Главная»Дети»Здоровье ребенка»Детские болезни»Психомоторное развитие ребенка. Причины задержки психомоторного и умственного развития детей

Психомоторное развитие ребенка. Причины задержки психомоторного и умственного развития детей

Психомоторное развитие ребенка. Причины задержки психомоторного и умственного развития детей

Выделяют следующие градации психомоторного развития (ПМР): задержка развития, соответствие возрасту, ускоренное развитие.

 

Задержка психомоторного развития у ребенка

 


Задержка ПМР у детей может протекать по двум направлениям:

 

  • не обусловленное повреждением мозговых структур (доброкачественное). Оно не сопровождается неврологической симптоматикой и является результатом замедленного формирования функций нервной системы. Воздействие факторов внешней среды (адекватное питание, уход, воспитание, ЛФК, массаж) обычно бывает эффективным;
  • обусловленное повреждением мозговых структур, сопровождается неврологической симптоматикой. Воздействие только факторами внешней среды обычно не дает полного эффекта.


Задержку ПМР следует констатировать в следующих случаях:

 

  • к 2-месячному возрасту не формируется зрительное сосредоточение на яркий предмет, не удается отметить ослабление двигательной активности в ответ на звуковой раздражитель (элементы сосредоточения на звук), нет способности смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, нет более продолжительной реакции на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон; к этому возрасту не появляется улыбка и не меняется выражение глаз в ответ на ласку, крик ребенка монотонный, однообразный, плохо модулирован, беден оттенками;
  • в 4 мес не удается отметить общего оживления в виде улыбки или смеха, повышения двигательной активности в ответ на приветливое обращение, не формируется эмоциональный интерес к игрушке, нет способности ее длительного прослеживания, устойчивого внимания и сосредоточения, зачастую дети вообще не реагируют на игрушку;
  • в 5 мес не развиты эмоциональные реакции, нет их дифференциации, отсутствует гуление;
  • к 6 мес остается сниженным или совсем не появляется интерес к игрушкам, еще не начало формироваться понимание обращенной речи, резко отстает формирование лепетной речи, то есть речевого подражания взрослым;
  • к 10-12 мес действия с игрушками носят неустойчивый характер;
  • после 12 мес отсутствует избирательное отношение к игрушкам, нет новизны в действии с ними, игровой процесс заменяется однообразным манипулированием, дети не понимают обращенной речи, сами почти не говорят;
  • после 15-месячного возраста ребенок тянет все предметы в рот, продолжается бросание предметов на пол. Иногда дети отличаются чрезмерной, как правило, бесцельной активностью;
  • после 2 лет не появляются элементы ролевой игры, не формируются навыки опрятности, нет накопления словарного запаса.


С 5-летнего возраста применяют различные шкалы для оценки психического развития ребенка, однако желательно, чтобы это производили психологи и психиатры. Используют методики и шкалы А. Р. Лурия, Д. Векслера, Равена и др.
Подозрение на возможное наличие у ребенка первого года жизни дефекта познавательных способностей должно возникнуть при слабой ответной реакции на прикосновение, неадекватном зрительном контакте во время кормления, снижении самопроизвольной активности, замедленной реакции на голос, раздражительности, вялости ребенка при кормлении.
Для ребенка старше 1 года с психическим недоразвитием в большей степени характерны затруднения в формировании речи, развитии интереса к окружению, умении сосредоточить внимание, готовности и быстроте реакции, чем становление моторных функций. С самого раннего возраста такой ребенок малоподвижен "редко или совсем не плачет, как бы погружен в свой мир, много спит и почти не беспокоит родителей. Ребенок долго не может научиться следить взглядом за происходящим вокруг, не замечает окружения, не реагирует на звуки. Обращает на себя внимание недостаточный интерес к игрушкам, ребенок либо скользит по ним взглядом, либо вовсе их не замечает. Предоставленный себе ребенок не играет с руками, не следит взглядом за их движением.

 

Основные причины задержки психомоторного и умственного развития


Дети 1-го года жизни

 

  • Пренатальные осложнения. Бытовая, химическая интоксикация. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения, родовая травма.
  • Неонатальные осложнения. Ядерная желтуха, дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения.
  • Хромосомные болезни. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса.
  • Наследственные нарушения метаболизма. Фенилкетонурия, галактоземия. Другие наследственные заболевания и врожденные синдромы с олигофреническими проявлениями.
  • Мальабсорбция и дефицитные состояния. Тяжело протекающие целиакия, муковисцидоз. Рахит, дистрофия, анемия.
  • Другие соматические заболевания, протекающие длительно с нарушением функции органов.
  • Инфекции. Последствия перенесенной «тяжелой» инфекции, властности нейроинфекции.
  • Эндокринная патология. Врожденный гипотиреоз.
  • Социальные причины. Психосоциальная задержка ПМР при дефиците ухода и воспитания.


Дети старшего возраста

 

  • Последствия пренатальной, натальной и постнатальной патологии.
  • Наследственные болезни. Синдромы Клайнфельтера и Шерешевского—Тернера. Наследственные синдромы, протекающие с олигофренией. Синдром фрагильной Х-хромосомы.
  • Последствия перенесенных заболеваний ЦНС (нейроинфекции, травмы).
  • Эндокринные заболевания. Врожденный гипотиреоз. Приобретенный гипотиреоз.
  • Прочие причины. Неспецифическая олигофрения, аутизм.

 

Особенности обследования детей с задержкой ПМР


Анамнез. Подробный сбор семейного анамнеза, изучение родословной по данному признаку. Тщательный анализ пренатального анамнеза, изучение выписки из роддома. Обращать внимание на осложнения в родах, состояния новорожденного, отметку о проведенном скрининге по фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу. Подробный сбор и анализ анамнеза раннего возраста. Обращать внимание на характер питания, воспитания, ухода. Оценка социального статуса семьи. Анализ перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм в анамнезе. Изучают ПМР в динамике с целью выявления момента начала его задержки.
Объективное обследование. Проводят с целью исключения соматической патологии, проявляющейся задержкой ПМР (см. выше). При осмотре ребенка обращать внимание на наличие дизонтогенетических стигм. Обязательна оценка физического развития и его динамики, так как нередко их задержки сочетаются.
Лабораторное обследование. Объем исследований зависит от предполагаемой патологии и обычно определяется специалистом, консультирующим ребенка.
Консультация специалистов. Ребенок с задержкой ПМР должен быть проконсультирован неврологом, психоневрологом, по показаниям — медицинским генетиком, эндокринологом.
Госпитализация. Вопрос о госпитализации и соответствующем профиле стационара обычно решает консультирующий специалист.

 

Опережение психомоторного развития

 


Имеет, как правило, доброкачественный характер и не требует специального обследования и медицинской коррекции. Четких критериев опережения ПМР не разработано.

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 33525 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…