Эмоциональное и социальное развитие ребенка с первого по третий месяц
Ко второму месяцу жизни ваш ребенок ежедневно будет проводить много времени, наблюдая за окружающими людьми и слушая их.
Он узнает, что они готовы развлекать и успокаивать его, кормить и обеспечивать уют. Он радуется, если они улыбаются ему, и будто инстинктивно знает, что может улыбнуться в ответ. Даже в течение первого месяца младенец начинает экспериментировать с примитивными улыбками и ужимками. А на втором месяце жизни эта мимика трансформируется в настоящие признаки удовольствия и дружелюбия. Вы уже видели его первую настоящую улыбку? Это важный поворотный пункт как для вас, так и для младенца. Если у вас были какие-то сомнения, то сейчас при виде первой улыбки ребенка все бессонные ночи и лихорадочные дни первых недель его жизни покажутся невысокой платой за нее. Вы станете делать все возможное, чтобы он улыбался снова и снова. Со своей стороны ваш ребенок внезапно обнаружит, что простым движением губ он может поддерживать «разговор» с вами, поскольку его улыбка привлекает к нему больше внимания, чем обычно, и он радуется. Наряду с плачем улыбка обеспечивает ему еще один способ выражения своих потребностей и некоторого воздействия на происходящее с ним.
Сначала может казаться, что ребенок в действительности улыбается куда-то мимо вас, не встречаясь с вами взглядом. Пусть вас это не беспокоит: взгляд в сторону обеспечивает ему некоторый контроль над ситуацией и оберегает его от вашего слишком сильного воздействия на него. Это его манера незаметно наблюдать за общей картиной происходящего. Таким образом ребенок может уделять равное внимание выражению вашего лица, звуку вашего голоса, теплу вашего тела и тому, как вы держите его. Когда вы лучше узнаете друг друга, младенец постепенно станет все дольше и дольше не отводить свой взгляд от ваших глаз, а вы найдете способ закрепить это. Возможно, здесь поможет увеличение расстояния между вами, изменение громкости голоса или выражения лица.
Когда вы лучше узнаете друг друга, ребенок постепенно все дольше не будет отводить взгляд от ваших глаз.
К трем месяцам ребенок будет уже специалистом по общению улыбками. Иногда он станет начинать «разговор» широкой улыбкой и гулением, чтобы привлечь к себе внимание. А временами он будет лежать и наблюдать за вашим лицом, ожидая, когда вы улыбнетесь первой, а затем в ответ восторженно заулыбается сам. В таких диалогах участвует все тело младенца. Он разводит руки широко в стороны и обе или одну из них поднимает вверх. Руки и ноги двигаются в такт вашей речи. Его мимика может отражать выражение вашего лица. Когда вы заговорите, он может открыть рот и шире раскрыть глаза, а если ему показать язык, он способен сделать то же самое!
Конечно же, ваш ребенок вероятнее всего не будет таким же дружелюбным со всеми. Как и взрослые, дети предпочитают одних людей другим. А любимцами, естественно, оказываются родители. Примерно в возрасте трех или четырех месяцев ребенка начинают интересовать другие дети. Если у него есть братья или сестры, вы увидите его расплывающимся в улыбке всякий раз, когда они заговаривают с ним. Услышав детские голоса с улицы или по телевизору, он станет поворачивать голову, чтобы увидеть говорящих. Со временем эта притягательность других детей для младенца увеличится.
Бабушек и дедушек или знакомых нянь младенцы поначалу встречают нерешительной улыбкой. Но когда они немного поиграют с ребенком, он отвечает воркованием и языком тела, в то время как незнакомцы удостаиваются лишь любопытного взгляда или мимолетной улыбки. Такое избирательное поведение свидетельствует о том, что даже в таком раннем возрасте ребенок начинает осознавать, кто есть кто в его жизни. Хотя соответствующие признаки трудноразличимы, нет никакого сомнения в том, что он очень привязывается к близким ему людям.
Это бессловесное общение в младенчестве кажется только игрой, но оно имеет важное значение в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Быстро и с энтузиазмом отвечая на его улыбки и часто привлекая к таким «разговорам», вы даете ему понять, что он многое значит для вас, что он может доверять вам и что в некоторой степени может контролировать свою жизнь. Не отворачиваясь в сторону и не прерывая младенца, когда он «говорит», вы также демонстрируете ему, что он интересует вас и вы его цените. Это вносит свой вклад в его развивающееся чувство собственного достоинства:
Постепенно ваше общение станет меняться в соответствии с потребностями и желаниями ребенка. В повседневной жизни вы обнаружите три основных уровня его потребностей, которые демонстрируют различные черты личности ребенка.
- О настоятельных потребностях - когда ребенок голоден, к примеру, или у него что-то болит - он дает знать собственным особенным путем: возможно, криком, хныканьем или отчаянной жестикуляцией и мимикой. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы настолько быстро, что обычно сможете удовлетворить их чуть ли не раньше того, как он сам осознает, чего хочет.
- Когда ребенок мирно спит или самостоятельно развлекается в состоянии бодрствования, вы ощущаете уверенность в том, что все его потребности на данный момент удовлетворены. Это предоставляет вам долгожданную возможность отдохнуть или заняться другими делами. Вместе с тем, когда ребенок играет сам с собой, вы получаете прекрасную возможность с расстояния наблюдать, как развиваются его новые способности, такие как умение целенаправленно тянуться ручками и управлять кистями рук или следить взглядом за движущимися предметами.
- Ежедневно будут периоды, когда все очевидные потребности ребенка удовлетворены, а он все равно нервничает или капризничает. Это можно видеть по его нытью, возбужденным движениям или вспышкам бесцельной активности в промежутках между периодами спокойствия. Возможно, он даже не знает, чего хочет, и успокоить его может любое ваше действие. Иногда помогают игра, разговор, пение, качание или прогулка. В других случаях выход заключается в том, чтобы изменить позу ребенка или дать ему «перебеситься». Иногда после каких-то действий младенец временно затихает, а затем начинает капризничать с новыми силами и требовать больше внимания. Это может продолжаться до тех пор, пока вы не дадите ему выплакаться или не отвлечете чем-то типа кормления или прогулки. Такие, периоды очень мучительны, но они позволяют вам обоим ближе познакомиться друг с другом. Вы убедитесь, как лучше качать ребенка, какие забавные лица или голоса ему нравятся больше всего и на что он предпочитает смотреть. А он узнает, что нужно сделать для привлечения вашего внимания, насколько вы готовы ему угодить и пределы вашего терпения.
Постепенно периоды острой нужды у ребенка сокращаются, и он сможет самостоятельно развлекаться дольше. Отчасти это обусловлено тем, что теперь вы предчувствуете и решаете многие из его проблем до того, как они причиняют ему неудобство. Вместе с тем продолжает развиваться и нервная система младенца, в результате чего он может эффективнее справляться с повседневными стрессами самостоятельно. Лучше управляя своим телом, он способен на большее для собственного развлечения и будет испытывать меньше разочарований. Скорее всего периоды, когда ребенка трудно чем-либо удовлетворить, полностью не исчезнут еще на протяжении нескольких лет. Но ребенок будет становиться активнее, и его будет легче отвлечь. В конечном итоге он научится самостоятельно преодолевать эти периоды.
В эти первые месяцы жизни ребенка не бойтесь испортить его чрезмерным вниманием. Внимательно наблюдайте за ним и немедленно откликайтесь, если он нуждается в вас. Вы не всегда сможете его успокоить, но продемонстрировать ему свою заботу о нем не будет лишним. Чем быстрее и последовательнее вы станете утешать своего капризничающего ребенка в первые шесть месяцев, тем скорее всего менее требовательным он будет, когда станет старше. В рассматриваемом возрасте ребенку требуется постоянная поддержка, чтобы он был уверен в ней и чувствовал себя защищенным. Помогая ему укрепить чувство безопасности сейчас, вы закладываете в нем основу для ощущения уверенности в себе и доверия, которые позволят ему постепенно обходиться без вашей опеки и стать сильной и независимой личностью.
Этапы социального и эмоционального развития к концу рассматриваемого периода
- Начинает улыбаться окружающим.
- Любит играть с другими людьми и может заплакать, если игра прекращается.
- Становится более общительным и выразительным в отношении языка мимики и жестов.
- Копирует некоторые движения и выражения лица.