гостиной. Какой бы ни была эта территория, малыш должен как можно раньше усвоить, что игрушки находятся именно там. Если вы разрешаете принести игрушку на кухню, чтобы поиграть рядом с вами, непременно напомните: «Ты принес собачку, поиграл — теперь отнеси ее на место». Впрочем, на кухне и без собачки есть чем заняться: кастрюли, стаканчики, контейнеры, губки, — все это можно использовать для игр. Этих предметов обычно не так много и они легко и быстро убираются на полки. Идем в ванную? Замечательно! Где у нас «водоплавающие» игрушки? Достали, поиграли — здесь же оставили сушиться. Всему свое место.

Если у родителей отдельная спальня, ребенок должен понимать, что заходить без разрешения и уж тем более играть там нельзя. Таким образом вы установите правила, благодаря которым всем в доме будет комфортно, а ребенок будет расти с сознанием, что у других людей (например, у родителей) есть свое личное пространство и его следует уважать.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 564 раз
Другие материалы в этой категории: « Ребенок в 2 года, двухлетний ребенок
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…