Главная»Дети»Здоровье ребенка»Ортопедия»Доброкачественная гипермобильность суставов у детей

Доброкачественная гипермобильность суставов у детей

Доброкачественная гипермобильность суставов у детей

Доброкачественная ГМ является проявлением недифференцированной дисплазии.

.

Это вариант нормы. Ее описывают как своеобразное состояние организма, в котором суммы признаков анатомических и функциональных нарушений недостаточно для формирования отдельной нозологии. Частота доброкачественной ГМ составляет во всей популяции 10-15% и у маленьких детей от 17% до 22,1%. Среди детей с ГМ девочки встречаются в 58%, а мальчики — в 42% случаев. Группу лиц с доброкачественной ГМ составляют дети, у которых избыточная подвижность суставов носит либо инфантильный характер, либо характер дисплазии развития, при которой проявления прогрессируют по мере роста и изменения нагрузки на ОДС. У детей до 1 года повсеместно встречается избыточное разгибание в пястно-фаланговых суставах. К 3 годам по мере увеличения нагрузки на верхние конечности наблюдается избыточное сгибание кистевого сустава и разгибание локтевого сустава. В возрасте до 6 лет в связи с осевой нагрузкой на позвоночник и конечности к перечисленной локализации гиперподвижности присоединяется увеличение сгибания позвоночника и рекурвация коленных суставов. Прогрессирование ГМ связано с асимметрией роста костей и связок. У ребенка с дисплазией имеет место одновременная задержка окостенения суставных концов, что приводит к относительно малому размеру эпифиза и опережающий темп роста капсулы и связок, в результате чего объем капсулы сустава превышает объем суставных концовка сустав становится дисконгруэнтным и гиперподвижным.

ГМ классифицируют в зависимости от локализации и от числа вовлеченных суставов.

Классификация ГМ по С. П. Слесареву.

  1. Локальная гиперподвижность в симметрично расположенных суставах,
  2. Распространенная гиперподвижность в суставах одной конечности либо позвоночнике.
  3. Общая гиперподвижность с захватом всех суставов, сопровождающаяся нарушением осанки.

Классификация ГМ по Й. Захсе.

  1. Локальная патологическая гиперподвижность в ответ на уменьшение подвижности в соседнем суставе.
  2. Генерализованная патологическая гиперподвижность при заболеваниях, для которых характерна повышенная эластичность тканей.
  3. Конституциональная гиперподвижность как вариант нормального развития, вследствие гипотонии мышц и слабости связок.

Состояние ребенка первых лет жизни относится к общей ГМ по С. П. Слесареву или к конституционально ГМ по Й. Захсе.

Для оценки состояния ОДС при ГМ наиболее употребительной является шкала Бейтона. По шкале определяют подвижность в суставах конечностей-и позвоночнике. Избыточному движению в каждом суставе присвоена балльная оценка. Шкала Бейтона.

Девятибалльная шкала Бейтона представляет собой полуколичественный способ оценки степени подвижности суставов, когда обследуемый выполняет пять движений, из которых четыре — это парные движения конечностей и одно — непарное, для туловища совместно с тазобедренными суставами,

На основании данных шкалы Бейтона различают три степени выраженности гипермобильности суставов: легкую — 3-4 балла, умеренную — 5-8 баллов, выраженную — 9 баллов.

В группе лиц с доброкачественной ГМ выделены дети, у которых имеется синдром доброкачественной гипермобильности. Синдром ГМ отличается от общей ГМ по числу нарушений, которое определяют по Брайтонским критериям. В критерии включены число баллов по шкале Бейтона, данные анамнеза, а также показатели нарушения других систем организма, кроме ОДС.

Разница между синдромом ГМ и общей ГМ носит количественный характер и не имеет качественных отличий. Распространенность синдрома доброкачественной ГМ суставов в российской популяции колеблется в пределах от 4 до 10%.

У ребенка с ГМ есть особенности строения и функции ОДС. Увеличено отведение и приведение в коленном суставе во фронтальной плоскости, разгибание в голеностопном суставе, что вызвано избыточным растяжением связок. При ползании с опорой на колени у ребенка возникает синовит в коленных суставах, что приводит к возникновению их пастозности. Ребенок предпочитает сидеть в позе буквы W с отведенными бедрами и согнутыми коленями. Ребенок легко наклоняет туловище вперед и относительно трудно разгибает его. В положении стоя обращает на себя внимание рекурвация коленных суставов. Рекурвация колен вызывает напряжение задней группы мышц бедра, что приводит к усилению поясничного лордоза и грудного кифоза. Лордоз в сочетании со слабостью мышц передней брюшной стенки способствуют отвисанию живота. При ходьбе имеется разворот носков наружу, что связано и вальгусным положением стоп. На протяжении дня ходьба изменяется по мере наступления усталости. К вечеру у ребенка возникают жалобы на неприятные ощущения чаще в коленных, реже в тазобедренных суставах. Избыток подвижности приводит к возрастанию нагрузки на мышцы и увеличению энергозатрат при ходьбе, что способствует быстрой усталости. Перерастяжение связок нарушает работу суставных проприорецепторов, что приводит к ухудшению координации движений и неуклюжести ходьбы. У ребенка с ГМ имеется повышенная сенситивность и ослабление внимания. Появление новой двигательной задачи вызывает у ребенка беспокойство и неуверенность. Ребенок избегает физических нагрузок и не стремится к деятельному образу жизни, что, в свою очередь, приводит к снижению силы мышц и их тонуса. У более взрослых детей и подростков доброкачественная ГМ может не ощущаться, не иметь яркой манифестации и в силу этого не представлять клинической значимости.

Лечение

Ребенок с гипермобильностью требует повышенного внимания со стороны взрослых. Детям с ГМ рекомендуют массаж и ЛФК. Производят укрепляющий массаж мышц спины. С помощью расслабляющего массажа снимают напряжение задней группы мышц бедра, что позволяет ребенку удерживать спину в ровном положении. ЛФК направлена на укрепление мышц, устранение дискомфорта, улучшение проприоцепции. Детей обучают силовым упражнениям преодолевающего характера и воспитывают в духе преодоления препятствий и приложения усилий для выполнения работы. Ребенка постоянно приучают не избегать нагрузки во время физической деятельности. В результате целенаправленных упражнений добиваются роста силы и тонуса мышц. Детям назначают профилактическую обувь с целью удержания голеностопного и подтаранного суставов в правильном положении и препятствия избыточным движениям стопы. Обувь позволяет увеличить продолжительность ходьбы, бега, прыжков, а также воспитать уверенность при движениях.

При рекурвации имеется выраженный дисбаланс мышц, что вызывает опасность дестабилизации сустава. Для повышения стабильности сустава делают упражнения ЛФК. Укрепление четырехглавой мышцы позволяет улучшить работу разгибательного механизма коленного сустава. Укрепление задней группы мышц бедра позволяет предотвратить переднее смещение голени и рекурвацию сустава.

Упражнения для четырехглавой мышцы:

  • Сидя на стуле, вытянув ноги, стопы на полу, напрячь четырехглавую мышцу до счета 10, сделать перерыв до счета 3, а затем повторить сокращение мышц.
  • Лежа на спине. Одну ногу согнуть в колене до 30° с упором на стопу, другую ногу поднять до уровня первой, разогнуть ее в колене и удерживать до счета 10, затем опустить.
  • То же упражнение надев на область голеностопа мешочек с песком.
  • Стоя, коленные суставы полусогнуты, одну ногу приподнять над опорой на несколько сантиметров, удерживать равновесие, стоя на другой ноге, и присесть ней несколько раз.

Упражнения для задней группы мышц бедра:

  • Сидя на стуле, ноги на опоре с упором пятками, напрячь мышцы по задней поверхности бедра до счета 10, ослабить до счета 3, затем повторить сокращение мышц.
  • Зацепить резиновый шнур за неподвижный предмет одним концом и другим концом за голеностопный сустав. Сидя на стуле, ноги на опоре, сгибать ногу в коленном суставе, растягивая резину.
  • Сидя на стуле, ноги на опоре, положить поролоновый цилиндр между пяткой и ножкой стула. Сгибать ногу в колене против сопротивления поролона.
  • Лежа на животе, установить одну стопу на пятку другой ноги. Другую ногу сгибать в коленном суставе, первой ногой оказывать сопротивление сгибанию до счета 10, перерыв до счета 3, затем повторить упражнение.
  • Надеть на область голеностопного сустава мешочек с песком. Стоя, держась за спинку стула, сгибать ногу в коленном суставе.
  • То же упражнение, лежа на животе.
  • Ходьба спиной вперед.
  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 10388 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…