Развитие зрения у младенца
Первый внешний контакт ребенка с матерью начинается именно со зрительного знакомства.
Малыш, не понимающий еще слов матери, реагирует на нее, видя ее улыбку и выражение лица. Из всех существ на земле ребенок человека рождается наиболее слабым и беспомощным. Ребенок вступает в жизнь практически слепым и глухим, его чувствительность к звукам и свету очень низкая. Если его глаза и реагируют на свет, то эта реакция слишком неопределенная и неустойчивая. Ребенок не умеет еще сам управлять движениями своих глаз, и его глазки вначале работают независимо один от другого. Материальные предметы каждым глазом воспринимаются иначе. Зрение малыша — это умение не только смотреть, но и видеть: фиксация взгляда на подвижных и неподвижных предметах, узнавание предметов и людей, реагирование на увиденное адекватным образом. Все это является основой для развития способности ребенка воспринимать зрительные образы окружающего его мира.
Для развития нормального зрения младенца нужно, чтобы его кроватка стояла в хорошо освещенной солнечным светом комнате, однако солнце не должно светить прямо в лицо или же освещать его только с одной стороны. Желательно, чтобы свет отражался только от предметов, находящихся в поле зрения ребенка. Свет привлекает внимание малыша, а при неправильном расположении источника ребенок будет постоянно смотреть на сияющее стекло окна или же лампочку, а это очень вредно для глаз. Ребенку это мешает учиться фиксировать взгляд на окружающих предметах, что совершенно не способствует укреплению его глазных мышц. Если источник света находится сбоку от кроватки, то малыш, повернув голову к свету, может сохранять такую позу довольно долго, что, в свою очередь, может стать причиной деформации мягких косточек черепа.
Начиная со второй половины третьего месяца малыш начинает тянуть ручки, делает первые попытки взять какой-нибудь предмет. Зрительные процессы ребенка быстро усложняются и прогрессируют. Постепенно он начинает распознавать ярко окрашенные и движущиеся предметы, различать основные геометрические фигуры: линии, треугольники, четырехугольники и округлые формы. Чем меньше малыш, тем слабее его зрительные реакции, поэтому игрушки должны быть большие и ярко освещены. Показывайте малышу только яркие игрушки и обязательно объясняйте, что именно оказалось в поле его зрения. В два месяца, глядя на лицо матери и видя перед собой яркие предметы, ребенок начинает выражать свои
эмоции.
Как мы говорили, ребенок рождается дальнозорким, поэтому, рассматривая игрушку, близко подвешенную к его личику, он вынужден напрягать глаза, что впоследствии может стать причиной косоглазия. К изголовью кроватки прикрепите специальную стойку, на которую можно будет подвешивать самые разные предметы. Игрушки следует подвешивать высоко.
К концу четвертого месяца жизни мир, отражаемый сетчаткой глаза малыша, все еще остается двухмерным. Если оба глаза видят без нарушений, то можно сказать, что стереоскопичность его видения практически достигает взрослого уровня. Малыш без усилий следит за движущимися предметами, лучше ориентируется в пространстве и легко дотягивается до игрушек и берет их. Когда для малыша откроется третье измерение и он сможет определять расстояние до своей любимой игрушки, он будет совершать прицельное «хватание» и осваивать другие движения, выполняемые в пространстве.
Правильное формирование зрительных реакций и зрительных функций у ребенка имеют огромное влияние на развитие произвольных движений ребенка. Для того чтобы не потерять из виду предмет, привлекший его внимание, малыш старается сохранить позу, а если предмет двигается, то ребенок провожает его взглядом и поворачивает вслед за ним голову. Постарайтесь, чтобы окружающая обстановка малыша была нарядной и веселой, но не кричащей и раздражающей глаза.
У детей свои возрастные нормы зрения, и нарушение зрения у детей отличается от патологии взрослого человека. Это объясняется особенностями детской физиологии: в момент появления на свет у ребенка зрение «плюсовое».
В 2-3 года четкость видения предметов для детей существенного значения не имеет. Маленький ребенок не воспринимает обыденность формы предмета, он живет в мире своих фантазий. Дети наделяют окружающие их предметы самыми разными свойствами: так, любой скатанный в рулон кусочек материи представляется им куклой, а продолговатый кубик — это уже и машина, и паровоз, и даже лодка.
К шести-семи годам с ростом глазного яблока зрение должно достичь 1,0, то есть быть стопроцентным. Если ребенок, у которого сохраняется большое плюсовое зрение, не получит своевременного лечения, то у него может развиться косоглазие, не сформируется бинокулярное зрение, при котором каждый глаз будет смотреть изолированно друг от друга. Косоглазие у детей — это самая большая проблема нарушения зрения дошкольного периода, и каждый ребенок с нарушениями зрения нуждается в обязательном лечении и, при необходимости, в коррекции зрения.
Бывает и так, что у ребенка просто снижены резервы и объемы аккомодации, и глазные мышцы находятся в состоянии спазма. Тогда врачи ставят диагноз не истинной близорукости, а ложной. Все сенсорные способности ребенка (умение слышать, осязать, обонять) во многом зависят от качества его зрения.
Своевременное обращение к детскому офтальмологу поможет избежать возможных проблем, связанных с нарушением зрения ребенка.
Начиная с трех лет, ребенка можно легко приучить к выполнению многих упражнений. Однако не следует превращать эти занятия в трудовую повинность. Их динамика мышления и потребность в постоянном движении намного выше в сравнении со взрослыми людьми. Для малыша даже десять минут вынужденного бездействия с закрытыми глазами равносильно ощущениям взрослого человека, который в течение часа находится в полной темноте. Во время пальминга ребенку можно почитать сказки, а так как его воображение развито достаточно сильно, то в этот момент он будет представлять себе своих любимых сказочных персонажей, и тогда ему будет гораздо проще высидеть требуемое время.