Развитие детской психики

Развитие детской психики

Умственная деятельность отличает человека от всех других живых существ, обитающих на Земле.

Даже ближайшие «родственники» людей — человекообразные обезьяны (такие как гориллы, орангутанги или шимпанзе) — очень далеки в этом смысле от человека, хотя и обладают некоторыми сходными с ним биологическими чертами. Поэтому орган тела, отвечающий за умственную деятельность человека, — мозг — имеет столь большие размеры; человеческая же голова так велика, что в первый год жизни ребенка составляет четверть его тела. У взрослого это соотношение превращается в одну восьмую.
Великая способность мыслить, которую человек приобрел в процессе своего развития, обусловила появление цивилизации и культуры. Все остальные живые существа приспосабливались к среде своего обитания, не оказывая на нее никакого осознанного влияния. Среда эта формировалась путем достижения экологического равновесия между всеми животными и растениями на основе их биологических потребностей. Только человек со своей способностью изобретать и создавать для себя благоприятные условия жизни, обрел возможность созидать среду обитания на Земле. Сегодня его культура уже достигла таких высот, что, с одной стороны, уровень развития промышленности и техники позволяет стремительно увеличивающемуся человечеству жить в условиях все большей безопасности и комфорта, с другой же стороны, люди научились создавать такие вещи, которые угрожают самому их существованию на Земле. Это объясняется концентрацией огромных сил, направленных на изменение окружающей среды, а также тем, что человек истощает жизненные ресурсы планеты; отходы производства и губительные последствия опасных технологий серьезно ограничивают возможности жизни на Земле. Ключевой же фактор всех этих процессов, в сущности, один — человек со своей способностью мыслить. И если он хочет сохранить в будущем жизнь на Земле, то уже сейчас должен направить на достижение этой цели все свои силы. А для этого необходимо развивать его интеллектуальные способности с первых же минут его появления на свет и вступления в жизнь.
Мыслительная деятельность человека имеет две составляющие: рациональную и эмоциональную. Какова органическая основа первой? Сегодня известно, что протекает она в мозгу. Механику этого процесса тоже можно себе представить, особенно сейчас, в эпоху компьютеров. Эмоциональную (чувственную) жизнь человека мы знаем по опыту. Все основные (базовые) чувства основаны на определенных инстинктах или побуждениях. Чувства голода и жажды — это биологический импульс, требующий, чтобы человек обеспечил свой организм пищей. Чувства страха и боли — это проявление инстинкта самосохранения, заставляющего индивида избегать опасности. Чувство любви между родителями и детьми основано на стремлении к устойчивости семьи, которая дает ребенку защиту, необходимую для его выживания. Радость, которую дети испытывают от чего-то нового, от игры, шалостей или подражания, — это проявление инстинкта игры и любопытства. Любовь между мужчиной и женщиной — проявление инстинкта размножения, направленного на сохранение рода.

 

Посмотрим, как каждый из вышеперечисленных факторов проявляется в процессе развития личности. Голод, боль и страх возникают сразу после рождения и остаются с человеком до самой смерти. В начале жизни необходимы прикосновения, которые избавляют от страха одиночества. Он исчезает лишь в школьном возрасте. С третьего месяца у ребенка появляется потребность любви к матери или к женщине, которая взяла на себя эту роль. Он чувствует тесную связь с ней — и испытывает страх, если такой женщины нет поблизости. В жизни мужчины эту роль перенимает потом у матери его женщина. Мужчина, отец или другой близкий человек, может порой заместить мать, но никогда не заменит ее в полном объеме и не будет иметь такого же значения для ребенка. В конце грудничкового периода у малыша появляется новое чувство — радость игры и познания. Оно предвосхищает развитие способностей, обучение, осознание своей силы и независимости. Целиком подчиненное этому половое чувство, являющееся у ребенка врожденным, усиливается в пубертатный период и остается до конца жизни.
Чувство голода и аппетит заданы потребностью в пище, но в разные периоды жизни малыша проявляются неодинаково. В первый месяц чувства эти совершенно непроизвольны и нерегулярны, они возникают вне всякой связи со временем, так что единственный адекватный режим питания в этой ситуации — кормить ребенка грудью или из бутылочки тогда, когда он просит есть, днем и ночью. Мать и дитя создают регулирующую их жизнь систему, при которой мать полностью подчиняется желаниям ребенка — и лишь она одна на это способна. Через четыре недели эта система изменяется в первый раз. В ней появляется совершенно новый ритм, при котором ребенок делает более длительные и регулярные перерывы между кормлениями днем и перестает ощущать потребность в пище ночью. Это не результат приучения. Перемена исходит от самого ребенка, мать улавливает ее и приспосабливается к желаниям малыша. В ходе этого процесса одновременно формируется отношение ребенка к матери, когда, кормя младенца, грудью или из бутылочки, она постоянно смотрит ему в глаза — и малыш тоже не отрывает от материнских глаз пристального взора. При естественном вскармливании связь эта взаимна, ее усиливает прикосновение к материнской груди и высасывание молока из соска — и единение это ощущает как мать, так и ребенок. Женщина, кормившая своего ребенка грудью, никогда не забудет сладостных ощущений этого периода. Они ни с чем не сравнимы, и женщины, не испытавшие их, не могут даже представить себе ничего подобного.
Совершенно очевидно, что ощущение насыщения соединяется при кормлении с чувством защищенности, которое обеспечивается присутствием человека, хорошо знакомого ребенку. Если чувственные восприятия такого рода отсутствуют, ребенка охватывает страх одиночества. Это страх за свою жизнь, неусыпную заботу о которой мать должна постоянно и с величайшей нежностью демонстрировать малышу, ибо без такого контакта ему просто не выжить. Даже сося пустышку, он убеждается, что о нем кто-то заботится. Поэтому пустышка успокаивает его плач, как и покачивание колыбели, объятия человека, прижимающего малыша к себе, улыбающееся лицо, ласковый голос. Это не значит, что ребенка балуют В описываемый период все это является для малыша жизненной потребностью, которую необходимо удовлетворить. Сколько бы ни баловали ребенка в первые месяцы жизни — все будет мало. Чувство безопасности, которое нежность и ласка дают ребенку, остается с ним на всю жизнь. Дети, которых отчаянно баловали в первый год жизни, сохраняют чувство безопасности и в дальнейшем. Их бесстрашная предприимчивость бросается в глаза — особенно по сравнению с теми, кто в детстве не получил такой эмоциональной поддержки.

Становясь старше, малыш учится все четче узнавать ту заботящуюся о нем женщину, которая играет для него роль матери. Чем теснее у младенца (или ползунка) с ней контакт, тем в большей степени ему требуется близкое присутствие не просто, например, какой-нибудь ухаживающей за ним женщины, а именно «своей собственной». Лишь рядом с ней ребенок бывает полностью расслаблен, спокоен и доволен. Отец тоже может временно взять на себя эту роль. Но если ребенок испугается, то — при наличии выбора—устремится к своему «главному человеку».
Собственно период познания и обучения начинается между 6-м и 24-м месяцами. В это время ребенок находится в критической фазе своего развития, особенно остро реагируя даже на временную разлуку с матерью и другими членами семьи. И в более позднем детстве близкое присутствие (достижимость) матери имеет решающее значение для* эмоциональной уравновешенности ребенка. Если его стремление к матери не удовлетворено, он реагирует на это нервозностью, плаксивостью и нарушениями как приема пищи, так и сна. Иногда у ребенка могут появиться стереотипные движения, размахивание руками, сосание пальца, а порой и склонность к онанизму. Эти симптомы исчезают, когда ребенок окружен материнской любовью и заботой. Развиваются же они чаще всего в учреждениях группового воспитания, где подлинная заинтересованность в эмоциональном состоянии ребенка отсутствует.
Мать, которая внимательно наблюдает за своим ребенком и восприимчивость которой так обострена эмоциональной связью с малышом с первых его дней, что поведение ребенка и его отношение к ней становятся самым главным в ее жизни, может полностью постичь его индивидуальность. Роль отца состоит в это время в основном в заботе о матери, которой он должен дать чувство безопасности и ощущение своей преданности — те эмоции, что она может потом в проявлениях своей любви передать ребенку. Это очень важно, так как влияет на эмоциональное развитие в период активного познания и начала обучения. Значение эмоционального развития возрастает в процессе созревания личности ребенка.
Любопытство, приобретение опыта вызывают у ребенка радость от познания нового. Он хочет поделиться этой радостью со своим окружением, главным образом с матерью. Он счастлив: теперь он способен сам делать то, что раньше мог только наблюдать. Ребенок, так сказать, просит родителей одобрить его действия. Малыш следит, как родители смотрят на ту его игру, которую он хочет им показать. И когда ребенок эту свою игру повторяет, то испытывает чудесное чувство, уже предвидя такую же положительную реакцию матери, которая была в прошлый раз. Он знает, что произойдет в следующую минуту. Это укрепляет в не сознание своей независимости. Ребенок жадно наблюдает за тем, что мать делает в его присутствии; ребенка все больше интересуют ее занятия, ее работа, которую он воспринимает как игру. Ведь его собственная игра в сущности является подражанием тому, что он видит в окружающем мире. Этого он жаждет больше всего. Гораздо глубже того, что мать говорит, в его мысли и память врезается то, что она делает. И то, что отложится там в первые три года, станет основой его жизненного поведения, в частности — в дошкольном возрасте. Это будет решающим фактором в формировании его привычек и запросов.
Оказавшись в обществе других детей, ребенок на втором году жизни лишь наблюдает за ними, но на третьем году он включается в их игры и стремится сравняться с ними в своем опыте и определенных привычках, почерпнутых в семье.
Навыки, сформированные в процессе тесного общения с матерью — по образцу ее жизни и поведения, столь устойчивы, что ребенок сохраняет их до шести лет, в какие бы условия он ни попал. Из этого следует, сколь важно воспитание матери для выполнения этой ее задачи и акой самоконтроль от нее требуется. В воспитании этом явно ощущается влияние целого ряда поколений. И это — эмоционально-культурная традиция семьи и рода. Женщина несет ее в себе — во имя будущего своих детей и всего общества. Но очень важно, чтобы культурную традицию не разрушили своим вмешательством окружающие. Отец со своей стороны должен хранить ее и соблюдать — так же, как и все другие люди, приходящие в семью. Часто это бывают бабушка и дедушка, которые имеют собственные, представления об общении с ребенком, во многом отличающиеся от материнского воспитания. Они начинают проводить свою линию, едва войдя к детям в дом и не обращая никакого внимания на их отношение к происходящему. Это требует от родителей решительной защиты всего того, во что было вложено столько сил и трудов. В том случае, если «гости» не в состоянии понять родителей или не проявляют доброй воли, не остается ничего иного, кроме как ограничить контакты либо вовсе их прервать, поскольку они могут иметь очень серьезные последствия для дальнейшей жизни ребенка.
Но и при хорошем воспитании — и даже именно при нем — ребенок на втором году жизни начинает вести себя строптиво. Он с подлинной страстью нарушает запреты и совершает поступки, носящие разрушительный характер. Это происходит в тот период, когда ребенок начинает обретать самостоятельность и проявлять собственную волю, но еще не способен придумать для себя новую, созидательную, творческую деятельность. Значит, ребенок делает то, что ему было запрещено, что привлекло внимание родителей и посредством чего он достиг некоей своей цели. Чем большее внимание он привлекает, тем грандиознее его успех. И тут встает вопрос наказания и поощрения.
Поощрение при познании и обучении очень важно для ребенка. С учетом того, что его эмоциональная жизнь в это время сосредоточена на семье, прежде всего — на матери, неодобрении, полученном от нее, лучшим поощрением будет материнская улыбка и ласковая похвала. Это вызывает у малыша чувство радости и удовлетворения. И точно так же, но уже как серьезное наказание, действует холодность матери. Когда она отворачивается или, скажем, уходит с обиженным лицом, это для ребенка самая страшная кара, поскольку она лишает его чувства безопасности и покоя, которое ему остро необходимо. Совершенно не нужно и очень вредно шлепать малыша и применять другие телесные наказания, которые всегда унижают и пугают ребенка.
То же относится и к детям постарше, у которых ни в коем случае нельзя вызывать таких чувств. Холодность причиняет глубокую душевную травму, которая остается на всю жизнь и убивает хорошее отношение к родителям. В основном это касается отцов, которые ошибочно полагают, что решают таким образом проблему наказания ребенка и, стало быть, помогают матери. Крайнюю деликатность необходимо также проявлять, сталкиваясь с упрямством малыша. И в этом случае вмешательство отца бывает просто катастрофическим, если тот не понимает, что детское упрямство в это время — лишь проявление нормального психического развития и свидетельство постепенного перехода ребенка к самостоятельности.
Эмоциональное развитие ребенка, его познание окружающего мира и приобретение опыта в огромной степени поддерживается развитием речи, которое на втором году жизни выходит на первый план. Усвоив несколько слов уже в конце первого года, ребенок идет дальше — к словесному обозначению тех окружающих предметов, которые его больше всего интересуют. Он уже способен называть и действия. Примерно в 1,5—2 года малыш может составлять короткие предложения. Не у всех этот процесс протекает одинаково и легко. Некоторые дети, запоминая названия предметов, услышанные от родителей, одновременно учатся эти названия произносить. Но нередко бывает по-другому: малыш усваивает слова, но сам их не употребляет; таким образом, он прекрасно понимает, что ему говорят, но сам услышанного не повторяет. Иногда просто бросается в глаза, как живо такие дети реагируют на все вокруг, но сами ничего не произносят. И вдруг потом, обычно в конце второго года, они сразу начинают хорошо говорить, наглядно демонстрируя. таким образом свою память, внимательность и способности. Похоже, долгое «молчание» ребенка — это своеобразное проявление упрямства. Поэтому не нужно заставлять ребенка говорить, не с^рит требовать, чтобы он что-то произносил; зато с ним надо говорить очень отчетливо, с ясной, правильной артикуляцией, а не лепетать и шепелявить, как делают некоторые люди, которые, разговаривая с малышами, подражают их речи и считают, что те их так лучше понимают. Этим грешат даже некоторые артисты, выступая перед детской аудиторией или читая сказки. Наоборот, речевое общение с детьми должно служить для них примером уважения к чистоте родного языка—и ребенок в таких случаях раньше и лучше реагирует на побуждения к «говорению» и на запреты. Он быстро учится различать и тон высказываний, а с ним и эмоциональный фон требований матери и ее отношения к самому малышу и его послушанию, которому он учится ради нее: это его подарок маме, ибо ее одобрение — наивысшее счастье для него. И отцовская оценка должна подтверждать эти чувства малыша.
Развитие речи может иметь значительные индивидуальные отклонения во времени. Есть дети, которые в два года, и даже весь третий год, не говорят. Часто это малыши, имеющие старших братьев и сестер, которые понимают их без слов. Такие младшенькие — любимцы всей семьи — счастливо живут в окружении родных, получая все без малейших усилий со своей стороны. Повода для беспокойства здесь нет. Но бывают и более серьезные аномалии. Ребенок живет полноценной, нормальной жизнью, всё понимает — но, несмотря на отчаянные усилия родителей, не говорит до пяти лет. Потом вдруг, пойдя в детский сад или оказавшись каким-то другим образом вне семьи, он начинает в полной мере и совершенно осмысленно говорить так, как и положено в его возрасте.
Речь облегчает главную задачу данного периода: постоянное обучение. Однако это неразрывно связано с целым рядом эмоциональных впечатлений и переживаний, что ясно следует из схемы психического развития ребенка. Обучение — это игра, в ходе которой ребенок, как уже было сказано, в своей фантазии «играет» во «взрослую жизнь». Достаточно кучи песка и ведерка с совочком — и фантазия малыша уже строит города и дороги. Дома для него лучшей игрушкой была бы та, с помощью которой можно было бы «заниматься» всеми делами по хозяйству, начиная с приготовления обеда на кухне и кончая стиркой и глажкой белья. Магазины игрушек битком набиты куклами в колясках, крошечной кухонной утварью и т. д. Но сегодня необходимо, чтобы мать, занимаясь с детьми, придумывала для них новые игрушки,не такие, как раньше. Для малышей они простые; конечно, для девочек с их куклами придумать что-то легче, чем для мальчиков. Но главное, мать должна обязательно сама участвовать в игре, чтобы ребенок не боялся: страх — самое главное препятствие в познании и обучении. Испуганный ребенок перестает воспринимать новое и впадает в панику. Бывает, детей приводят в ужас конфликты родителей: вдруг их бросят? Речь идет не о стычках, в которых выплескивается раздражение, и не о бытовых перепалках: они непременно случаются в любой нормальной семье, даже у самых любящих супругов. Дети воспринимают такие размолвки правильно, безошибочно считая их частью жизни. Для ребенка очень плохо, когда рушатся отношения родителей, и малыш, остро ощущая недостаток любви, боится, что родители его бросят. Это самая большая опасность для душевного мира ребенка. Это страх за свою жизнь.

Наступает дошкольный период, время познания, обучения и быстрого формирования навыков. Подъем культуры и развитие человеческой психики достигли таких высот, что выясняется: нет ничего особенного в том, что ребенок начинает читать в четыре года; было обнаружено, что на такое способны и двухлетние. В этот период ребенок может учиться играть на пианино, может начать плавать. Защиту ребенка от «перегрузок» следовало бы превратить скорее в заботу о его духовном «насыщении». Это в значительной степени может почувствовать и понять лишь мать или женщина, постоянно исполняющая ее роль, если она непрерывно видит ребенка во всех его проявлениях и не отягощена предрассудками о необходимости спасать малыша от перегрузок. Ребенок сам даст знать, нужно ли его «спасать» и от чего. Важное отличие рассматриваемого периода от предыдущего этапа состоит в том, что отныне частью воспитания малыша становится общественное воспитание в детском саду. Это изменение весьма благоприятно для становления личности ребенка — особенно если у него не было или еще нет братьев и сестер. Таким образом удовлетворяется стремление малыша узнать кроме матери еще и других людей и установить с ними контакт, делая важный шаг на пути к самостоятельности. Ребенок учится соотносить свое поведение с другими детьми. Лучше, когда в детском саду ребятишки разделены на группы, в каждую из которых входят дети разного возраста. Младшие учатся у старших, а у тех, в свою очередь, вырабатывается покровительственное отношение к малышам, возникает стремление защищать их и помогать им. Нужно, разумеется, чтобы воспитательница имела перед собой четкую цель — работать с детьми в соответствии с их способностями, давая им возможность эти способности применять. Необходимо также, чтобы она постаралась получить от каждой матери информацию о ее опыте общения с ребенком и помогла ей своими наблюдениями и советами. В этом возрасте в процесс воспитания может включиться и отец как практический наставник в том, что должен знать и уметь мужчина, а также как человек, учащий малыша уважать мать и ее основополагающую и главенствующую роль в семье.
В процессе воспитания постоянно применяется сочетание обучения и игры. Учится ли ребенок читать, плавать, ездить на трехколесном велосипеде — все это для него игра. Игра в то, что делают старшие и что малышу нравится. Детей нельзя принуждать к этой игре, им надо самим дать возможность определить меру и степень своей «загрузки». Игрой для них является и еда, в процессе которой они обучаются поведению за столом, и поэтому очень хорошо, когда дети едят вместе с людьми, способными своим примером показать, как принято есть в культурном обществе. Выработка определенных навыков, касающихся человеческой жизнедеятельности (утренний подъем и соблюдение времени отхода ко сну, мытье рук перед едой, купание и использование горшка или унитаза), также является игрой, каковой она и должна быть. Суть ее в том, что выполнение правил доставляет детям удовольствие. Это относится и к манере речи; родителям, так же как и воспитательницам в детском саду, должно быть важно, каким образом ребенок выражает свои мысли. Внимание следует обращать не только на красоту и правильность высказывания, но и на^го звучание, на его музыкальную^,интонацию и акцентировку. Приобретенные навыки остаются с человеком на всю жизнь и могут внести немалый вклад в развитие культуры общества. Если у ребенка появились какие-то недостатки или трудности с произношением или речью, например заикание, — необходимо обратиться к врачу.
Что касается настоящей игры, то здесь очень важно, чтобы родители участвовали в ней вместе с ребенком и чтобы она доставляла радость им всем, поскольку лишь в этом случае игра служит, с одной стороны, обучению, с другой — укреплению эмоционального контакта. Поэтому игрушки, которые мы предлагаем ребенку, со временем становятся более сложными, а главное — такими, с помощью которых малыш сам что-то создает.
Значительное влияние на ребенка оказывает в это время поведение окружающих. Отец становится учителем жизни, и не только в смысле передачи своих знаний и умений; отношение отца к миру, к своей работе, его жизненные цели — все это во многом формирует характер ребенка. Отцовское воспитание опирается на заложенную матерью эмоциональную основу, которую он развивает и направляет в более практическое русло.
Очень важны физическое воспитание и спорт Детям полезно взбираться на лесенки разных видов; на улице можно качаться на качелях и отрабатывать ловкость и гибкость, например, на детских площадках. Хорошо, если мать действительно занимается с ребенком гимнастикой. Ходьба на носках, пятках, на наружных сводах стоп, с поджатыми пальцами, поднятыми пальцами формирует правильный свод стопы; ходьба на носочках предохраняет колени от искривления и делает ножки стройными. Можно порекомендовать также игры с мячом.
Дети дошкольного возраста с большой охотой пытаются изобразить все то, что видят вокруг. Они любят это делать на больших площадках — в песочницах или на песчаных дорожках во дворе. Дома малышей манят стены, будто созданные для детских художеств. Чтобы дать малышам порисовать, можно где-нибудь в детском уголке, а то и во всей детской комнате покрыть нижние полтора метра стен моющимся темным лаком. Тогда малыш может рисовать — лучше всего мелом. Он всегда старается изобразить членов семьи, главным образом — родителей. Сначала — еще в форме так называемых «головоножек», когда голова сидит без шеи на верхней части туловища, от которого расходятся в стороны две ручки и две ножки. Позже рисунки становятся более совершенными и переносятся на бумагу; малыши с удовольствием используют цветные карандаши и фломастеры.
Без сомнения, в более выгодном положении оказываются в этом возрасте дети, имеющие братьев и сестер; в таких семьях дети поддерживают друг друга, соревнуются друг с другом и друг у друга учатся. Но таких семей сегодня мало. Поэтому хорошо, если ребенок ходит в детский сад, где условия воспитания приближаются к ситуации в многодетной семье. К попыткам постичь азы изобразительного искусства, при которых ребенок в детском саду «срисовывает» достижения своих более продвинутых приятелей, часто подключается и получивший хорошее профессиональное образование педагог, закладывающий основы музыкального воспитания. Музыка имеет для эмоциональной жизни ребенка первостепенное значение. В семьях сейчас редко поют или играют на музыкальных инструментах. Почти везде домашнее музицирование заменяют записи профессиональных исполнителей. В детском саду ребенок получает возможность музыкального самовыражения — когда малыши поют хором. Народные песни, например, по мелодике и содержанию (текстам) хорошо воспринимаются детьми на уровне чувств и эмоций. Во время таких занятий могут прекрасно проявить себя и музыкально одаренные дети.
Если ребенок ходил в детский сад, то начинать школьную жизнь ему проще. Он уже привык бывать вне семьи, встречаться с чужими людьми. Он умеет соблюдать распорядок дня. Все эти навыки дают ему огромное преимущество и с чисто медицинской точки зрения.
Основополагающим должно стать следующее правило: учатся дети в школе. Особенно в первых двух классах на дом должны задавать совсем немного, чтобы ребенок мог сделать уроки очень быстро, лучше же, чтобы домашних заданий не было вовсе. Время вне школы должно быть посвящено укреплению здоровья детей; это пребывание, если возможно, на природе или хотя бы на свежем воздухе, в жару и в холод. Не должно быть никакого родительского надзора за тем, как ребенок делает уроки. Родители подключаются к этому процессу, только если ребенок просит помощи или совета.
Так у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности, которое быстро начинает приносить ему удовлетворение и радость. Позже очень полезно подключить ребенка к работе по хозяйству и вообще к чему-то такому, что он может сделать для семьи. Следует приучить его заботиться о своем здоровье и лишь потом выбрать часы для приготовления уроков, причем — с четким указанием отведенного на это времени, чтобы дети привыкли выполнять свои обязанности в срок. Усвоение основ внутренней гигиены — собранности, взвешенности, умения планировать свои действия и отвечать за них — бесценный дар на всю оставшуюся жизнь.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 2173 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…