Столовый этикет с малых лет. Как приучить ребенка к чашке?
Некоторые дети беспрекословно позволяют ложку за ложкой скармливать им кашу.
Зато другие не в силах ждать и в буквальном смысле берут дело в свои руки. Ложка, к которой тянется ваше десятимесячное чадо, в первую очередь интересует его как объект для исследования и манипуляций. Иными словами, ребенок относится к ней, как к любому другому предмету, который можно изучать. До пятнадцати месяцев малыш вряд ли использует ложку по прямому назначению. Вместо этого он, скорее всего, постучит ею по близлежащему.
И последнее замечание. Если вы пожалели о том, что перестали кормить ребенка грудью и начали кормить его из бутылочки, и хотите вернуться к прежнему положению дел, то прикладывайте ребенка к груди чаще и пусть он сосет дольше. И у вас увеличится количество молока.
твердому предмету, швырнет ее на пол или, перед тем как стучать и швырять, даже запустит в тарелку с едой.
А многие дети почти не проявляют интереса к ложке, кто бы ее ни держал, и предпочитают любую пищу есть руками или же превращают ее в «неопознанные летающие объекты». Тогда картина обеда становится яркой иллюстрацией к слову «свинарник». После длительной трапезы маленького человека, который предпочитает кушать самостоятельно, еда может оказаться буквально повсюду: на ребенке (он способен вымазаться ею с головы до ног), на стенах и на предметах, отстоящих от детского стульчика на несколько метров. Возможно также, что она украсит и оказавшихся поблизости людей и домашних животных.
Теоретически считается, что предоставление еще не достигшему года ребенку полной свободы и самостоятельности при поглощении пищи позволит ему скорее научиться работать ложкой. Но действительно ли ранние упражнения с этим предметом приводят к такому результату — это вопрос вопросов. Согласно более реалистической точке зрения, преимущество такого подхода к делу заключается в том, что ребенок сам определяет, сколько ему следует съесть. Он не станет отлынивать от еды, а будет есть (и по ходу дела устраивать «свинарник»), когда действительно голоден, и займется чем-то другим (например, целиком сосредоточится на обустройстве «свинарника»), когда насытится. В результате малыш приобретет привычку, которая сослужит ему хорошую службу в любом возрасте, - он ни при каких обстоятельствах (скажем, желая снять стресс) не станет набрасываться на еду. Он будет есть, только когда действительно голоден. Напротив, ребенок, с радостью поглощающий подносимую ему на ложечке еду даже после того, как наелся, рискует со временем стать человеком тучным.
Главным недостатком питания по принципу «сделай сам» оказывается необходимость постоянно вычищать «авгиевы конюшни». Чтобы уберечь пол и ковры, некоторые родители покупают специальные легко моющиеся коврики или даже пытаются как-то огородить высокий стульчик с помощью полиэтиленовой пленки. Но, к великому сожалению, вы не можете отправиться со всеми этими приспособлениями в ресторан или в гости к подруге, а мытье высокого стульчика после каждого приема пищи — дело крайне утомительное. Кроме того, наложение некоторых ограничений на исследовательскую деятельность ребенка необходимо для его же (и не только его) безопасности. А поддержание некоторого, хотя и довольно относительного, порядка во время еды — дело разумное и стоящее.
Некоторые родители впадают в иную крайность, то есть пытаются отслеживать каждый попадающий в рот ребенка кусок. Если вы принадлежите к такой категории, то не забывайте следить за своим артериальным давлением, потому что вам придется сражаться с собственным чадом за каждый сделанный или не сделанный им глоток, за каждый проглоченный или не проглоченный кусочек. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть, если он не голоден! И не допускайте, чтобы ваше беспокойство по поводу его малого интереса к какому-то определенному виду еды привело к широкомасштабным боевым действиям. Если он, к примеру, не любит яблоки, давайте ему другие фрукты, которые он ест с удовольствием.
Для решения этой проблемы можно прибегнуть к некоторому компромиссу: скажем, вы будете кормить его вязкой пищей (кашами и пюре) до тех пор, пока он не сможет справляться с этим делом самостоятельно с минимальным ущербом для окружающей среды. Разумеется, вы можете позволить ему вытворять с ложкой все, что вздумается, когда она пуста. Ближе к году посмотрите, не начал ли малыш, глядя на то, как ловко вы управляетесь с этим непростым в обращении инструментом, пытаться вам подражать. В то же время позволяйте ему брать руками ту пищу, о которой мы говорили выше, — до или после кормления с ложки. И обязательно отмечайте признаки, свидетельствующие, что ребенок сыт, - вертит головкой, не обращает внимания на ложку с едой, крутится на стульчике, бросается хлебом, кусочками фруктов и так далее. Если он не желает есть, не кормите его насильно и не разрешайте играть с едой.
Пьем из чашки
Еще одно умение, которым овладевают, сидя на высоком стульчике, — питье из чашки. Для этого необходимо достаточно ловко управлять руками и уже не сосать, а глотать. При этом жидкость, которой наполнена чашка, может оказаться, где угодно, но только не в ротике ребенка. Поэтому от вас потребуется немало терпения. Ребенку, возможно, будет легче иметь дело с чашкой с двумя ручками. Но он может предпочесть и пластиковую чашку-стаканчик. Тяжелое дно помогает удерживать чашку в правильном положении, устойчивость и прочность чашки — тоже необходимые условия. Премиленькая фарфоровая чашечка, на которой изображены персонажи пушкинских сказок, безмерно радует глаз. Но единственный приемлемый вариант на каждый день — это небьющаяся пластмассовая чашка. Если вы выбрали чашку с крышкой и небольшим носиком, то учтите: когда придет время пользоваться настоящей чашкой, ребенок может запутаться. Он не поймет, что именно ему надо делать — сосать или втягивать понемногу жидкости в рот, а затем глотать. Чашка с носиком (поильник) лучше подходит детям, которые не желают расставаться с любимой бутылочкой и упорно отказываются пить из чашки.
После того как ваше чадо научится есть с ложки, можно попробовать дать ему немного воды в чашке. Когда вы в первый раз поднесете ее к губам малыша, он, скорее всего, не сообразит, чего от него хотят. Сделайте так, чтобы несколько капель попали ему в рот, и он либо проглотит их, либо позволит им стечь по подбородку, либо произойдет и то, и другое. Наберитесь терпения. Только один ребенок из четырех способен освоить это искусство к девяти месяцам, и может пройти еще примерно полгода, прежде чем почти все содержимое чашки станет попадать по назначению.
Но вообще-то начинать учиться пить из чашки лучше раньше, чем позже. Годовалый ребенок, являющийся убежденным сторонником бутылочки или кормления грудью, будет косо глядеть на предложенную ему пластмассовую посудину. Некоторые дети, предоставленные сами себе, прикипают душой к бутылочке, как к надежному источнику комфорта и спокойствия. Разумеется, вам не захочется, чтобы ваш бодро вышагивающий малыш (или даже дошкольник!) целыми днями слонялся по дому с бутылочкой.