Психическое и эмоциональное развитие детей за пределами семьи
Родителей может на мысль, что только они в ответе за психическое и эмоциональное развитие своих детей.
Это, конечно, так, но только отчасти. Существует множество других факторов, которые в большей или меньшей степени влияют на психическое здоровье ребенка. Некоторые из этих факторов присутствуют в самом ребенке, например темперамент или врожденные заболевания. Другие проявляются в семье. Братья и сестры оказывают колоссальное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Важную роль играет и то обстоятельство, каким по счету родился ребенок. Существуют также факторы, не зависящие от семьи. Это, например, соседи, школа и общество в целом. Влияние родителей на подобные обстоятельства зачастую весьма ограничено. Не следует, конечно, забывать и о других факторах, влияющих на психическое развитие вашего ребенка, ведь то, как вы реагируете на них, может также иметь большое значение.
Наследственность
Мы знаем, что многие психические и эмоциональные расстройства объясняются генетическими особенностями конкретной личности, то есть ее наследственностью. Это влияние зависит от характера заболевания и может быть как умеренным, так и очень сильным. Например, если оба родителя страдают маниакально-депрессивными расстройствами (их еще называют биполярными), то вероятность развития такого заболевания у ребенка составляет 50%. Патологическая тревожность, навязчивые идеи и шизофрения, а также многие другие психические расстройства в значительной степени обусловлены наследственными факторами.
Вероятно, генетическая предрасположенность в той или иной степени играет роль в возникновении любых проблем, связанных с психическим здоровьем, влияя на умение ребенка приспосабливаться к окружению. Этим отчасти можно объяснить, почему два ребенка, воспитанных одними и теми же родителями в одних и тех же условиях, могут сильно отличаться друг от друга в психологическом плане. С другой стороны, даже в одной семье обстоятельства могут быть весьма различными для разных детей.
Наследственность может проявляться и не столь явно, определяя темперамент или образ поведения ребенка. Один ребенок по натуре энергичен и общителен, а другой спокоен и больше склонен к созерцанию. Один чутко реагирует на малейшие изменения температуры, шум или свет, а другой их практически не замечает. Один проявляет оптимистический подход к любой ситуации, а другой изначально занимает негативную позицию, и приходится немало потрудиться, чтобы он изменил свою точку зрения.
Детей, которые часто проявляют негативизм, эксцентричность и упрямство, часто называют детьми с трудным характером или просто трудными детьми. Однако совершенно ясно, что «трудность» или «легкость» характера и темперамента — понятия относительные. Все зависит от того, чего мы ожидаем от ребенка.
Например, большинство шестилетних мальчиков с их высокой потребностью в физической активности можно считать «трудными», если исходить из контекста первого класса начальной школы, где требуется усидчивость и внимание. Вы не в состоянии выбрать по собственному желанию темперамент своего ребенка, но, понимая ребенка и принимая его таким, какой он есть, вы можете соответствующим образом реагировать на ситуацию, обеспечивая взаимопонимание между ребенком и вами, а также его сверстниками и другими взрослыми людьми.
Братья и сестры
Многие авторы книг для родителей игнорируют ту чрезвычайно важную роль, которую братья и сестры играют в воспитании ребенка. Но если вы вспомните собственное детство, то, возможно, согласитесь, что братья и сестры (или их отсутствие) оказали колоссальное влияние на развитие вашей личности. Возможно, вы пытались подражать старшему брату или сестре, которые умели все делать значительно лучше, а может быть, наоборот, старались заняться чем-то совершенно другим, чтобы стать более независимыми. Если вам повезло, то ваши братья и сестры помогали вам. Но если они не признавали вас как личность, то вы сами можете себе представить, насколько это осложняет жизнь.
Родители в состоянии сгладить некоторые противоречия в отношениях братьев и сестер, продиктованные ревностью, но их взаимоотношения, будь то взаимная любовь или только терпимость друг к другу, остаются главным образом делом случая. Если братья и сестры близки по возрасту и совместимы по темпераменту, они могут на всю жизнь остаться лучшими друзьями. Если же у детей разный темперамент, то они никогда не будут чувствовать себя спокойно и уютно в обществе друг друга.
Родители часто упрекают себя за то, что по-разному относятся к детям. Но они ожидают от себя невозможного. Хорошие родители любят всех детей одинаково, но только в том смысле, что они привязаны к ним, желают каждому из них всего самого лучшего и готовы пойти ради этого на любые жертвы. Но поскольку все дети разные, ни один родитель не может испытывать по отношению к ним одинаковые чувства. Это совершенно нормальное явление, и мы неизбежно будем относиться к детям по-разному. Один ребенок будет раздражать нас своими чертами характера, а другой станет нашей гордостью.
Только поняв суть такого разного отношения к детям, а не испытывая чувства вины по этому поводу, мы можем относиться к каждому из детей с любовью и вниманием к его нуждам и потребностям.
Последовательность рождения и место ребенка в семье
Просто удивительно, насколько последовательность рождения детей может определять развитие их личности. Например, самые старшие дети — это, как правило, лидеры и организаторы, нацеленные на решение конкретных задач. Младшие зачастую непредсказуемы, погружены в себя и немного безответственны. У средних нет четко обозначенной роли, и они порой формируют свой характер за пределами семьи. Если в семье только один ребенок, то он объединяет в себе черты как старших (нацеленность на результат), так и младших (потребность во внимании) детей.
Разумеется, это всего лишь обобщения. Каждая семья имеет свою неповторимую динамику. Например, если разница в возрасте между детьми больше 5 лет, то младший может вести себя так, словно он единственный ребенок. Если же эта разница составляет всего год, то дети порой ведут себя как близнецы. Если старший ребенок отказывается от роли лидера, то ее может взять на себя младший. Родитель, который сам был старшим ребенком в семье, может порой легко найти общий язык со своим старшим сыном, а младший будет его раздражать (как раздражал в свое время его младший брат). Родители должны понимать подобные явления, но влиять на них они не в состоянии.
Сверстники и школа
После 7 лет для ребенка особое значение начинает приобретать круг друзей. Дети, живущие по соседству, одноклассники, телевизионные персонажи влияют, а иногда и полностью определяют манеру ребенка говорить и одеваться, а также его кругозор. Если в моде мешковатые брюки и развязанные шнурки на ботинках, то родители никакими силами не смогут убедить ребенка, что шорты и мокасины тоже выглядят неплохо.
Иногда соседские дети и одноклассники могут серьезно угрожать психическому развитию ребенка. Например, дети, подвергающиеся издевательствам со стороны так называемых школьных «тиранов» (или сами выступающие в этой роли), подвержены большому риску развития у них долгосрочных поведенческих расстройств. Ребенок, который не вписался в школьную обстановку и не обзавелся друзьями, более подвержен депрессиям. Задача родителей обычно состоит в том, чтобы, не вмешиваясь непосредственно в ситуацию, помочь детям научиться справляться с вызовами, которые бросают им сверстники. Правда, иногда родителям приходится и вмешаться.
Воспитание детей в сложных социальных условиях
В современном обществе человек подвержен большому количеству стрессов. Обычные трения, возникающие в семье, многократно обостряются в обществе, которое пронизано духом конкуренции и материализма. Все чаще работающие родители не находят удовольствия и удовлетворения в работе, и это пагубно сказывается на взаимоотношениях в семье. Снижается роль духовных и моральных факторов. Ослабевает традиционная поддержка многодетных семей со стороны общества. Все больше людей высказывают озабоченность по поводу состояния окружающей среды и международной напряженности во всем мире.