Что такое йога

Что такое йога

История йоги насчитывает несколько тысячелетий, ее современные разновидности опираются на богатейшие традиции и вековую мудрость.

.

Основная цель йоги не меняется на протяжении многих веков. Это успокоение, обретение мудрости, возвышение над обыденностью житейского здравого смысла. Но чем больше людей по всему миру обращается к йоге как к целебному средству и источнику личностного роста, тем больше она превращается в моду, а ее богатства оттесняются на второй план внешней, гламурной стороной — гимнастикой, гуттаперчевыми позами, эффектными, почти цирковыми дыхательными техниками. Глядя на это, люди с артритом думают: «Да какая там йога, если я элементарно согнуться не могу!» или: «Йога — это полная дурость».

Слово «йога» происходит от санскритского корня со значением «обуздывать, впрягать в ярмо». Первый уровень воспринимаемого смысла — обуздание духа и овладение техникой сосредоточения. Но есть и второй смысловой уровень, на котором само это слово предполагает наличие некоего высшего сознания, абсолютной реальности, воссоединение с которой становится целью человеческого духа. Истоки йоги явно следует искать в горних сферах духовности (читай, «религии»), однако для большинства людей, ныне занимающихся йогой, это не более чем физкультура. В остальном же они остаются в лоне своих религий, агностицизма или атеизма.

Как выразился на этот счет один писатель, «сама по себе йога не является религией. Она вне каких бы то ни было религиозных конфессий, и суть ее не в вере, а в особых методиках, которые шаг за шагом приводят индивида к непосредственному постижению фундаментальных религиозных истин. Поэтому можно сказать, что йога — это душа религии».

Ныне йогой занимаются и верят в йогу более 16 миллионов американцев. Тем не менее это никакая не религия. Хотя бы потому, что формально нет никакой «Церкви йоги» и ни одна из известных нам религий с йогой не борется. Классические тексты йоги признают наличие во Вселенной некоего высшего существа, но все равно смысл и цель йоги — самосовершенствование. Для того чтобы стать учеником йоги, нужно заняться йогой. Стоит только начать — и дело пойдет само собой.

Йога в метафорическом смысле подобна дереву: корни ее достоверно прослеживаются по меньшей мере вплоть до 2600 года до нашей эры, а ее мощный ствол и многочисленные ветви по-прежнему растут и плодоносят. В наши дни, если вы запишетесь на курсы йоги или будете выполнять упражнения, вы будете заниматься хатха-йогой. Это особая система физических упражнений, предназначенных для укрепления и растяжки мышц и суставов. Слово «хатха» на санскрите означает уравновешивание противоположно направленных сил в организме. В хатха-йоге есть разные стили, над которыми трудятся выдающиеся учителя — гуру.

Так что же, скажете вы, нужно отринуть все блага западной медицины и заняться йогой? Ничего подобного! Впечатляющие достижения западной медицины строятся на рациональных и эмпирических основах исламской, индийской, греческой и китайской медицины. К тому же Запад все решительнее склоняется к ценностям восточного образа жизни, а западная медицина проявляет все больше интереса к восточным методам целительства. По нашему мнению, это объясняется тремя существенными факторами.

Во-первых, чем больше мы узнаем мир, тем больше понимаем, что больные, кому не помогло обычное лечение, вероятнее всего будут искать авторитетную помощь где-то в другом месте. Это вполне закономерный процесс. Во-вторых, обезличивание и бюрократизация медицины вынудили многих из нас искать целителей, с которыми у нас был бы прямой и тесный человеческий контакт с возможностью нашего личного участия в процессе исцеления. И наконец, мы перестали доверять нашему сельскому хозяйству и фармацевтической промышленности. Поэтому стараемся по возможности потреблять органические продукты питания. И ради собственного здоровья занимаемся тайчи и йогой.

Тем не менее, как только разражается очередная эпидемия — будь то вызванная вирусом Эбола, ВИЧ или птичьего гриппа, — мир с надеждой обращает взор на западную медицину. Вся идея комплементарной медицины заключается в том, чтобы применять традиционные и нетрадиционные методики одновременно и тем самым повысить их терапевтическую эффективность, интенсифицировать их воздействие на организм и расширить сферу их применения. Анестезия сама по себе — никакое не лечение, хирургия без анестезии непереносима, но в связке друг с другом они спасли огромное количество жизней. Йога — это еще одно обезболивающее, в дополнение к медикаментозным средствам, массажу, физиотерапии, иглоукалыванию и другим вспомогательным методам лечения типа техники Александера. При комплексном использовании этих методик их эффективность многократно умножается.

Асаны, то есть йоговские позы, не являются исключительным достоянием йоги. Они знакомы каждому, кто когда-либо занимался гимнастикой или упражнениями на растяжку. В действительности в этой сфере происходит постоянный взаимообмен в обоих направлениях. Многие позы зародились в недрах других физкультурно-оздоровительных систем — например, гимнастики, — а затем на протяжении последних столетий постепенно проникали в йогические тексты. В какой-то момент их перенимали специалисты по лечебной физкультуре, приспосабливая под собственные цели и потребности. Физиотерапевты, массажисты, инструкторы пилатеса, техники Александера и Фельден-крайза, а также многих других физкультурно-оздоровительных дисциплин без труда опознают многие из описанных здесь методик и поз. Наверняка кто-то скажет: «Я давным-давно все это знаю. Ничего нового здесь нет». А кто-то, обладая ничуть не меньшими познаниями, скажет иначе: «Кое-что из этого мы уже применяем. Мы знаем, насколько это эффективно. А давайте-ка посмотрим, нет ли тут каких-нибудь новых приемов, упражнений, методик или алгоритмов, которые могли бы быть эффективны в лечении?»

Очень многое зависит от того, как именно человек занимается йогой, — это еще важнее, чем набор выполняемых упражнений. Когда организм разбалансирован (например, хронически искривлен позвоночник или одно плечо слишком сильно выдвигается вперед), все его мышцы, сухожилия и связки постоянно испытывают нагрузку. Слабые или зажатые мышцы попадают в порочный круг нарушения биомеханики. Отсюда боль и хроническая дисфункция суставов. И наоборот, нормализация биомеханики улучшает функцию суставов, и боль проходит. Отстройка для позы, биомеханика тела в позе, приемы, применяемые при выполнении позы, — все это ничуть не менее важно, чем ее визуальный рисунок. Именно потому мы подробно объясняем, что и как нужно делать.

Еще один важнейший элемент в практике йоги — это определенный настрой и четко поставленная цель. Кто-то занимается йогой, чтобы уменьшить боль и снять стресс, кто-то — чтобы разработать мышцы и суставы и научиться лучше держать равновесие, а кто-то — ради успокоения и духовного роста. Люди, которые занимаются йогой, часто окружены своего рода ореолом и излучают спокойствие, что бы ни происходило вокруг. Четко сформулированная цель наполняет занятия смыслом и способствует более интенсивной трансформации на всех уровнях. Поэтому мы советуем вам хорошенько подумать и сформулировать собственную цель занятий йогой. А поможет вам в этом краткий обзор, посвященный истории и философии йоги.

Йога: история и философия

Тысячелетиями йога бытовала в устной традиции, передаваясь от учителя к ученику. Она прошла через миллионы рук без контроля со стороны вышестоящих инстанций. Ее носители жили и умирали, а она, несмотря ни на что, сохраняла свою самобытность. В йоге имеется множество стилей и направлений, но, тем не менее, ее принципы и методы предстают перед нами как единое целое.

В йоге нет жрецов, но существуют древние тексты и традиции. Это и есть в совокупности тот свод знаний, который адепты именуют интегральной йогой. Наиболее известный из этих текстов — йога-сутра, авторство которого приписывают Патанджали — врачу, лингвисту и йогу, жившему в начале нашей эры. Другая, более поздняя традиция — тантра — берет свое начало в VII—IX веках нашей эры; в ней используются те же методы, меняется лишь направленность. Если в классической йоге целью является трансцендирование телесности (то есть воспарение над ней), поскольку тело воспринимается как нечто низшее и подчиненное духу, то тантра не приемлет подобного дуализма и чтит тело как проявление высшего сознания. Телесность и духовность понимаются как матрица совершенствования. С тантрической точки зрения все, что происходит с человеком — вплоть до плотских страстей, — это возможность для углубленного постижения жизни и уважения к ней. Ибо в жизни нет ничего, что было бы отдельно от духа.

Хатха-йога — наиболее популярный стиль — в равной мере опирается на классические и тантрические традиции. В последнее время появляется все больше и больше групп, исповедующих оба эти принципа одновременно. Это и Институт Айенгара, и анусара-йога Джона Френда, и даже «Yoga Journal». Практически все подобные организации ставят перед собой высокие цели в русле основополагающих принципов йоги. И все они, насколько нам известно, исповедуют львиную долю тех принципов, которые изложены в йога-сутре Патанджали.

Патанджали различает 8 ступеней, или уровней, йоги (так называемый восьмеричный путь), где первые 7 ступеней необходимы для достижения восьмой.

  1. Яма, нравственные принципы, которыми мы должны руководствоваться в отношении общества (у всех этих принципов имеются практически точные аналоги среди библейских десяти заповедей):
    • ахимса, ненасилие (не навреди ни себе, ни другим); сатья, правдивость (не лжесвидетельствуй); астея, честность (не кради);
    • рахмачарья, воздержание (не прелюбодействуй, не объедайся и т. д.);
    • париграха, нестяжательство (не желай дома ближнего твоего).
  2. Нияма, самодисциплина:
    • шауча, чистота;
    • сантоша, довольство (фактически заповедь, предписывающая нам быть довольными тем, что имеем); тап, или тапас, дисциплина и старания; свадхьяя, самоанализ и учеба;
    • ишвара-пранидхана, служение Всевышнему без привязки к какой-либо определенной религии или конфессии (у буддистов это называется служением вселенскому первоначалу).
  3. Асана, физические упражнения.
  4. Пранаяма, дыхательные упражнения.
  5. Пратьяхара, отвлечение чувств от внешних объектов.
  6. Дхарана, созерцание.
  7. Дхъяна, медитация.
  8. Самадхи, слияние с Абсолютом.

При соблюдении принципов, составляющих первые две ступени йоги, даже новичок сумеет получить от своих занятий максимум пользы. Если ученик практикует ахимсу, то наверняка позаботится о том, чтобы не переутомиться и не растянуть мышцы при выполнении поз. Ахимса учит нас относиться к себе так же, как к другим. Если же ученик практикует сатья, то есть истину, он очень скоро научится трезво оценивать свое состояние здоровья и вытекающие из него физические ограничения. Таким образом, сатья — это основа интеллектуального подхода к занятиям йогой. С другой стороны, ученик порой слишком осторожничает; в таких случаях нужно больше тапас, то есть старательности. При занятиях йогой нельзя зацикливаться на немедленном получении результатов — а это и есть апариграха — тренировка терпения, столь необходимого в процессе обучения. Чем интеллектуальнее и духовнее человек, тем больше он ценит жизнь и дорожит каждым ее мгновением, — а это сантоша, или довольство. Освоение этих первых двух ступеней классической йоги позволяет ученику добиться гораздо лучших результатов, чем в платных группах и кружках, где ни о какой духовности нет и речи.

Еще один фундаментальный принцип йоги — абхьяса, постоянные и упорные занятия на протяжении длительного времени. Для того чтобы добиться успеха, необходимы терпение и настойчивость. Мы надеемся, что польза от занятий почувствуется сразу, но полностью она проявится только со временем, как результат неустанного упорного труда.

Третья ступень — асана, или позы. С телесной точки зрения асана — превосходное лечебное средство, помогающее обрести чувство равновесия, нормализовать тонус мышц, нарастить их объем, улучшить координацию движений, развить мелкую моторику рук и ног. Многие позы получили название по сходству — как, например, врикшасана — поза дерева, бакасана — поза журавля, дханура-сана — поза лука. Другие названы в соответствии с тем настроением, которое передают, или в честь героев и богов индуистской мифологии — как, например, вирабхадрасана — поза героя (в честь древнего воина), ханума-насана — поза обезьяны (в честь Ханумана — бога обезьян, который является олицетворением силы и преданности). Третьи получили название в силу каких-либо специфических особенностей их выполнения — как, например, саламба ширшасана — стойка на голове. Интегральная практика состоит из поз, которые тем или иным способом повышают тонус мышц, улучшают подвижность в суставах, тренируют навык сосредоточения и удержания равновесия в статике и в движении.

Западная наука предоставляет все больше доказательств того, что йога приносит конкретную и ощутимую пользу как организму, так и психике человека. Растет выносливость, сила захвата и объем движений, уменьшаются боли при артрите, нормализуются показатели крови при астме и сахарном диабете, ускоряется освоение новых навыков, утолщается кора головного мозга, снижается кровяное давление и частота сердечных сокращений, уменьшается тревожность, улучшается ходьба и вегетативные функции нервной системы — в частности, сон, — уменьшается боль в спине, облегчается состояние на поздних стадиях болезни. По преданию, асаны служат для умиротворения тела и духа, подготавливая адепта к медитации. С тантрической точки зрения асаны представляют собой простой и доступный способ самовыражения присущего всем нам внутреннего духа. Они очищают тонкую энергию тела и открывают путь к духовному опыту.

Следующая ступень — пранаяма, техника дыхания, придающая полноту, легкость и тонкость. Техника пранаямы с успехом используется для лечения астмы, депрессии и других респираторных и психических заболеваний. Но ее предназначение выходит далеко за рамки оздоровления, поскольку она продвигает ученика на более высокий уровень духовности. Как поясняет хатха-йога-прадипика, «когда прана (дыхание) и манас (ум) сливаются, наступает невыразимая радость».

Пятая ступень, пратьяхара, начинается с того, что йог обращает свои мысли вовнутрь и отрешается от привязанности к чувственным наслаждениям. Зрение, обоняние, слух, осязание и вкус — все они влекут йога наружу, в мир соблазнов, тогда как обращенность вовнутрь, достигаемая посредством пратьяхары, делает йога восприимчивым к духовным, созерцательным сферам опыта.

Дхарана, концентрация, наступает тогда, когда тело закалено асанами, разум очищен огнем пранаямы, а чувственные соблазны укрощены прать-яхарой. По сути, это концентрация и фиксация сознания, а если еще глубже — это «неподвижная точка поворота колеса, где огонь и роза едины», как писал Элиот. Такая колоссальная сосредоточенность, или экаграта, имеет важнейшее значение для последних двух ступеней йоги.

Дхьяна, или медитация, трудно выразима словами, ее проще всего понять на опыте. По некоторым определениям, это «высшая форма сознания», «форма концентрации, которая подразумевает отключение разума и полное доверие сердцу», «установление контакта с собственным сознанием» и «основа любой работы над собой, которая полностью меняет понимание того, кто мы, и дает силу твердо стоять на том, что составляет нашу сущность». Есть много различных стилей медитации, и методики здесь применяются самые разные. Но общим является стремление обратить мысли вовнутрь, чтобы обнаружить там нерастраченный запас неизреченной доброты, мира и радости.

Восьмая и последняя ступень йоги — это самадхи, что в переводе означает просветление, экстаз, слияние или объединение. В классической трактовке самадхи достигается тогда, когда мы перестаем обращать внимание на мелочи жизни, дабы достичь освобождения. Необходимо, чтобы дух отделился от тела. Тантрическая философия содержит в себе самые разные идеи о том, как такое освобождение может быть достигнуто. С точки зрения этой философии тело и разум — своего рода транспортное средство или «операционная система», которая движет нас по жизни, но они не являются чем-то низшим в сравнении с духом и не отделены от него. Дух воплощается и выражается в каждом из нас, и, когда мы это понимаем, йога перестает быть физкультурой, а становится активной формой медитации, праздником духа, а не механическим упражнением; йога приводит к трансцендентности. Цель тантрической практики йоги не в том, чтобы отключиться от жизни, а в том, чтобы в полной мере принять ее как Божественный дар. Тантра на Западе ошибочно отождествляется с похотью и сексуальностью, хотя на самом деле основополагающий принцип тантры в том, что всякая жизнь является священной.

Во времена Патанджали хатха-йога состояла в основном из поз для медитации; практически все разнообразие поз, известных нам сегодня, является продуктом творческой интерпретации и экспериментов на протяжении последних нескольких веков. Несомненно, и впредь учителя и практики йоги будут изыскивать новые пути и методы в направлении большей свободы, опираясь на богатую историю йоги и в то же время выдвигая новые идеи, в том числе из области медицины, науки, спорта, танца и других искусств. Йога — это не «хрустальный дворец», который сохраняется в неизменности независимо от новых веяний в культуре, частью которой он является. Йога всегда была и поныне остается эклектической традицией, которая видоизменяется в процессе роста. И вы полноправный участник этого процесса.

Физиология йоги

Хоть йога и не является наукой, ее можно изучать. Вполне можно разобраться в принципах ее функционирования — то есть в том, как она работает и какое воздействие оказывает на организм. В конце концов, рыбалка не наука, но вполне можно изучить, как ловить рыбу и что сделать, чтобы ловить ее еще эффективнее. В действительности традиционная йоговская практика растяжки мышц и суставов, а также длительного пребывания в одной и той же позе опирается на мощные природные рефлексы, потому она столь полезна для организма. Именно с этих базовых рефлексов мы и начнем.

Рефлексы

В основе большинства практикуемых йоговских поз — три банальных рефлекса. Особенно широко используются первые два — система сдержек и противовесов, — о которых вы, вероятно, слышали еще в школе.

Работой всех мышц в организме управляет пара рефлексов. Один из них — миотатический — при растягивании мышцы заставляет ее сокращаться; другой — сухожильный рефлекс Гольджи — реагирует на растяжку торможением мышечного сокращения. Оба рефлекса зарождаются в микроскопических сенсорных рецепторах, которые имеются во всех сухожилиях и мышцах и передают информацию о них в спинной мозг.

Как только рефлексы, способствующие сокращению мышц или побуждающие их сокращаться, срабатывают, мышцы немедленно возвращаются в исходное положение. Именно это и происходит, когда врач ударяет молоточком по сухожилию чуть ниже коленной чашечки. В момент удара четырехглавая мышца бедра слегка растягивается, вследствие чего происходит ее рефлекторное сокращение, и нога автоматически подскакивает вверх. Миотатический рефлекс инициируется особыми сенсорными рецепторами — интрафузальными (внутриверетенными) волокнами. В этих микроскопических органах чувств имеются свои микроскопические мышцы! Подобная особенность позволяет им регулировать силу сокращения больших скелетных мышц.

Однако во всех сухожилиях присутствует и другой набор сенсорных рецепторов — сухожильные органы Гольджи. Они тормозят сокращение мышц. При любых усилиях, потягиваниях и рывках — будь то рукопожатие старого друга, мах теннисной ракеткой, воздействие гравитационного поля или занятия йогой, — эти сенсорные органы сигнализируют двигательным центрам спинного мозга и моста головного мозга о необходимости снизить тонус и ослабить сокращение мышц во всем организме.

Один и тот же фундаментальный принцип, задействованный в большинстве йоговских поз, — плавное вхождение в позу с последующим длительным пребыванием в ней, — основывается на том, что интрафузальные мышечные волокна (находящиеся внутри нервно-мышечного веретена) в различных обстоятельствах ведут себя по-разному. Их реакция зависит от внешних факторов и пропорциональна скорости растяжения. Поскольку их реакция зависит от уровня натяжения, они, как правило, слабее реагируют на замедленные движения и активнее всего проявляют себя на начальном этапе растяжения мышц. Однако их воздействие очень скоро сходит на нет, особенно если достигнутая длина мышц сохраняется. Сухожильные органы Гольджи препятствуют активному сокращению мышц, но сила торможения в них слабее, чем сократительные импульсы, идущие со стороны интрафузальных мышечных волокон. Тем не менее сухожильные органы Гольджи продолжают оказывать точно такое же тормозящее действие на мышцы, как это было в начале, на протяжении длительного времени. И поскольку этот эффект не ослабевает, по прошествии какого-то времени он полностью нейтрализует все более и более слабые сократительные импульсы со стороны интрафузальных мышечных волокон. Это, естественно, приводит к тому, что при длительном удержании йоговской позы сократительная сила мышц снижается.

Через некоторое время — минуты через две или даже меньше — мышца расслабится, и производить ее растяжку будет проще и не столь болезненно. Любая сколько-нибудь продолжительная мышечная растяжка в конечном итоге приводит к расслаблению, о какой бы мышце ни шла речь. И столь же естественно, что любые болевые стимулы в момент растяжки будут иметь противоположный, дестабилизирующий и возбуждающий эффект. Проверенные веками йоговские позы позволяют добиться стойкого вытяжения и расслабления мышц без ненужных антагонистических, болезненных или возбуждающих импульсов.

Коль речь зашла об антагонистических импульсах, то обратим внимание еще и на третий рефлекс, который, хоть и в самом общем смысле, задействован при выполнении йоговских поз. У каждой скелетной мышцы есть антагонист: если одни мышцы сжимают руку, то другие разжимают. Для того чтобы одна группа мышц согнула руку в локте, другие мышцы, разгибающие локоть, должны быть расслаблены. Этот феномен — так называемый антагонистический рефлекс — локализуется в центральной нервной системе и является одним из краеугольных камней айенгар- и анусара-йоги. Если вам нужно произвести растяжку задних мышц бедра, напрягите четырехглавую мышцу, и задние мышцы бедра чудодейственным образом расслабятся.

А фокус в том, что при сокращении четырехглавой мышцы бедра, которая разгибает ногу в колене, происходит рефлекторная растяжка задних мышц бедра вместе с находящимися в них сухожильными органами Гольджи. В результате задние мышцы бедра расслабляются, и выполнять их растяжку становится намного проще.

Краткий обзор

Когда мышцы расслаблены, без зажимов и контрактур, это хорошо во многих отношениях. Особенно если сам человек уверен и спокоен. При артрите любого типа — а в действительности при любом заболевании, при котором уменьшается объем движений, — очень важно убрать с пути все, что препятствует движению. Это самый лучший, наиболее очевидный (и наименее травматичный) способ увеличить его объем. Даже в тех случаях, когда артрит приводит к грубой деформации и ригидности суставов, так что простое вытяжение мышц уже не помогает, йоготерапия способствует увеличению подвижности в суставах. Причем процесс лечения протекает гораздо приятнее и спокойнее для больного и, соответственно, легче переносится.

Однако стоит напомнить, что наиболее частая причина ригидности, когда движение в суставе ощутимо упирается в контрактуру, не деформация сустава как таковая, а сморщивание суставной капсулы, чрезмерная жесткость связок, укорочение мышц. В таких ситуациях самое лучшее «народное» средство — это именно йога. А потому давайте выясним, как устроены и функционируют наши суставы и какие изменения происходят в них при различных видах артрита, а затем продемонстрируем, чем и как может помочь йоготерапия.

В нашем организме имеются самые разные суставы. Самые крупные из них — коленные; самые мелкие располагаются между костями в ухе. Но все подвижные суставы — будь то лучезапястные, позвоночные или челюстные — состоят из одних и тех же частей. Это кости, прослоенные в местах соприкосновения хрящами. Это связки, скрепляющие их между собой. И это сухожилия, которые примыкают к суставам и крепят мышцы к тем или иным костям, чем и обеспечивается их подвижность при сокращении соответствующих мышц. Впрочем, о суставах можно рассказывать бесконечно. Более подробные разъяснения и иллюстрации вы найдете в главе 1.

Артроз с медицинской точки зрения

Артроз возникает вследствие механических дефектов на поверхности суставного хряща либо из-за того, что хондроциты — клетки, ответственные за производство хряща, — не вырабатывают достаточного количества новой хрящевой ткани. Из-за этого внутрисуставное давление распределяется неравномерно, и кость под хрящом страдает от чрезмерной нагрузки, что приводит к постепенному разрушению костной ткани под суставным хрящом. Чем сильнее страдает хрящ, тем интенсивнее разрушается кость. Это неизбежная составляющая нормального процесса старения, но немалую роль здесь играют еще и наследственность, род занятий и среда обитания. От всего этого в значительной степени зависит, как старение отразится на суставах.

Как правило, в первую очередь от артроза страдает хрящ. К примеру, в норме суставная щель между бедренной и большеберцовой костью в коленном суставе составляет не менее одного сантиметра. Но время идет, и к 55 годам суставная щель в колене сужается до 7—8 миллиметров. Причина в том, что внутренний (он же медиальный) мениск — хрящевая прокладка на верхней внутренней поверхности большеберцовой кости — постепенно начинает истончаться. Отчего это происходит? Быть может, из-за снижения производительности хондроцитов — клеток, которые вырабатывают хрящ? Или же из-за ухудшения самого качества коллагена, производимого этими клетками? Либо из-за того, что с течением времени под воздействием внутрисуставного давления все части сустава спрессовались и стали занимать меньше места без нарушения их функциональности? Или же сами собой происходят какие-то изменения в кости? Или со временем накапливаются мелкие травмы, которых сам человек не замечает, но, суммируясь, они нарушают исходный рисунок кровеносных сосудов и порядок расположения хондроцитов в хряще, из-за чего матрица коллагена теряет свою упругость, а количество внутрисуставной жидкости уменьшается, так что ни то, ни другое уже не в состоянии амортизировать движения в суставах? Виноваты ли в этом возраст, недостаточная сила мышц, гиподинамия или чрезмерные занятия спортом, нарушенный гормональный фон, неправильное питание, чрезмерное пребывание на солнце или порочная психологическая установка?

На все эти вопросы следует ответить «да», но с некоторыми оговорками. В зависимости от наследственности и конституции, определенные факторы для одних людей существеннее, чем для других. Кроме того, одни факторы существенно влияют на другие. К примеру, если в организме не хватает белка, никакие физические упражнения не обеспечат хрящ необходимым питанием. При гипертиреозе хрящ, наоборот, чрезмерно разрастается. Тем не менее регулярные физические упражнения для суставов, если они не слишком сложны, в любом случае будут способствовать улучшению кровообращения и увеличению объёма движений. И даже не так важно, какие именно упражнения будут выполняться.

Как развивается артроз

В хряще имеется особый коллаген — так называемый коллаген II. Он представляет собой длинную тонкую спираль из белков (протеогликанов) с ответвляющимися от нее сложными цепями гликозаминогликанов. Его молекула по своей структуре похожа на щетку для мытья бутылок, с белковой спиралью в центре и гликозаминогликановыми цепочками в виде щетинок.

Гликозаминогликаны имеют отрицательный электрический заряд и в силу этого притягивают к себе молекулы воды, которые в связанном виде содержатся между ворсинками. При усилении давления на сустав — а соответственно, и на хрящ — молекулы воды постепенно высвобождаются, амортизируя давление и придавая хрящу изумительную прочность. Считается, что патологические изменения в молекулярной структуре протеогли-канов — это основная причина возникновения артроза. Эти изменения ускоряют процесс дегенерации хряща и препятствуют заживлению его поверхностных дефектов. Возможно также, что нарушение молекулярной структуры коллагена играет определенную роль в генезисе патологических костных разрастаний, ограничивающих движение в суставе, и в повреждении связок, которое столь часто наблюдается при дегенеративном артрите любой локализации.

Взрослые хондроциты не делятся, однако они активно реагируют на повреждение, «поедая» дегенерированные участки хряща и используя обломки молекул как строительный материал для новых, здоровых хрящевых волокон. Ферменты, которые способствуют перевариванию старого хряща, в большом количестве присутствуют в суставах, пораженных артрозом.

В них активнее протекает метаболизм. Процессы дегенерации и восстановления идут параллельно, но со временем восстановление все сильнее отстает от дегенеративных процессов. Новый хрящ менее эластичный, чем старый, что увеличивает нагрузку на подлежащую кость. В результате образуются микротрещины, которые позднее залечиваются, но костная ткань после этого становится уже не такой упругой и эластичной. Из-за этого ударная волна, вызываемая резким повышением внутрисуставного давления при совершении любых движений в суставе, в первую очередь бьет по хрящу, что провоцирует его дальнейшую дегенерацию.

Данный процесс еще более увеличивает нагрузку на кость, которая реагирует на это именно так, как и положено, — в местах наибольшего давления образуется новая костная ткань. Так что формирование остеофитов, вероятно, является реакцией кости на патологические перегрузки, вызванные дегенеративным процессом. К несчастью, по мере истончения хряща подлежащая кость деформируется, из-за чего сустав все больше и больше теряет устойчивость к нагрузкам, к которым он прежде был идеально приспособлен.

И это еще не все, что надо знать по поводу артроза. Не так давно выяснилось, что кратковременная стимуляция «возбуждает» нейроны не только в самом суставе, но также в головном и спинном мозге, что заставляет их активнее реагировать на последующие стимулы. Кроме того, по той же самой причине вследствие периферической и центральной сенсибилизации человек сильнее ощущает боль. В довершение раздраженные болевые окончания выделяют вещества, которые повреждают хрящ. Подобно вихрям торнадо, при артрите один порочный круг порождает другой. Но против этих тайных деструктивных сил есть эффективное противоядие.

Разумно полагать, что йога с ее успокоительным эффектом станет спасением от этой напасти. Успокаивающие и расслабляющие физические упражнения очень полезны после перенесенного сердечного приступа, а также для пациентов с астмой и гипертонией. Йога всегда помогала при любых заболеваниях, в этиологии которых играет роль гипервозбудимость нервной системы. Ныне медицина вплотную подступилась к проверке эффективности практической йоги в лечении разных заболеваний. Порой огромный прорыв совершается усилиями простых адептов йоги, таких как вы.

Но, чтобы стать истинным адептом, нужно много заниматься. В следующей главе мы, основываясь на собственном опыте, предложим вам кое-какие рекомендации, как сделать йоготерапию безопаснее, эффективнее и интереснее.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 972 раз
  • Цирроз печени
    Цирроз печени Истинный цирроз печени представляет конечную, практически необратимую стадию хронических диффузных гепатитов...
  • Базедова болезнь
    Базедова болезнь Базедова болезнь в основном характеризуется усиленным тканевым обменом и повышенной реактивностью нервной системы…
  • Тиреоидит щитовидной железы
    Тиреоидит щитовидной железы Термин «тиреоидит» охватывает воспалительные заболевания щитовидной железы с различной этиологией…
  • Синдром Кушинга
    Синдром Кушинга Хронический избыток глюкокортикоидов, независимо от своей причины, обусловливает симптомы и признаки…
  • Бронхоспазм
    Бронхоспазм Бронхоспазм — состояние острой дыхательной недостаточности, которое возникает в результате бронхиальной обструкции…
  • Гипертонический криз
    Гипертонический криз Развитие гипертонического криза сопровождается следующими симптомами...