Главная»Дети»Здоровье ребенка»Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Умственная отсталость у детей: причины, лечение, симптомы, степени

Умственная отсталость (ранее называлась задержка ментального развития) характеризуется недоразвитием интеллектуальной деятельности.

Ведение состоит в образовании, семейном консультировании, а также социальной поддержке.

Учет только величины снижения коэффициента интеллекта (10) является недостаточным. Для классификации необходимо учитывать также уровень необходимой поддержки, начиная с поддерживающей до постоянной на высоком уровне, во всех видах деятельности. Такой подход сосредоточен на сильных и слабых сторонах человека, соотнося их с требованиями окружающей среды, ожиданиями и настроением семьи и общества.

Около 3% населения имеет IQ <70, который ниже среднего IQ населения в целом (IQ 100); если же считать критерием необходимость поддержки,лишь около 1% населения имеет серьезную умственную отсталость. Тяжелая умственная отсталость возникает в семьях во всех социально-экономических группах и с любым уровнем образования. Менее тяжелая умственная отсталость (требующая периодической или ограниченной поддержки) происходит чаще всего в низших социально-экономических группах -одновременно с наблюдениями, что 10 коррелирует с большим успехом в школе.

  • Дебильность (легкая умственная отсталость): IQ — 50—70; ребенка можно обучить практическим навыкам, например, работе ремесленника. Обучение культурным приемам, таким, как чтение и правописание, затруднено.
  • Имбецильнось (умственная отсталость средней степени, слабоумие): IQ — 35—49; возможно усовершенствование навыков в бытовой области, например, одевание и прием пищи, обучение культурным приемам невозможно.
  • Идиотия (тяжелая умственная отсталость): IQ — 0—34; дети не могут ходить, говорить или самостоятельно принимать пищу.
  • Деменция — обратное умственное развитие.
  • Олигофрения — врожденная умственная отсталость. Причины:
  • внутриутробное, перинатальное и постнатальное повреждение головного мозга;
  • хромосомные аберрации (например, синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы);
  • врожденные нарушения обмена веществ (нарушение обмена аминокислот, углеводов, липидов или мукополисахаридов, эндокринные нарушения, например, врожденный гипотиреоз).

Причины умственной отсталости у детей

Интеллект определяется как генетическими, так и внешними факторами. Дети, рожденные от родителей с умственной отсталостью, подвергаются повышенному риску целого ряда отклонений в развитии, но четкая передача по наследству умственной отсталости необычна. Хотя достижения в области генетики, такие как хромосомный анализ микрочипов, увеличили вероятность выявления причин умственной отсталости, конкретные причины не могут быть идентифицированы в 60-80% случаев. Причину скорее всего нужно определять в тяжелых случаях. Нарушение языка и личных социальных навыков может быть связано с эмоциональными проблемами, депривацией, нарушением обучаемости или глухотой, а не с умственной отсталостью.

Пренатальные причины. Пренатальное воздействие наркотиков и токсинов также может вызвать умственную отсталость. Алкогольный синдром плода является наиболее распространенным из таких состояний. Противосудорожные препараты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и метил-ртуть, также являются причинами этой патологии.

Перинатальные причины. Риск увеличивается у маленьких для гестационного возраста младенцев; умственная отсталость и снижение веса имеют одни и те же причины. Младенцы с очень низким и крайне низким весом при рождении имеют варьирующийся риск возникновения умственной отсталости в зависимости от срока беременности, перинатальных событий и качества медицинской помощи.

Постнатальные причины. Энцефалиты, отравления и несчастные случаи, которые вызывают тяжелые травмы головы или асфиксию, способны привести к умственной отсталости.

Симптомы и признаки умственной отсталости у детей

  • явная умственная отсталость;
  • недостаточное развитие и значительное отставание в развитии во всех областях, например, двигательное развитие, развитие опрятности, развитие речи;
  • поведение, не соответствующее ситуации, вплоть до тяжелых нарушений поведения;
  • частые отклонения в поведении: гиперактивность, стереотипные движения или членовредительство, энкопрез и энурез, импульсивно-агрессивное поведение.

У некоторых детей с легкой умственной отсталостью узнаваемые симптомы могут явно не проявляться до дошкольного возраста. Однако ранняя идентификация является общей для детей с умеренной до сильной умственной отсталостью и детей, у которых умственная отсталость сопровождается физическими аномалиями или признаками состояния (церебральный паралич), которые могут быть ассоциированы с конкретной причиной умственной отсталости (перинатальной асфиксией). Отставание психического развития, как правило, очевидно в дошкольном возрасте.

Некоторые дети могут иметь церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержку речи или потерю слуха. По мере созревания детей у некоторых развиваются тревоги или депрессии, если они отвергнуты другими детьми или обеспокоены осознанием того, что те видят их отличие и неполноценность. Хорошее ведение, в т.ч. школьные программы, могут помочь максимизировать социальную интеграцию, тем самым минимизируя такие эмоциональные реакции.

Поведенческие расстройства являются причиной большинства направлений к психиатру и помещения в различные учреждения для людей с умственной отсталостью. Поведенческие проблемы часто ситуативные, и провоцирующие факторы, как правило, могут быть идентифицированы. Факторы, предрасполагающие к неприемлемому поведению, включают:

  • отсутствие подготовки к социально ответственному поведению;
  • непоследовательность дисциплины;
  • усиление ошибочного поведения;
  • нарушенную способность общаться;
  • дискомфорт от сосуществующих физических проблем и психических расстройств.

На качество услуг, оказываемых подобными учреждениями, влияют перенаселенность и нехватка кадров.

Диагностика умственной отсталости у детей

  • Оценка развития и интеллекта.
  • Тестирование с изображениями.
  • Генетическое тестирование.

При подозрении на случаи оценивают развитие и интеллект, обычно путем раннего вмешательства или при помощи школьного персонала. Развивающие скрининговые тесты, такие как Опросник по возрасту и стадиям (ASQ) или Оценка родителями уровня развития (PEDS), обеспечивают общую оценку развития маленьких детей и могут быть проведены врачом или другим человеком. Нейропсихическая оценка должна быть произведена при подозрении на задержку в развитии. Педиатр или детский невропатолог должны расследовать все случаи:

  • от умеренного до серьезного отставания в развитии;
  • прогрессирующая инвалидность;
  • нервно-мышечные ухудшения;
  • подозреваемая эпилепсия.

Установление умственной отсталости следует за определением причин. Точное определение причин позволяет спрогнозировать развитие, предложить планы образовательных и учебных программ, помогает в генетическом консультировании и облегчает родительскую вину. Анамнез (включая перинатальный, развития, неврологический и семейный) может определить причины. Снимки черепа (например, МРТ) могут выявить пороки развития ЦНС, поддающуюся лечению гидроцефалию или более тяжелые пороки развития мозга. Генетические тесты могут помочь определить расстройства, такие как синдром Дауна, при помощи стандартного кариотипирования, 5р-делеции (Кри дю Ша синдром), или синдром ДиДжорджи с помощью флуоресцентной гибридизации (FISH). Недавно хромосомный микроэррей стал более доступным, предоставив возможность выявления оставшихся нераспознанными хромосомных нарушений.

Генетические метаболические нарушения можно предположить по их клиническим проявлениям (задержке развития, вялости, рвоте, судорогам, гипотонии, гепатоспленомегалии, грубым чертам лица, необычному запаху мочи, увеличению языка). Изолированные задержки сидения или ходьбы (крупная моторика) и более совершенного хватательного навыка у ребенка, рисования или письма (мелкая моторика) могут свидетельствовать о нервно-мышечных расстройствах. Конкретные лабораторные тесты выполняют в зависимости от предполагаемой причины. Аудиовизуальные оценки должны быть сделаны в раннем возрасте, скрининг на отравление свинцом часто целесообразен.

Прогноз умственной отсталости у детей

Людям с серьезной умственной отсталостью, вероятно, потребуется пожизненная поддержка. Чем тяжелее умственная инвалидность и более выражена неподвижность, тем выше риск смерти.

Лечение умственной отсталости у детей

Потребности лечения и поддержки зависят от социальной компетентности и когнитивных функций. Применение программы раннего вмешательства в раннем детстве может уменьшить тяжесть потери трудоспособности из-за нарушения интеллекта. Должны использоваться реалистичные методы ухода за пострадавшими детьми.

Поддержка семьи и консультирование имеют решающее значение. При подтверждении или подозрении на умственную отсталость родители должны быть проинформированы и получить достаточно времени, чтобы обсудить причины, последствия, прогноз, образование и подготовку ребенка и важность соблюдения баланса между известными прогностическими рисками и собственными негативными предположениями, при которых заниженные ожидания приводят к ухудшению функциональных результатов в дальнейшей жизни. Тактичное постоянное консультирование имеет большое значение для адаптации семьи.

Всеобъемлющая индивидуальная программа должна быть разработана при помощи соответствующих специалистов, в т.ч. педагогов.

Многопрофильная группа включает:

  • неврологов или педиатров;
  • ортопедов;
  • физических терапевтов и специалистов по трудотерапии;
  • дефектологов и аудиологов (помогают при задержке речи или подозрении на потерю слуха);
  • диетологов (помогают в лечении недостаточности питания);
  • социальных работников (помогают снизить внешнюю депривацию).

В Российской Федерации функционируют специальные коррекционные общеобразовательные школы для обучения детей с умственной отсталостью по специальной учебной программе (прим. редакции).

Раннее начало мероприятий по стимуляции умственного развития и планирование дальнейших возможностей, способствующих умственному развитию: специальные школы, мастерские, позже, при необходимости, размещение в инвалидных домах.

Олигофренопедагогическое лечение: развитие практических способностей, необходимых в быту (самостоятельный прием пищи; одевание, прививание навыков чистоты).

Не стремиться к определенным целям при обучении, поддерживать достигнутые успехи методами поведенческой терапии (поощрение).

Дополнительные методы лечения: лечебная физкультура, логопедия, трудотерапия, терапия музыкой.

Повышенная потребность в наблюдении за детьми и родителями. Повышенная потребность в сочувствии со стороны ухаживающего персонала.

Седативное медикаментозное лечение при выраженной агрессии, аутоагрессии или гиперактивности.

Социально-правовое обслуживание: удостоверение инвалида, финансовая поддержка, введение мероприятий, способствующих развитию; при необходимости — оформление права опеки и права попечительства.

Предотвращение умственной отсталости у детей

Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.

Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.

Тестирование включает:

  • амниоцентез,
  • УЗИ,
  • определение в материнской сыворотке α-фетопротеина.

Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.

Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.

  • Оцените материал
    (2 голосов)
  • Прочитано 10347 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…