Главная»Дети»От 1 до 3»Развитие и воспитание ребенка от 1 до 3 лет»Агрессия у детей, причины детской агрессии

Агрессия у детей, причины детской агрессии

Агрессия у детей, причины детской агрессии

С точки зрения нейробиологии причина агрессии — боль (в том числе страх, стресс и т.п.).

Это не просто утверждение психотерапевтов (многие из нас любят говорить «это выдумали психологи» и «все это ерунда»). Это научно доказанный факт. Функция агрессии состоит в защите неприкосновенности собственного организма и в защите от боли. Человеческий мозг практически не делает различий между физической и социальной болью (например, на физическую боль и на проблемы в отношениях он реагирует почти одинаково). Проявление агрессии со стороны ребенка — это сигнал для взрослых: его что-то тревожит, что-то причиняет ему боль.

У агрессии всегда есть причина, и ее нужно понять, для того чтобы исправить ситуацию. Нельзя утверждать, что проявление агрессии — это однозначно плохо и что нужно подавлять всякую агрессию. Как раз наоборот, агрессия — защитная реакция она помогает человеку защитить себя и то, что ему дорого, устанавливает границы в межличностных и других взаимоотношениях и т.п. Она проявляется тогда, когда у человека нет ощущения внутренней гармонии, когда что-то мешает ему наслаждаться жизнью. Проблемы в отношениях — боль — агрессия. Только в такой последовательности. Если у человека внутри есть ощущения, что все хорошо в этой жизни, — причин для агрессии нет.

Многие детские проблемы в поведении, обучении и в отношениях с родителями порождены обидой, болью, страхом, недостаточной удовлетворенностью главных потребностей. Ребенок ведет себя так, как его вынуждают вести себя обстоятельства, поскольку контролировать свое поведение, мысли, чувства и эмоции он не умеет. Нужно всегда пытаться понять причины поведения ребенка, а уже потом решать, что делать и как реагировать.

Специалисты утверждают, что в число «трудных» детей чаще всего попадают наиболее ранимые и чувствительные дети. «Плохое» поведение часто лишь следствие неудовлетворенной потребности ребенка в любви, ласке, внимании, уважении и признании. Если родители хотят изменить поведение ребенка, они должны начать с себя и в первую очередь попытаться понять ребенка, а также изменить свое поведение и свое отношение к ребенку.

Многие люди уверены, что склонность к агрессии передается по наследству, генами. Но ученые, утверждающие, что поведение зависит от генов, не могут этого доказать. Они пытаются сделать это примерно так: «Дед совершил преступление, и папа, и сын. Значит, дело в генах». Однако исследования показывают, что чаще всего человек склонен к агрессии по отношению к своим детям, если он сам был подвергнут насилию в детстве. То есть дело не в генах, а в личном опыте, приобретенном при определенных жизненных обстоятельствах, и в личном выборе, конечно, который тоже не в последнюю очередь зависит от жизненного опыта.

Был проведен эксперимент. Исследователи разделили самок обезьян на две группы, в одну из которых вошли самки, проявляющие к своим детям жестокость, агрессию, а во вторую — самки, проявляющие повышенную заботу о потомстве. Когда эти самки в следующий раз произвели потомство, их детенышей поменяли местами: агрессивным самкам отдали детей заботливых самок, а детей заботливых самок отдали агрессивным. Когда эти детеныши-самки выросли и сами стали матерями, то 100% тех, которые росли у заботливых матерей, были внимательны и заботливы по отношению к своему потомству и не проявляли жестокости. А среди тех, которые воспитывались агрессивными самками, по отношению к своим детенышам проявляли жестокость 50—60% самок, остальные все равно оказались заботливыми матерями. То есть гены на их поведение никак не повлияли, а повлиял личный детский опыт.

Результаты подобных экспериментов свидетельствуют также о том, что в частично верном выводе: «Наши дети будут относиться к нам так. как мы относимся к своим родителям, потому что дети все копируют», — есть логическая ошибка. На самом деле дети копируют отношение не к родителям, а к детям, то есть родительское поведение определяет потом отношение их детей к ним. Если поведение родителей не очень хорошее, то нечего ждать потом хорошего отношения от детей — они ведь отвечают взаимностью («отзеркаливают» чувства родителей по отношению к себе). Кто хочет, чтобы собственные дети любили и уважали его, тот должен в первую очередь любить и уважать своих детей.

Именно потому, что дети копируют родительское поведение, став родителями, они, как правило, относятся к своим детям так, как их родители относились к ним. Или лучше, или приблизительно так же, но редко хуже. И это понятно — люди, кроме всего прочего, по своей природе запрограммированы на заботу о детях. Заботливых и любяших родителей всегда больше, чем безразличных и жестоких.

Один и тот же ребенок с разными людьми ведет себя по-разному, поэтому невозможно утверждать, что его поведение определено генами. Поведение в каждом случае зависит от отношений ребенка с ними. Именно от отношений зависит поведение человека. Но утверждать, что главное — гены, гораздо проще — это отличный способ снять с себя ответственность за воспитание детей. Но это самообман. Ученые уверяют, что даже нежности можно научить. Доброту можно воспитать. Как? Личным примером, личным отношением. В 60-х годах XX века антрополог Джеймс Прескотт провел исследования детской жестокости в разных культурах и пришел к выводу, что в тех обществах, где родители не проявляли нежности к детям, уровень жестокости между взрослыми был гораздо выше, чем в других.

Совершенно очевидно, что чем больше любви и нежности получат дети, тем более любящими и внимательными они станут взрослыми. Жестокие и агрессивные взрослые, как правило, жертвы трудного детства, сами подвергавшиеся жестокости и насилию. Как минимум такой ребенок никогда не чувствовал себя любимым и нужным кому-то. Относясь к детям с теплотой и вниманием, родители создают в их душе «запас» любви и тепла, которые очень пригодятся в те моменты, когда им этого в жизни будет не хватать, «запас» будет беречь детей от желания причинить боль и страдания себе или другим людям.

Иоахим Бауэр, немецкий ученый, исследующий вопросы нейробиологии, профессор психиатрии, в своих книгах рассказывает о том, что у человека есть биологически закрепленная система мотивации. Мозг человека выделяет так называемые нейромедиаторы. Когда они попадают в мотивационный центр в головном мозге, человек чувствует прилив сил, у него улучшается настроение, здоровье, появляется хорошее самочувствие, а главное — появляется мотивация к жизни, к работе, к отношениям и т.п. Тогда человек чувствует себя счастливым и успешным. Выработка этих нейромедиаторов связана с определенными условиями: человек должен получать достаточно признания, внимания и доверия в межличностных отношениях.

И. Бауэр выделяет пять основных условий, необходимых для развития позитивных межличностных отношений (или, к примеру, для осуществления корпоративного проекта).

Каждому человеку нужно:

  • Видеть и быть увиденным (в смысле «воспринимать» всеми органами чувств других людей и получать сигналы от них, что они воспринимают его). Важно, чтобы его воспринимали не как одного из многих в толпе, а как отдельную личность, что само по себе служит хорошей мотивацией и располагает к общению.
  • Общее уважение интересов другого человека. Проявление интереса — самая простая форма проявления участия, которая обладает огромным потенциалом для развития отношений.
  • Эмоциональный резонанс (отклик, реакция), то есть способность проникнуться настроением другого человека или заразить других людей своим, способность к эмпатии (сопереживанию).
  • Совместные действия, участие в одном деле — это одно из основополагающих условий развития отношений, которое часто недооценивается.
  • Взаимное понимание мотивов и намерений. Этот «высший класс» искусства создания отношений возможен только при условии выполнения предыдущих четырех пунктов и требует постоянного размышления и развитой интуиции.

Все эти условия дополняют друг друга. Каждый человек независимо от возраста нуждается в постоянном внимании со стороны окружающих, в эмоциональном резонансе (эмоциональном отклике, понимании), а для маленького ребенка это вообще необходимое условие полноценного развития. Если с рождения человеку не хватает внимания, заботы, любви, если у него нет положительного опыта отношений, то в будущем способность к выработке нейромедиаторов, запускающих систему мотивации, у него будет существенно ниже, чем у тех, кто обладает таким опытом.

Как пишет д-р Бауэр, с точки зрения нейробиологии человек создан для кооперации с другими людьми и для позитивных отношений, поскольку отзывчивость и сотрудничество с другими людьми приводят к выработке в мозгу веществ, создающих положительные эмоции и хорошее самочувствие. Это способствует и успеху в жизни. Я читала об этом в строках и между строк книг Далай-ламы (духовного лидера буддистов), Наполеона Хилла (основоположника теории успеха) и многих других исследователей общения и отношений, которые изучали секреты личного и профессионального успеха. Все эти авторы в один голос твердят, что больше всего мы выигрываем не от борьбы, а от сотрудничества и что от сотрудничества должны выигрывать все его участники. Главная ценность книг И. Бауэра заключается для меня в том, что они с научной точки зрения объясняют и подтверждают многие житейские истины.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 2446 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…