Главная»Дети»От 3 до 7»Обучение детей чтению вслух

Обучение детей чтению вслух

Обучение детей чтению вслух

Цель образования состоит не в том, чтобы просто научить ребенка читать и писать, главное — вырастить из него грамотного человека.

.

Грамотный взрослый человек читает, чтобы узнать новое об интересующих его вещах, и пишет для того, чтобы поделиться своими мыслями. Грамотный ребенок рассматривает чтение и письмо со своей точки зрения как увлекательное и полезное занятие. У него богатое воображение и обширные интересы. Грамотность расширяет кругозор ребенка. Чаще всего образование малыша начинается с того, что родители читают ему вслух.

Если вам повезло и вам читали вслух, когда вы были маленьким, то очень велика вероятность, что вы разделите эту радость со своим ребенком. Даже если вам вовсе не читали, вы, вероятно, слышали, что это очень полезное занятие.

Зачем читать вслух?

Бывает, что некоторые дети хорошо учатся в школе, хотя родители никогда им ничего не читали. Однако шансы на то, что ребенок успешно овладеет чтением и письмом, становятся намного выше, если он идет в школу, уже зная, что такое печатное слово и как хорошо уметь читать.

Когда вы сидите рядом с ребенком, держа книгу в руках, происходит множество удивительных вещей. Рассказывая малышу о содержании картинок, вы знакомите его с новыми и интересными словами. Читая и заново перечитывая какую-нибудь сказку, вы учите его, каким образом слова могут складываться в предложения. Вы развиваете у ребенка внимание и умение слушать. Вы помогаете ему усвоить связь между буквами, которые он видит, и словами, которые он слышит. Самое главное для ребенка здесь — это общение с любящим родителем.

Двуязычные семьи

У детей, которые растут, слыша сразу два языка, имеется очевидное преимущество. Хотя им требуется немного больше времени, чтобы научиться изъясняться, зато потом они бегло начинают говорить на обоих языках.

К примеру, родители, живущие в США и плохо говорящие по-английски, должны разговаривать со своими детьми и читать им книги на своем родном языке. Для ребенка полезнее слышать любой правильный язык, чем плохой английский.

Ребенок, который говорит дома по-испански или по-русски, быстро научится английскому в детском саду, а вот тот, который так и не научился правильно говорить ни на одном языке (поскольку у него просто не было такой возможности), столкнется в будущем с очень большими проблемами.

Сегодня многие детские книги издаются на разных языках, причем с параллельным переводом, помещенным на той же странице. Это прекрасное учебное пособие и для родителей, и для детей.

Чтение новорожденным

Младенцы, которым читают вслух, с удовольствием слышат голос своих родителей и радуются, что их при этом держат на руках. Большинство родителей, которые начали читать своим детям с момента их рождения, продолжают читать им вслух и спустя несколько лет. Как правило, такие дети и сами впоследствии много читают, хотя я не знаю точно, как это связано с их ранними воспоминаниями.

Если вы решили читать вслух своему новорожденному ребенку, то не имеет значения, какую книгу вы выберете. Возьмите то, что интересно вам, —- пособие по садоводству, инструкцию по вождению яхты или любовный роман. Еще лучше, если эта книга будет интересна и вашему супругу. В этом случае вы сможете читать ее по очереди друг другу и одновременно для ребенка.

Когда ребенок немного подрастет

Шестимесячного малыша очень легко порадовать новой яркой книжкой. Он тянется к ней руками, гладит ее и сопит от удовольствия. Ему нравится держать книгу в руках, стучать ею по полу, грызть ее. При этом он издает радостные звуки. Не переживайте по поводу того, что ребенок не слишком аккуратно обращается с книгой. Постепенно он научится бережно относиться к книгам, когда поймет их истинную ценность.

Выбирайте для ребенка книги с простыми И красочными картинками. Больше всего ему нравятся фотографии других детей. Подыщите для него какие-нибудь простые ритмичные стишки. Продолжайте читать малышу и взрослые книги, если он не против (многие дети это действительно любят), но почаще делайте перерывы, чтобы поговорить с ребенком. Дети в этом возрасте не понимают слов, но им нравится слушать речь.

Где-то около 9 месяцев у детей начинают просыпаться собственные желания. Точно так же как они пытаются в этом возрасте самостоятельно есть, они хотят и сами распоряжаться своими книгами. Если чтение превращается в противоборство, смените тактику. Используйте для этого две книги: одну детскую и одну взрослую. Читайте их попеременно, делая частые перерывы. Ничего страшного, если ребенок время от времени будет использовать книгу как игрушку. Разрешайте ему брать ее в руки, перелистывать страницы, стучать ею по мебели. В процессе такой игры вы можете обратить его внимание на какую-нибудь картинку и прокомментировать ее.

Можно поиграть с ребенком в «прятки», используя знакомые ему картинки в книге. Закройте картинку ладонью и спросите: «Где собачка?» Читая стихи, совершайте ритмичные движения в такт всем телом. Можете при этом покачивать ребенка на руках. Если в книге есть рисунки с изображением детей, покажите пальцем на рисунок, а потом дотроньтесь до соответствующей части тела ребенка.

Некоторые дети готовы слушать чтение довольно долго (от 5 до 10 минут и больше). Очень активные малыши могут уделить этому занятию всего минуту или даже меньше. Продолжительность чтения не важна. Самое главное — демонстрировать радость от общения друг с другом и от совместного чтения. Если ребенку (или вам) стало скучно, возьмите другую книгу или займитесь чем-нибудь еще.

Годовалый ребенок

В возрасте от 9 до 12 месяцев некоторые дети начинают понимать, что у каждой вещи есть свое название. Как только это укоренится в сознании ребенка, в нем просыпается желание знать все вещи по именам. Книга с картинками становится здесь очень хорошим подспорьем. Возьмите знакомую ребенку книгу и спросите, указывая на картинку: «Что это?» Сделав небольшую паузу, назовите изображенный предмет. Если ребенку нравится эта игра, значит, его мозг готов для обучения. Конечно, вы не услышите от него сразу все новые слова, но через год-другой вы сами поразитесь, насколько богат его лексикон.

Со временем дети начинают обращать внимание на содержание картинок. Если ребенок в 12-15 месяцев может держать книгу перевернутой, то уже в 18 месяцев большинство детей разворачивают ее правильно.

Маленькие дети в этом возрасте очень подвижны. Те, кто еще не умеет ходить, любят, когда их во время чтения качают на коленях, поглаживают и обнимают. Те, кто уже ходит самостоятельно, с трудом могут усидеть на месте несколько минут, но им нравится слушать чтение даже из другого конца комнаты. Дети часто таскают за собой книги или приносят их взрослым, чтобы те почитали вслух. Причем, если в ребенке уже проснулось стремление к самостоятельности, он будет настаивать, чтобы ему постоянно читали одну и ту же книгу, и выразит протест, если вы выберете другую.

Чтобы избежать этих споров, поставьте детские книги на невысокую полку, чтобы малыш сам мог брать их оттуда и ставить обратно. На полке должно быть одновременно не больше 3-4 книг. Слишком большой выбор озадачит ребенка, а кроме того, вам придется чаще подбирать книги с пола.

Полуторагодовалый ребенок почти все время проводит на ногах. При этом он очень любит что-нибудь носить с собой. Часто это бывает книга. Ребенок, который уже понял, что с помощью книги всегда можно добиться внимания родителей, будет приносить ее вам и класть на колени. Часто такое действие сопровождается требованием: «Читай!»

Чтение в два года

К двум годам дети делают колоссальные успехи в овладении речью. Книги оказывают в этом незаменимую помощь, давая ребенку возможность называть предметы на картинках в режиме обратной связи с родителями. Взрослый указывает на картинку и спрашивает: «Что это?» или «Кто это?» В зависимости от ответа родитель либо повторяет правильное название и хвалит ребенка, либо поправляет его: «Нет, это не собака, а лошадь».

Такое обучение очень эффективно, поскольку вы можете повторять это множество раз. Для маленького ребенка повторение — это основа обучения. То, что одна и та же картинка сопровождается одним и тем же словом и встречается всегда на одной и той же странице, придает ему уверенность. Малыш уже ожидает, что на следующей странице окажется очередная знакомая ему картинка и будет произнесено знакомое ему слово, — и именно так и происходит!

Одновременно малыш осваивает новые слова и пытается понять, как из них составляются предложения, а из предложений целые рассказы. Результаты этой деятельности вы увидите только через много месяцев, но в 2,5 или 3 года вы можете с удивлением отметить, что ребенок использует в своих играх сложные выражения и фразы, словно позаимствованные из какой-то сказки, вроде «давным-давно» или «жили-были». Семена богатой и выразительной речи закладываются в почву детского сознания путем чтения ребенку книг вслух.

Обращение с книгами

Маленькие дети зачастую довольно бесцеремонно обходятся с книгами. Многие мнут страницы и даже рвут их. Почти каждому ребенку случалось хотя бы раз в своей «литературной карьере» что-то написать или нарисовать на страницах книги. Хотя это порой выглядит по-варварски, но для ребенка это один из способов ближе познакомиться с книгой, стать как бы ее соавтором. Спокойное напоминание, что к книгам надо относиться бережно, подействует на ребенка лучше, чем ругань (в этом случае малыш может прийти к выводу, что от книг одни только неприятности). Еще лучше дать ребенку бумагу И карандаши, и пусть он рисует и пишет сколько душе угодно. Для него это первый шаг к овладению письмом. Если внимательно присмотреться к детским каракулям, то можно различить в них что-то похожее на буквы.

Разные способы обучения

У одного ребенка лучше развито зрительное восприятие, и он может по нескольку минут рассматривать картинки в книге. Найдите для него картинки со скрытым изображением, и ребенок будет с радостью наслаждаться открытиями.

Ребенок, воспринимающий информацию преимущественно на слух, с удовольствием слушает вашу речь. Особенно ему нравятся стихи, поскольку в них присутствуют рифма и ритм. Лучше всего, если в стихах будет повторяющийся рефрен, так как для ребенка он будет знакомым и предсказуемым. Малыш в этом случае скорее включается в процесс чтения. Если он знает, что будет дальше, это дает ему возможность как бы почувствовать себя хозяином книги.

Многие маленькие дети лучше всего усваивают информацию путем ощупывания предмета и совершения определенных действий. Если в сказке речь идет о каком-то действии (лодка пляшет на волнах, ребенок катается на качелях, лошадь скачет галопом или мама мешает суп в кастрюле), повторяйте все эти движения вместе с малышом. Речь, прикосновения, движение и игра как бы оживляют книгу и воздействуют на вес органы чувств ребенка.

Дети гораздо быстрее обучаются, если они активно вовлечены в процесс. Они любят, когда им дают возможность войти в роль персонажа книги. Если вы читаете книгу про Аладдина или про ковер-самолет, достаньте чайник вместо волшебной лампы и коврик или простыню. Ваш ребенок сам поймет, что с ними делать.

Чтение с детьми дошкольного возраста

У детей в этом возрасте обычно прекрасно развито воображение. С их точки зрения, чудеса действительно могут произойти и происходят. Солнце, по их мнению, встает потому, что дети радуются. Они еще не знают, как на самом деле устроен мир, и поэтому охотно верят в то, к чему дети постарше уже относятся с недоверием (например, в Деда Мороза). В каком-то смысле они живут в придуманном ими мире.

Вполне естественно, что дети дошкольного возраста любят различные истории. Когда ребенок слушает интересный рассказ, по его лицу видно, что он полностью поглощен происходящим, у него широко открыты глаза (а иногда и рот). Некоторым детям при этом надо обязательно находиться в движении (неукротимая энергия дошкольников — это поистине природная стихия), но тем не менее они улавливают каждое слово. Вы легко можете заметить, насколько ребенок вовлечен в рассказываемую ему историю, по его эмоциональной реакции на события. Для него все персонажи книги — живые. Прочитанные слова откладываются в его словарный запас.

Как и все мы, дети в этом возрасте стремятся сохранять контроль над происходящими событиями. Один из способов такого контроля — выбор книги. Хотя дошкольнику уже нетрудно взять нужную книгу с полки, лучше все же ограничить этот выбор (поставив туда, скажем, три книги). Еще один способ контроля — это заучивание книги чуть ли не наизусть. Пусть даже ребенок не может повторить текст слово в слово, но он легко дополняет опущенные слова в конце предложения или строки, особенно если оно в рифму.

Если ребенок раз за разом выбирает для чтения одну и ту же книгу, значит, в ней содержится что-то очень важное для него. Возможно, это какая-то мысль, которая не дает ему покоя, или некий зрительный образ, или просто какое-то слово. Когда ребенок полностью разрешит волнующий его вопрос, он перейдет к следующей книге.

Чтение вслух в любом возрасте

Совместное чтение вслух не обязательно должно заканчиваться, когда ребенок подрастет и сам научится читать. Если вам нравится это занятие, почему бы не продолжить его? Оно позволяет вам обмениваться полезной и интересной информацией и одновременно укреплять семейные взаимоотношения. Положительные ощущения, накопленные в ходе такого общения, помогут ребенку легче справляться с разочарованиями и неприятностями, которые неизбежны по мере его роста и взросления.

Чтение вслух помогает поддерживать в ребенке интерес к книгам. В период между 1-м и 4-м классами дети продолжают развивать навыки самостоятельного чтения. На данном этапе книги, которые ребенок в состоянии прочесть сам, уже становятся слишком простыми, чтобы вызывать у него интерес. Читая ребенку вслух более сложные книги, вы помогаете ему сохранить интерес к литературе до тех пор, пока его собственные навыки чтения не позволят ему самому читать книги, соответствующие его интересам.

Чтение вслух особенно важно, если у ребенка трудности с обучением чтению. Некоторым детям это дается легко. Другим же, ничуть не уступающим им в умственном развитии, сложно научиться читать, вероятно, потому, что их мозгу для этого требуется больше времени. Обычно к концу 3-го класса такие дети догоняют своих сверстников и у них все налаживается. Но до этого момента чтение представляет для них некоторую сложность, и кое-кто из детей может подумать, что это занятие вообще не для них. Однако если родители читают им вслух, их разум остается открытым для того удовольствия, которое книга приносит в их жизнь. Не стоит волноваться: пережив этот период, ваш ребенок в дальнейшем будет читать самостоятельно. Чтение вслух развивает у ребенка умение слушать. Полезно время от времени прерывать чтение и беседовать с ним о прочитанном. При этом вы сможете, во-первых, убедиться, что он действительно понимает смысл услышанного. Если ребенок понял не все, помогите ему разобраться с содержанием, с поведением персонажей, со значением новых слов и с другими непонятными моментами. Задавайте ребенку вопросы, почему тот или иной герой поступил так, а не иначе, интересуйтесь, что, по его мнению, произойдет дальше. Это заставляет ребенка думать о прочитанном.

Чтение вслух обогащает лексикон ребенка. В книгах встречаются слова, которые мы почти никогда не употребляем в повседневной речи. Даже в книгах, написанных самым простым языком, можно встретить очень интересные слова. Не удивляйтесь, если впоследствии вы услышите их в речи ребенка. Многие дети любят экспериментировать с новыми для них словами. Впоследствии это очень поможет им в ходе всей учебы в школе.

Прочитанные книги — это прекрасный материал для развития воображения. Дети используют эпизоды из прочитанного в своих собственных фантазиях. Если вы хотите, чтобы у ребенка было богатое воображение, читайте ему побольше интересных историй и сказок. Конечно, то же самое происходит, когда дети смотрят телевизор. Они часто включают увиденные эпизоды в свои игры. Но поскольку изображение на экране более реалистичное, чем описание в книге, ребенку не приходится слишком напрягать свое воображение. Поэтому он зачастую просто копирует то, что увидел, не давая волю фантазии.

Книги также способствуют формированию характера. По мнению многих педагогов и психологов, книги — это лучший способ донести до ребенка, что такое хорошо и что такое плохо. Наблюдая, как различные персонажи ведут себя в той или иной ситуации, например как они относятся к друзьям или что они делают, когда им нужна вещь, которая им не принадлежит, дети получают более четкие представления о нормах поведения. Содержание прочитанных книг становится незаменимым источником для подкрепления тех ценностей, которые вы прививаете ребенку в семье.

Тщательно подбирайте книги для чтения

Книги оказывают достаточно мощное воздействие на сознание ребенка. Поэтому необходимо подходить к их выбору самым внимательным образом.
Оценивая книгу, которую вы собираетесь прочесть ребенку, бегло просмотрите ее сюжет. Нет ли в ней эпизодов, связанных с жестокостью или насилием? Какие принципы и ценности исповедует автор? Нет ли в ней пренебрежительных суждений об образе жизни, отличающемся от общепринятого? Взгляните на иллюстрации. Насколько реалистично изображены персонажи? Нет ли там явных несуразиц. Оцените героев книги. Как переданы их отличительные черты характера? Кому из них отводится роль злодеев или жертв?

Самый главный вопрос, который вы должны себе задать: что даст эта книга ребенку? Если в ней прославляются насилие и месть, если единственной доблестью героя является только его сила, то подобное «произведение» не поможет ребенку оценить свои собственные положительные качества. Если же герои книги проявляют доброту, честность и смелость, то ребенку захочется стать похожим на них.

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 3142 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…