Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Одиннадцатый месяц жизни новорожденного: развитие, вес, уход

Одиннадцатый месяц жизни новорожденного: развитие, вес, уход

Одиннадцатый месяц жизни новорожденного: развитие, вес, уход

Ваш малыш становится все более самостоятельным. Некоторые дети в этом месяце делают первые шаги, однако в большинстве случаев ребенок пока что лишь стоите держась за что-то или за кого-то (правда, теперь ему достаточно держаться одной рукой!), или остается стоять без опоры в течение нескольких секунд, но еще не решается двигаться.

.

Малыш начинает удерживать равновесие в положении стоя и нагибается, чтобы сесть. Многие дети уже очень быстро перемещаются на четвереньках.

Мелкая моторика ребенка

Малыш научился ловко брать в руки предметы. Теперь от него не ускользнет ни одно рисовое зернышко, ни одна хлебная крошка! Кроме того, пришло время для игр с мячом: сидя напротив вас, малыш бросает мяч в нужном направлении и затем его ловит.

Во время еды он пьет самостоятельно, но пока что держит бутылочку в обеих руках; ему нравится есть руками. Он уже может переворачивать страницы в книге.

Когда малыш бодрствует

Теперь ваш ребенок уже способен понимать слова, в том числе и значение слова «нет» (однако это не означает, что он всегда будет вас слушаться). Он осознал, что предметы существуют постоянно, и может, к примеру, поднять одеяло, чтобы найти под ним спрятанную игрушку. Он повторяет звуки, удлиняет количество слогов в словах и еще больше подражает вашим жестам и мимике — даже по памяти. Так, вы можете заметить, что он будто бы что-то вытирает — потому что видел, как вы вытирали со стола. А если вы включаете музыку, он принимается раскачиваться из стороны в сторону, сидя или стоя и держась за мебель или за вашу руку.

Здоровье ребенка

Одиннадцатый месяц: посещение участкового педиатра

В одиннадцать месяцев рост ребенка составляет около 72 см, вес — 9,3 кг, окружность черепа — 45,7 см.

Возможно, вы уже заметили, что ваш малыш теперь скорее растет в высоту, чем набирает вес. Это связано с тем, что он научился принимать вертикальное положение и, как следствие, был запущен физиологический процесс, который позволил ребенку перейти от этапа прибавки в весе (поступление энергии, обеспечивающее рост и созревание жизненно важных органов) к этапу формирования мышечного синергизма, заставляющего тело ребенка «удлиняться» и расти ввысь.

Посещение врача позволит убедиться в том, что этот процесс протекает нормально; врач успокоит вас, если вам кажется, что ребенок растет слишком медленно. Во всех случаях советуем вам не сравнивать вашего малыша с другими детьми того же возраста, которые, возможно, кажутся вам более развитыми: подобные сравнения ни о чем не свидетельствуют, ни в этом возрасте, ни позже. Каждый ребенок развивается в своем собственном ритме, по универсальной схеме, общей для всех детей. Любые сравнения могут привести к тому, что вы станете недооценивать своего ребенка, тогда как залогом его правильного развития является как раз ваше постоянное и максимальное одобрение.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Небольшие ушибы и царапины

При появлении шишки как можно скорее приложите лед (в тканевом мешке или в пластиковом пакете, завернутом в ткань) и/или нанесите мазь (к примеру, крем с арникой против ушибов или «Z-Trauma» от компании «Mint-е HealthLaboratoires»): это уменьшит гематому.

При ссадинах и небольших поверхностных, неопасных ранах продезинфицируйте в течение нескольких минут при помощи стерильной салфетки, пропитанной средством «Dakin» или бисепти-ном (продаются в аптеке), затем нанесите небольшое количество препарата «Тедаготе» от «Dr. Valnet» (смешайте 1-2 капли с малым количеством мази, наносите 2-3 раза в день) или геля «Z-Trauma».

Во всех случаях используйте гомеопатические средства: «Арника 9 СН», 1 доза (можно растворить в воде), затем по 2 гранулы каждый час, постепенно начинайте давать все реже и прекращайте давать препарат по мере улучшения состояния.

Маленький помощник

В этом возрасте некоторые дети пытаются сделать свои первые шаги. Разумеется, это не универсальное правило. Кто-то начинает шагать раньше, кто-то только после года. Мы говорим о среднестатистической норме. В один прекрасный момент малыш отпускает опору и делает несколько самостоятельных шагов.

Что задерживает ходьбу? Как ни странно, бегунки: научившись передвигаться с их помощью, ребенок прекрасно удовлетворяет свои познавательные потребности. Поэтому от бегунков к этому времени лучше отказаться.

Еще одно новообразование одиннадцатого месяца — первые слова. Чаще всего это «мама», но может быть и «папа», и «баба». Раньше, что бы малыш ни сказал, вас все устраивало, все радовало. Но теперь начался новый этап! Пора учиться правильному произношению. Ребенок говорит: «Бабаб», — добавляя лишнюю букву. «Нет-нет, баба», — поправляете вы. Для чего это нужно? Для того, чтобы кроха учился контролировать свою речь. Он уже овладел артикуляцией, слух его достаточно натренирован, чтобы услышать свою ошибку и поправиться. Способность критически воспринимать, осознавать, контролировать и исправлять свою речь — важнейшее психическое достижение одиннадцатого месяца.

Бывает, что малыш долго и упорно молчит, а потом начинает сразу изъясняться полными фразами. Поэтому психологи и педиатры до трех лет не торопятся диагностировать проблемы речевого развития. И все-таки даже самый упорный «молчун» время от времени использует какие-то слова, хотя бы самые простые. Если к одиннадцати месяцам нет ни слов, ни лепета, на это следует обратить внимание, проверить артикуляционный аппарат и слух ребенка. Если же к одиннадцатому месяцу у малыша в запасе уже есть 5-6 слов, это просто замечательно.

Игры на развитие речи и обогащение словарного запаса. Прежде всего, это имитирование. Вы показываете, какие звуки произносят животные, а малыш за вами повторяет. Корова: «Му-у». Гуси: «Га-гага». Утенок: «Кря-кря-кря». Не получится «кря», получится «кя». Пусть будет «кя», для нас это не имеет значения.

Имитация становится основным содержанием любых игр. Ребенок теряет интерес к собственным игрушкам и всерьез переключается на предметы, с которыми манипулируют взрослые. Мама гремит на кухне тарелками — малыш тоже тянется к тарелкам. Мама подметает, пылесосит — и ему тоже очень хочется проделать что-то подобное.

Кстати, о пылесосе. На первом году жизни дети в принципе боятся громких звуков. Лай, звук падающего предмета, грохот кофемолки — все это воспринимается как угроза жизни. Чтобы этот нормативный страх не перерос в невротический, непременно знакомьте кроху со всеми бытовыми приборами, прежде чем их включать. Подойдите к пылесосу, не включая его, сделайте вид, что пылесосите: «У-у-у. Смотри, как гудит». Потом включите. Положите мелкий мусор, покажите, как его затягивает в трубу. Не просите ребенка подходить близко, пусть наблюдает за вашими действиями издалека.

Период имитации — самое подходящее время, чтобы приобщать малыша к домашним делам. Собираете грязные вещи, складываете их в стиральную машинку — дайте малышу в руки носочек, пусть тоже положит в машинку. За каждое действие обязательно хвалите! Покажите, как вам приятно, что у вас растет такой замечательный помощник. И обязательно расскажите об этом папе. Тогда ребенок будет воспринимать возможность вам помочь как что-то очень хорошее и радостное.

Конечно, ни о каких конкретных обязанностях речь еще не идет. И все-таки, когда вы наводите порядок в детской, привлекайте малыша к уборке игрушек, протиранию пыли. Пусть он пока просто размазывает пыль по зеркалу, все равно хвалите. Важен не результат, а участие. Почему это важно с точки зрения психологического развития? До сих пор ребенок был исключительно потребителем заботы взрослых. И вот наступил момент, когда он сам может что-то сделать для других. Помогите ему это осознать, обращайтесь к нему с разными просьбами: «Дай мне кубик. Принеси тряпочку. Принес синий кубик? Спасибо. Теперь принеси красный кубик». Малыш уже замечательно ползает, да и сделать несколько шагов с опорой, чтобы взять игрушку, для него не проблема. Просите о том, что ему по силам, тогда он с раннего возраста научится не только потреблять, но и помогать.

Социальное развитие. Если вы приведете своего кроху в гости к другому малышу, не ждите, что дети начнут играть вместе. Сначала они будут очень внимательно друг за другом наблюдать. Потом, возможно, подползут друг к другу и начнут, сидя рядом, играть каждый со своей игрушкой. Рассмотреть сверстника, понаблюдать за ним — это очень интересно, но и страшновато. Взрослых боятся меньше — они привычны, понятны, как правило, дружелюбны и приветливы. А контакт со сверстником — это стресс для ребенка. Ваш малыш может долго играть с совершенно незнакомым взрослым и заплакать уже через три минуты, сидя рядом с другим малышом. Это абсолютно нормально.

Тем не менее начинайте ходить в гости к другим детям. Такие визиты очень расширяют кругозор ребенка. Это и знакомство с чужим пространством, и возможность посмотреть на то, как ведут себя чужие родители. Ребенок с большим интересом наблюдает, как другие мамы общаются со своими детьми. При этом он делает для себя открытие: оказывается, он не один такой, и с другими тоже возятся, обнимают, целуют. Это повышает в глазах ребенка ценность собственной мамы. Как только он видит, что чужая мама обнимает своего ребенка, он тоже ползет к своей маме обниматься.

Что делать, если дети, играя рядом, не поделили игрушки? В возрасте одиннадцати месяцев ребенок еще не догадывается, что игрушка может принадлежать кому-то другому. Любая игрушка, которая попадает в его поле зрения, для него является своей. Поэтому призывы типа: «Не будь жадиной! Давай поделимся», — применять нельзя. Сейчас единственный способ разрешить конфликт — это отвлечь чем-то другим, заиграть, придумать какой-то маневр, чтобы ребенок выпустил из рук чужую собственность. Нельзя забирать игрушку силой и протягивать другому ребенку. Ваш малыш воспримет это как обиду.

Интеллектуальное развитие. Ребенок уже может классифицировать предметы по одному признаку. Сложите вместе разные игрушки и попросите: «Дай мне кубики». Малыш выберет кубики. «Дай только синее». Он протянет вам синий кубик. «А теперь посмотри, что у нас еще есть синее?» Малыш будет искать игрушки синего цвета. Но не стоит торопиться и давать задание найти синий кубик, это уже одновременно два признака одного предмета, для такого возраста это задание рановато.

Рассматриваем части тела. Мы делали это и раньше, показывая малышу глазки, носик. Почему-то больше всего внимания обычно достается лицу. А вот говоря о руках, взрослые обычно ограничиваются тем, что показывают ладони. Если ножки — то именно ступни. А как же остальные части ног и рук? Их ведь тоже надо знать. Не забывайте об этом. Покажите малышу его локти, колени, пяточки, носочки. Расширяйте его представление о собственном теле. Это необходимо для формирования образа своего «я». Ведь процесс сепарации, разделения с мамой все еще продолжается. А чтобы полностью разделиться, ребенку нужно осознать и исследовать самого себя.

Малыш изучает, в том числе, и свои гениталии. Это абсолютно естественно. В одиннадцать месяцев дети даже не догадываются о том, что в этом может быть что-то неприличное. Но иногда случается, что ребенок начинает трогать гениталии и понимает, что это его успокаивает. Чтобы это действие не переросло в привычку, надо помочь ему снять напряжение как-то иначе. Ищите причины возникновения беспокойства и старайтесь их устранить. Призовите на помощь игрушку-утешалку. Ваша задача — не допустить фиксации на таком способе успокоения. Чаще всего дети прибегают к нему перед сном. Поэтому, даже если вы уже приучаете ребенка к горшку, я рекомендую на ночь надевать памперсы. Это самый простой и надежный способ предотвратить возникновение проблемы.

Игры. Основное и самое любимое занятие сейчас — это извлечение разных звуков. Малыш бьет, колотит по всему, что видит. Даже любимую машинку он будет скорее не катать, а стучать ею. Потерпите, это скоро пройдет. Уже к году у крохи появятся другие интересы. Но пока дайте ему возможность колотить. Если ваш мозг не выдерживает этого грохота, заменяйте металлические предметы на пластиковые, картонные, в общем, на что-то, издающее более щадящие звуки.

Вы еще не убрали погремушки? Срочно убирайте, причем как можно дальше. Теперь они небезопасны — малыш может их расколотить, а внутри любой погремушки находятся мелкие детали.

Еще одно новообразование: если раньше ребенок все доставал и вытряхивал, то теперь его занимает обратный процесс, он начинает наполнять емкости — наливать воду в чашку, насыпать песок в ведерко. Раньше он просто вытаскивал все из шкафа, теперь же, опустошив полку, пытается засунуть все обратно. Крохе становится интересно строить башню из кубиков — он уже в состоянии оценить тот факт, что она стоит и не падает!

Идеальные игрушки для этого возраста — пирамидка со стержнем, маленькие куколки, которых можно посадить в игрушечные домики, короче, все то, что вставляется, вкладывается, встраивается одно в другое. Собирание матрешки — отличное упражнение на соотнесение размеров. Ребенок может долго пыхтеть, вставляя большую часть в меньшую, прежде чем поймет, в чем здесь хитрость.

Малыш становится более усидчивым, дольше удерживает внимание на одном предмете. Ему уже по силам обползти комнату и собрать разбросанные игрушки в одну общую коробку. Более того, ему это интересно, особенно если папа составит компанию.

И снова о пустышке

Почему я возвращаюсь к этой теме? Потому что, помимо всего уже сказанного, пристрастие к пустышке в этом возрасте может иметь еще одно негативное последствие — задержку речевого развития. С пустышкой говорить неудобно. Поэтому снова настоятельно призываю начинать от нее освобождаться.

Следующий вопрос: как? Существует два способа: быстрый (убрали — и больше не даем) и медленный. Сразу скажу, что быстрый способ в этом возрасте уже недопустим. В один момент лишить ребенка того, к чему он давно привык и с чем не расставался всю свою жизнь, значит создать ему крайне стрессовую ситуацию. Следовательно, выбираем медленный способ. Что это значит?

Начинайте уменьшать количество времени, которое ребенок ходит с пустышкой днем: играйте с ним в речевые игры, дуйте в дудочки, пускайте мыльные пузыри и т. д. Словом, находите занятия, которые вынуждают освободить рот. Выходя на прогулку, «забывайте» пустышку дома — на улице и так много всего интересного. Объясните малышу, что теперь у вас такое правило: гулять выходим без пустышки. Затем исключите пустышку в ванной. Забирайте ее всегда, если можете что-то предложить взамен. А вот в период, когда малыш засыпает, когда не надо говорить, а надо просто успокоиться, можно еще на какое-то время ее оставить. Если мы окружим ребенка достаточно интересной жизнью днем, если у него не будет поводов для сильного напряжения, то, в конце концов, он просто забудет свою пустышку на даче или у бабушки.

А можно придумать целый ритуал расставания. Когда моему сыну было чуть больше года, я рассказала ему историю о том, как у мамы-ежихи в лесу родились ежата. Сначала мама кормила их своим молочком, а теперь ежата подросли, им нужно пить молочко из бутылочки. А где же ее взять в лесу? И вот мы поехали гулять в лес и оставили бутылочку для ежат на пеньке. А еще мы оставили им яблочки и морковку в качестве угощения. Вечером сын, конечно, вспомнил про бутылочку, потому что привык с ней засыпать. «Как ты думаешь, что сейчас делают ежата? — сказала я. — Они пьют молочко и говорят тебе большое спасибо!» Он немножко похныкал, я посидела рядом с ним, погладила, успокоила. Через три дня бутылочка была забыта навсегда.

Можно попробовать еще один способ. Проткните пустышку в нескольких местах, чтобы в нее начал попадать воздух: «Сломалась!» Иногда после этого ребенок сам выплевывает пустышку и больше о ней не вспоминает.

В каких ситуациях нельзя начинать отучать от пустышки? Когда ребенок болеет, когда в жизни семьи происходят важные изменения, например, мама выходит на работу. Бывает, ребенок уже отказался от пустышки, но — заболел, и снова начал просить. Имейте в виду: если вы к ней вернетесь, все ваши усилия сведутся к нулю и придется начинать сначала. Причем следующий круг отучения пройдет тяжелее, чем предыдущий. Поэтому я рекомендую совершить ритуал расставания и «увезти» пустышку далеко-далеко. Тогда малыш будет знать, что вернуть ее невозможно.

Что бы это значило?

«Мой сын стал как-то странно мигать. Такое впечатление, что у него нервный тик».

Ребенок прищуривает глазки, как будто плохо видит, потом резко их открывает или, наоборот, широко открывает и резко закрывает, прищуривает. Это не тик, это экспериментирование со зрением. Малыш изучает себя и в какой-то момент обнаруживает, что глаза видят по-разному, если их прищурить или широко открыть. А если сильно-сильно зажмуриться, а потом резко открыть глаза, то будет какой-то новый эффект. Ничего страшного в этих экспериментах нет.

«Когда дочь капризничает или находится в сонном состоянии, она дергает себя за волосы».

Наши волосы — это источник нашего спокойствия. Когда мама жалеет и утешает, она что делает? Гладит по головке. И дергание, теребление волос — это то же самое, это стремление ребенка себя успокоить.

Некоторые родители пытаются побороть эту привычку радикальным образом — коротко подстригают волосы, чтобы дергать было не за что. Не думаю, что это решит проблему, ведь короткая стрижка не освобождает от нервного напряжения. Лишившись этого способа расслабления, ребенок начнет дергать брови, ресницы.

Что же делать? Первое — надо чем-то занять ручки, чтобы удовлетворить сенсорный голод. Мешочки с мукой, глина, тесто с пуговицами и фасольками вам в помощь. Второе — дайте малышу какой-нибудь предмет, ту же самую игрушку-утешалку, пусть она все время будет при нем. Третье — обзаведитесь предметами с длинным ворсом (ковриками, звериными хвостиками, мохнатыми игрушками). Лучше всего, если ворс будет натуральным — он лучше успокаивает.

Четвертое — ищите причину эмоционального напряжения. Чаще всего дергать себя за волосы начинают перед сном, значит, вечером нужно ребенка расслабить: погладить, сделать массаж, искупать в успокоительных травках. Имеет смысл проконсультироваться у невропатолога.

«Мой ребенок начал скрежетать зубами — и днем, и даже во сне».

Это явление часто наблюдается у тревожных детей. Если же в повседневной жизни ваш ребенок проявляет себя как нетревожный, а вечером, тем не менее, скрежещет зубами, у такого поведения может быть две причины. Первая — то же самое психоэмоциональное напряжение, когда малыш слишком переутомился, возбудился за день и ищет способ успокоиться. Вторая — экспериментирование. Малыш обнаружил новый звук, который может извлекать зубами. Ему интересен и сам звук, и ощущения, которые он при этом испытывает. Такие эксперименты обычно заканчиваются через две-три недели. Если же причина в психоэмоциональном напряжении — ищите способ расслабить ребенка. И, опять же, попытайтесь понять, почему это напряжение возникло.

«Моя дочь иногда так сильно заходится плачем, что как будто на какое-то время перестает дышать. Говорят, это может быть признаком начинающейся эпилепсии. Правда ли это?»

Остановка дыхания как реакция на длительный плач возникает у каждого пятого ребенка. Некоторые закатываются настолько сильно, что сначала у них возникает синий треугольник вокруг губ, а потом они просто отключаются. Причем как раз в тот момент, когда ребенок отключается, он начинает нормально дышать. Это не эпилепсия. Настоящему эпилептическому припадку не предшествует долгий плач, он происходит неожиданно.

Что делать, если у ребенка случаются такие приступы? Попытайтесь успокоить его, взять на руки до того, как началась истерика. Если вы не успели этого сделать и кроха разошелся, брать на руки уже поздно. Он будет вырываться и кричать еще сильнее. Теперь единственное, что вам остается, — дать ему возможность понизить уровень адреналина, то есть просто его не трогать. Не скрою, выглядит это чудовищно — ребенок бросился на пол, бьется, а мама ничего не делает. На самом деле мама делает очень много. Когда малыш кричит, колотит ручками, ножками, он выпускает свои эмоции, и они не перекрывают ему дыхание. Если же мама держит его, не дает двигаться, вот тут он закатывается еще больше и задержки дыхания не избежать.

Пока ребенок выпускает «пар», можно его гладить, говорить что-то спокойным голосом. Попробуйте обрызгать лицо малыша водой. Иногда очень хорошо срабатывает пульверизатор.

А теперь, пожалуй, самое важное. Не утешайте ребенка после приступа. Взять на руки, дать попить воды — все это нужно было делать до того, как малыш разошелся. Теперь же все позади. Если вы сейчас поднимете суету, покажете свой страх и беспокойство, ребенок поймет, что такие истерики — хороший способ манипуляции родителями. Рано или поздно он начнет падать на пол на улице, в магазине, выражая таким образом свой протест или вымогая игрушки и конфеты. Чтобы не допустить подобного развития событий, не делайте истории из его приступа. Все позади — отлично, продолжаем играть, как будто ничего не произошло. Когда малыш приходит в себя, ему больше не хочется плакать, уровень адреналина понижается. Он чувствует себя совершенно нормально и уже не нуждается в утешении. Теперь ваша задача не впасть в истерику.

Задержка дыхания наиболее распространена в возрасте от шести месяцев до четырех лет. По мере того как ребенок учится управлять собой, регулировать свое поведение, эти истерики бесследно проходят.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1145 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…