Главная»Беременность и роды»Роды»Роды»Родовспоможение силами врачей мужчин в истории

Родовспоможение силами врачей мужчин в истории

Родовспоможение силами врачей мужчин в истории

В высокоразвитых культурах Египта и Греции ответственными за родовспоможение были богини-женщины.

Гера, Геката и Артемида еще несут в себе непосредственные черты Великой Богини, являясь, помимо всего прочего, искусными акушерками. На начальных этапах развития всех известных нам культур, в частности, шумерской, люди располагали фундаментальными знаниями о важных взаимосвязях, которыми проникнуто таинство родов.
Часть знаний о родовспоможении и ряд медицинских техник пришли к вавилонянам и ассирийцам от шумеров, а позднее благодаря Александру Великому стали известными и в Европе, где, правда, немало растерялись в потоках переселения народов. Благодаря маврам, которые хранили эти знания, они вновь пришли к нам через Испанию. Разумеется, большого проку от них не было, поскольку слишком велики были гигиенические и санитарные проблемы. В период действительно темного в этом отношении средневековья практически любая существенная аномалия, будь то, к примеру, слишком узкий таз, оборачивалась летальным исходом и для матери, и для ребенка.
До самого XVI века образованные врачи скорее представляли собой исключение из правил. Но и они, глубоко увязнув в описанных выше предрассудках, мало чем могли помочь при принятии родов. Ситуация с акушерками тоже не была благополучной. Они не только были плохо образованными, но и получали мизерное вознаграждение за свою работу, так что жизнь их в целом была достойной сожаления. И хотя начиная с XV века стали предприниматься попытки законодательным образом улучшить положение акушерок, особых успехов на этом поприще добиться не удавалось. Мужчинам-врачам по-прежнему воспрещалось участвовать в принятии родов, что с учетом их уровня профессиональной компетенции, в общем-то, было скорее плюсом. Так или иначе, но каждые роды в те времена были сопряжены со смертельным риском.
Акушерки даже пытались проводить кесарево сечение, правда, в основном на мертвых. Ребенка в таких случаях спасти тоже не удавалось, потому что на его высвобождение уходило слишком много времени. В те времена верили, что достаточно держать открытым рот умершей матери, дабы ребенок мог дышать и дальше. С христианской точки зрения цель проведения кесарева сечения (кое-где даже узаконенного) на мертвых роженицах заключалась в том, чтобы окрестить мертворожденного. Влияние церкви способствовало и формированию тенденции к тому, чтобы ставить жизнь ребенка превыше жизни матери. Даже если расчленение слишком крупного плода в материнской утробе было единственной возможностью спасения роженицы, церковь запрещала соответствующее вмешательство, в результате чего смерть настигала и мать, и ребенка.
Хотя некоторые акушерки и совершали прогрессивные шаги в сфере родовспоможения, до изобретения книгопечатания они не имели возможности по-настоящему поделиться своими инновациями с другими. Правда, первые акушерские книги были исполнены самых разных предрассудков и суеверий, так что пользы от них было немного. Стоит учесть и то, что в своем большинстве акушерки были неграмотными. И все же, отсутствие должной санитарии оставалось одной из основных причин смертности при родах.

 

В начале XVI века врачи начали писать книги на тему родовспоможения, хотя закон и запрещал им любое участие в данном деле. Аугсбургский врач Бартоломеус Метлингер выпустил переработанное издание книги Альбертуса Магнуса (ориентировочно 1200-1280) «0 тайнах женщины», которая выдержала 9 переизданий вплоть до 1669 года и основывалась на знаниях, накопленных врачами Гиппократом (примерно 460-375 гг. до н. э.) и Авиценной (980-1037). За долгое время в родовспоможении не было достигнуто никакого прогресса, скорее даже, ситуация изменилась к худшему — под влиянием церкви и распространяемых ею духовной узости взглядов и враждебности по отношению к женщине. Помимо прочего, ситуацию ухудшала и катастрофическая антисанитария, в условиях которой жили быстро растущие города.
Как только врачи получили возможность руководить процессом родов, они тут же начали энергично подавлять акушерок, среди которых встречалось немало компетентных и уважаемых профессионалок. Далеко за пределами своих родных стран были известны Луиза Буржуа из Франции и Юстина Зигмунд, получившая признание под именем Зиг-мундины. Обе названные акушерки издали свои книги и — бесспорно, в силу страха перед их опытом и умениям, — воспринимались медиками как серьезные конкурентки, с которыми надлежит жестко бороться. Плакаты и листовки, информировавшие об опасности травниц и призывавшие женщин обращаться исключительно к врачам, вывели эту борьбу даже на улицы городов и сел. Отметим, что Юстине Зигмунд принес известность ее фирменный двойной ручной прием, с помощью которого она могла перевернуть ребенка в утробе матери и тем самым обеспечить возможность нормальных родов.
В конце XVII века благодаря королевской милости Людовика XIV Солнца медицине удалось ближе подступиться к таинству родов: бесчисленные метрессы короля разрешались от бремени в умелых руках одного знаменитого хирурга.
Прогрессивным шагом в родовспоможении стало изобретение акушерских щипцов, которые были описаны еще в XVI веке, а сконструированы и «запущены в оборот» уже в XVII веке. Правда, церковные предписания не позволяли широко внедрить щипцы, вследствие чего их приходилось накладывать чуть ли не в тайне, под множеством нижних юбок. Только в XVIII веке практика наложения щипцов получила более широкое распространение.
В XVIII веке врачи совершают шаг от воспрепятствования родам к собственно родовспоможению, прежде всего потому, что конкуренция между врачами и акушерками уступила место сотрудничеству. Так, еще в середине XVII века в Майнце была открыта акушерская школа, куда принимались только те студентки, которые уже имели двух и более детей. Уже в XIX веке акушерские школы стали организовываться при многих родильных домах, число которых также возрастало. С этого времени действительно началось прогрессивное развитие акушерства.
С другой стороны, ситуация в целом представлялась скорее печальной, поскольку на фоне отсутствия гигиены показатели материнской и детской смертности оставались высокими. Прорывом в этой ситуации мы обязаны Игнацу Земмельвайсу (1818-1865) и его открытию гигиены. Ну а после того, как английский хирург Джозеф Листер (1827-1912) открыл способ активной борьбы с болезнетворными микроорганизмами в ране при помощи дезинфекции, благополучный исход нормальных родов и кесаревых сечений стал более частым явлением. Открытие наркоза и совершенствование техник зашивания матки получали все большее признание и способствовали дальнейшему улучшению ситуации. Однако, несмотря на эти действительно прогрессивные шаги, практически каждый четвертый ребенок умирал еще при родах, что позволяет считать тогдашнее положение в сфере родовспоможения более чем скверным.

Так называемые травницы были безжалостно изгнаны официальной медициной сразу же после того, как появились специалисты по собственно гинекологии. К счастью, классической медицине так и не удалось окончательно вывести Мудрых Женщин из игры. Стремление применять целебные травы и магические силы (сегодня мы бы назвали их целительными силами природы) не покинуло сознание населения и сегодня переживает новый расцвет. В то же время, медики продолжают придерживаться следующей логики: если в том или ином случае классическая медицина больше ничего не может сделать, то и делать ничего не следует. Если же кому-то удается добиться позитивных результатов, то возникают подозрения. Раньше такую деятельность называли колдовством и подозреваемых в нем женщин жгли на кострах; сегодня их объявляют преступницами, что не составляет особого труда, поскольку они не могут предъявить установленные документы. Правда, сегодня классическая медицина уже не имеет верной союзницы в лице церкви, так что шансы современных травниц вновь повышаются.
Прежние мужчины-гинекологи были вообще-то хирургами, проводившими операции в том числе и на нижней части женского тела. Вплоть до 1972 года существовала специализация, включавшая хирургию и родовспоможение. В силу влияния описанных выше табу последнее было возведено в ранг медицинской дисциплины достаточно поздно. Собственно медицинское сопровождение родов появилось лишь на рубеже XVII и XVIII столетий. Предлагали его в основном те практикующие врачи, которые в рамках домашних визитов чаще всего принимали роды с использованием щипцов. Но и на этом этапе ответственность за исход родов по большей части возлагалась на женщин семьи роженицы и привлеченных к делу акушерок. Таким образом, и в первобытные времена, и в средние века, и даже в XIX веке забота о благополучии родов была исключительно женским делом.
Отметим, что, хотя по мере развития хирургического искусства и техники применения наркоза в XX веке мужчины полностью отвоевали право командовать «парадом» в родильной палате, постепенно сведя на нет все достижения акушерок в этой сфере, общая атмосфера процесса родовспоможения еще в течение долгого времени несла на себе явный отпечаток женского начала. Грудное вскармливание считалось нормальным явлением; «современный» Rooming-in в 20-е годы был стандартной практикой. В ряде отдаленных областей Германии, таких как Нижняя Бавария, абсолютный захват власти мужчинами в сфере гинекологии имел место чуть ли не до конца 50-х годов XX века.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1967 раз