Главная»Дети»От 1 до 3»Развитие и воспитание ребенка от 1 до 3 лет»Создание условий для воспитания ребенка

Создание условий для воспитания ребенка

Создание условий для воспитания ребенка

Когда малышу исполнится один год, воспитательную работу родителей следует называть по-другому: создание обстановки или атмосферы для ребенка.

Воспитательная работа теперь заключается в том, чтобы направить энергию ребенка на приобретение полезного опыта. Вы создаете структуру, которая не должна быть жесткой, репрессивной или подавляющей. В отличие от того, что мы обычно называем структурой, это создание условий, способствующих установлению требуемого поведения. Структура помогает и направляет. Вы даете возможность малышу быть самим собой и создаете благоприятную почву для роста и развития. Структура создает положительное окружение для ребенка. С помощью небольшой корректировки вы избавитесь от большинства «нет», так чтобы в окружении преобладало «да».
Структура изменяется по мере того, как ребенок растет. Соответствие структуры и этапов детского развития — одна из наиболее значительных стратегий воспитания. Когда ребенок научится ходить, следует помнить, что ваша чашка с кофе должна находиться вне пределов его досягаемости. Когда ребенок откроет для себя туалет, вам придется держать дверь в туалет на замке, так же, как и в ванную комнату. Школьник девяти лет должен иметь тихое, уютное место, где бы он мог выполнять домашнее задание, так же как строгое ограничение на просмотр ночных телепередач. Структура устанавливает стадии желаемого поведения, чтобы избегать нежелательные проявления.

 

Помогите вашему ребенку играть одному


Частью воспитания является обучение ребенка играть самостоятельно и получать удовольствие от игры одному. До восемнадцати месяцев ребенок может играть один в течение короткого времени. Он часто и нетерпеливо проверяет, где его мать, подходит к ней или ищет ее глазами. Ребенок, воспитанный по методу «прикрепления», может предпочитать постоянный физический контакт с матерью, и это полезно. Похоже, что следует позволить малышу ощущать присутствие матери, потому что он подготавливается ко времени, когда будет оставаться один. Он должен знать, как управлять собой, и не требовать, чтобы его развлекали.
Возраст между четырнадцатью и восемнадцатью месяцами - очень трудный период для родителей. Энергичные дети хотят сделать все самостоятельно, но им все еще необходимо вмешательство матери. Когда ребенку минет восемнадцать месяцев, будьте готовы к тому, что он попытается создать пространство между вами. Однако некоторые родители намеренно затягивают наступление этого этапа, что проявляется в подавлении данного стремления у ребенка. Но во всех случаях необходимо помнить, что дети в возрасте от полутора до двух лет хотят стать самостоятельными. Вы можете видеть такие попытки все чаще и чаще. Сначала вы не верите своим глазам. Ребенок хочет делать то, что делаете вы (как он подсмотрел). Девочки пытаются одевать детей, достают горшки и кастрюли, хотят играть в раковине, копать ложкой. Вы можете продолжить сами — возможности бесконечны. Ребенок может захотеть, чтобы вы немного притворились. Это весело — быть собакой или львом, но малыш в действительности нуждается в вас только в начале. Игра в чаепитие или пикник, где вам придется проглотить все, что подаст ребенок, не должна вызывать больших затруднений.
В возрасте трех лет воображение ребенка и его созидательная способность позволяют ему играть со всем, что находится под рукой. Игрушки должны быть простыми — кубики, мячи, куклы и лоскуты, машины и грузовики (пожалуйста, без батареек). В возрасте четырех лет, находясь один в комнате, где не во что играть, он придумает, как использовать ботинки и носки в качестве автомобилей и людей или колыбелей и кукол.

 

Создание располагающей и безопасной обстановки для ребенка. Дети легко расстраиваются, если им приходится жить в доме, приспособленном только для взрослых. Ваша роль как проектировщика жизненного пространства для малыша заключается в том, чтобы сделать дом безопасным для ребенка и безопасным от ребенка. Дети интересуются всем. Вы должны способствовать безопасности проявления этого интереса. Если ребенок видит что-то привлекательное и блестящее, у него возникает естественное желание потрогать. Задача родителей — отобрать у ребенка опасные предметы и предоставить ему возможность исследовать только те, которые не представляют угрозу для него и для самих предметов, а после этого переключить его внимание.

Убрать бьющиеся предметы и семейные реликвии, находящиеся в доме, — не значит капитулировать перед властью ребенка; это просто способ избежать необходимости постоянно быть начеку и говорить «нет», вызывая расстройства и гнев у обоих. Существует гораздо лучший способ, чем постоянно наблюдать и защищать или пресекать естественную тягу к исследованиям. Вы, как взрослый человек, должны класть свои вещи подальше (высоко или далеко), до тех пор пока ребенок не научится уважать ценности взрослых. Помните, что это нужно сделать на короткое время. Мы поняли, когда наши младенцы вышли из ползункового возраста, мы должны были убрать все комнатные растения с пола. Спустя шесть месяцев мы вернули их на место, и дети совершенно не обращали внимания на то, что раньше так привлекало их внимание. Когда ваши дети начнут ползать, пройдите по дому и сделайте все необходимое для безопасности ребенка. Существует много недорогих приспособлений, которые помогут вам в этом, — замки туалетного сиденья, крышки дверных кнопок, замки ящиков и шкафов, крышки электрических розеток и вилок и т. д., — и в то же время защитят маленького исследователя.
Усилия, потраченные на приведение дома в безопасное состояние, окупятся по крайней мере уменьшением конфликтов с ребенком. Кроме того, вы можете позволить себе больше расслабиться. Защита дома также оградит ребенка от необходимости исследовать обстановку под постоянным контролем. Вот руководство, с чего нужно начинать:


Жилая комната/общая комната:

 

  • закройте электрические розетки;
  • закрепите шнуры настольных ламп, чтобы они не упали;
  • закрепите напольные светильники или уберите их;
  • уберите пульты управления телевизором, музыкальным центром, видеомагнитофоном;
  • закройте подушками острые углы кофейных столиков, фортепьянных табуретов, каминов;
  • переместите бьющиеся предметы в зону недосягаемости ребенка или уберите их на несколько лет;
  • проведите уборку в шкафах (дети любят открывать крышки и пачкать одежду);
  • уберите растения.


Столовая/место принятия пищи:

 

  • полностью задвиньте стулья под стол, чтобы ребенок не мог на них забраться;
  • установите замки на ящики и двери шкафов, в которых хранится посуда;
  • передвиньте предметы, находящиеся на столе, в его центр;
  • заверните углы скатерти так, чтобы ребенок не мог ее стянуть со стола.


Ванная комната:

 

  • спрячьте лекарства, бритвы, булавки, зубной эликсир, косметику, духи, средства для полировки ногтей и удаления лака, ножницы и другие опасные предметы;
  • закройте аптечку на замок;
  • положите в ванну нескользкий коврик;
  • опустите сиденье туалета и закройте его на замок;
  • после пользования ванной сливайте воду. Не оставляйте детей одних в ванне; используйте пластмассовые, а не стеклянные или керамические чашки и подставки для мыла;
  • держите дверь в ванную комнату закрытой.


Кухня:

 

  • храните ножи вне пределов досягаемости ребенка;
  • отключите электробытовые приборы. Неоставляйте провода висящими;
  • храните чистящие средства, растворители, отбеливатели, средства для мытья посуды и другие ядовитые вещества вне пределов досягаемости ребенка и в закрытых на замок шкафах;
  • старайтесь пользоваться конфорками, расположенными в задней части плиты и поворачивать кастрюли и сковороды ручками назад;
  • закройте систему управления плитой;
  • храните бьющиеся предметы, принадлежности, которыми ребенок может подавиться, вдали от ребенка. Помните, что ребенок может залезть в кухонный шкаф;
  • используйте небьющуюся посуду, если ребенок рядом;
  • храните пластмассовые контейнеры с бакалейными товарами вне пределов досягаемости ребенка;
  • держите горячие напитки там, где ребенок не может их достать, и убирайте их с края стола или буфета.


Окна и двери:

 

  • держите закрытыми стеклянные двери или блокируйте стеклянные секции;
  • поместите переводные картинки на стеклянные двери на уровне глаз ребенка;
  • закройте окна и убедитесь, что стекла надежны;
  • укоротите шнуры занавесей и штор, чтобы ребенок не смог до них дотянуться;
  • натяните сетку на ограждение балкона, чтобы ребенок не мог пролезть через него.


Разное:

 

  • не забудьте про гараж с его разбавителями красок, антифризом, садовыми инструментами, запасами, средствами от садовых вредителей и другими опасными вещами;
  • используйте безопасные двери наверху и у основания лестниц, особенно если они крутые и жесткие. Некоторые родители поступают наоборот, если ступеньки устланы дорожкой и не слишком круты, они разрешают детям ползать вверх и вниз, следя за незакрытыми лестницами в течение нескольких недель, пока дети обучаются;
  • создайте безопасные проходы от одной двери к другой.


Если вы убрали предметы, которые «нельзя трогать», рассмотрите другие необходимые действия, которые вам нужно предпринять, чтобы способствовать формированию у ребенка хорошего поведения. Выделите ему индивидуальный ящик на кухне, наполните его интересными предметами, которые можно вынимать, перебирать и изучать, например мерные ложки, пластмассовые блюдца, картофелемялки. Распределите по всему дому предметы, которые ребенок мог бы толкать, тянуть, поворачивать и играть с ними. Создайте ему безопасную возможность лазить. Дайте возможность экспериментировать с водой в тазике, корыте или раковине под вашим присмотром. Сырой рис или овсянка являются хорошей заменой очищенному песку в домашних условиях, потому что они легко убираются.
Размещение детской мебели в доме должно способствовать тому, чтобы ребенок сидел спокойно как можно дольше и «работал» за своим столом. Небольшая скамеечка позволит ему достать до кухонной раковины, чтобы мыть руки, чистить зубы и «помогать» по кухне. Период, когда ребенок начинает ходить, - увлекательное время в его жизни. Он может быть очень забавным во время игры. Ваша наблюдательность должна подсказать, когда необходимо прийти ребенку на помощь, а когда предоставить ему возможность решать проблемы самостоятельно. Безопасная обстановка позволит ему сделать это.


Планируйте свой день, сообразуясь с характером ребенка. Легче распределить свой дневной график на мелкие дела, чем изменить характер ребенка. Не тратьте энергию на напрасную борьбу. Вы лучше всех знаете своего ребенка и, действуя методом проб и ошибок, вы поймете, что делать. Следуйте советам, приводимым ниже:

 

  • Проявлять мудрость при покупках. Если идете в магазин с ребенком, убедитесь, что он хорошо отдохнул, сыт, а вы готовы отвлечь его внимание от хлебных коробок, салатов и яичных упаковок. Приготовьтесь к тому, что потратите в два раза больше времени на пребывание в магазине — ребенку нужно обойти все, покататься на тележке, повеселиться по полной программе. Если вы голодны, расстроены или напряжены, ходите в магазин без ребенка.
  • Планы на будущее. Определите наилучшее и наихудшее время в течение дня для своего ребенка. Многие малыши лучше всего ведут себя по утрам, самое трудное время наступает в конце дня или непосредственно перед сном. Прогулки следует планировать на период, который мы называем «легким временем». Марта считала утро наиболее благоприятным временем дня для обучения детей. В течение «трудного времени» дня наши дети оставались дома.
  • Предвидеть настроение своего ребенка. Приготовьте еду до того, как ребенок проголодается. Заставьте ребенка спокойно посидеть, чтобы снизить его активность, потому что разыгравшийся ребенок плохо засыпает ночью.
  • Обеспечить режим. Не обязательно быть рабом режима, но придерживаться его необходимо: первый завтрак, затем десерт; прогулка и отдых; ужин, тихие игры, умывание, чистка зубов и вечерняя сказка. Соблюдение режима создает у ребенка чувство превосходства.


Планировать день ребенка в соответствии со своими планами. Дети — не машины, созданные в соответствии с инженерными замыслами своих родителей, поэтому используйте простые способы, чтобы направлять маленькие умы и тела и сглаживать их дневные трудности:

 

  • Отдохнувший ум и полный желудок. Если у вас нет другого выбора и необходимо взять ребенка с собой, спланируйте все заранее. Допустим, в четыре часа у вас назначена встреча, на которую вы отправитесь с двухлетним малышом. Уложите ребенка спать в половине второго на полчаса, до двух часов, накормите непосредственно перед выходом из дома, возьмите несколько тихих, но занимательных игрушек. Убедитесь, что ребенок был достаточно внимателен в течение первой половины дня. Это поможет ему лучше вести себя, пока вы будете заняты разговором. Во время разговора посадите ребенка на колени.
  • Обеспечьте условия для игры. Жизнь с маленьким ребенком похожа на гонку на роликах, потому что вы не знаете, что скрывается за очередным подъемом или спуском. Замечайте все, что способствует желаемому поведению, и отсекайте все, что создает беспорядок. Некоторые игры способствуют хорошему поведению и меньше раздражают вас. Смотрите на игру, как на работу; она неизбежна. Обсуждать можно, кто, когда и сколько детей будет принимать участие в игре. Узнайте, с кем из детей вашему ребенку веселее всего играть (это необязательно ребенок лучшего друга) и в какое время дня он играет лучше всего. Большинство малышей предпочитают находиться около других, внимательно выбирая товарища по соответствию характера. Многие дети до трех лет, в силу особенностей развития, не готовы к совместным играм. Сплочение детей в группу для игры происходит особенно хорошо, когда матери присутствуют, наблюдают, вмешиваясь при необходимости. Альтернативой игре с ровесниками может стать общение двухлетнего малыша с четырех- или шестилетними детьми. Более взрослые дети любят играть с малышами, и эти игры не заканчиваются дракой.


Исключить опасные игрушки. Пластмассовые, длинные игрушки хороши для игры в одиночку, но опасны в группе. Выбирайте игрушки в соответствии с возрастом и характером ребенка. Вспыльчивым необходимы мягкие игрушки, а не металлические автомобили, которые они могут использовать как метательное орудие. Если игрушка обычно возбуждает ссору между детьми, уберите ее. Дети до трех лет, в силу особенностей развития не умеют уступать.


Занять скучающего ребенка. Скучающий ребенок — предмет для тревоги. Позвольте ребенку заниматься с вами, иногда делать вместе то, что он обычно делает самостоятельно, а иногда сами начинайте с ним игру.
Дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати месяцев очень нуждаются в вашем руководстве. По мере роста дети становятся все более самостоятельными.
Скучающий ребенок при занятых родителях рискует оставаться одиноким. Ребенок, который находится в тесной связи с родителями с самого рождения, в состоянии развлечь себя в возрасте четырех лет. До этого он будет мучиться вопросом: «Чем помочь маме?» Его «помощь» может существенно вас обременить, но это займет намного меньше времени, чем исправление «незанятого» ребенка.



Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Автор: Марта и Уильям Сирс

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 8347 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…