Рост и развитие ребенка от восьми месяцев до года
В течение этих месяцев ваш ребенок становится подвижнее.
Такое захватывающее для матери и ребенка улучшение двигательных навыков является испытанием для них обоих. Способность перемещаться с одного места на другое наделяет ребенка восхитительным чувством собственной силы и способности управлять своим телом. Это его первое подлинное ощущение физической независимости. Однако оно его не только возбуждает, но и пугает, поскольку появляется в периоды, когда увеличивается вероятность расставания с матерью. Как бы ему ни хотелось по собственному желанию исследовать самые отдаленные уголки окружающего мира, он может заплакать, если слишком далеко удалится от вас или вы исчезнете из его поля зрения.
С вашей же точки зрения подвижность ребенка выступает источником как большой гордости, так и значительного беспокойства.
Ползание и ходьба являются признаками своевременного развития. Однако эти достижения также означают, что, вам придется приложить все усилия, чтобы уберечь ребенка от опасности. Если вы еще не сделали свой дом полностью безопасным для него, займитесь этим сейчас. В рассматриваемом возрасте ребенок не понимает опасности и не воспринимает предостережения матери. Единственный способ оградить его от сотен нежелательных случайностей в доме заключается в необходимости надежно закрыть все шкафы и выдвижные ящики, убрать все драгоценности и опасные для ребенка предметы из пределов его досягаемости и ограничить доступ без присмотра в такие помещения, как ванная комната и т.п.
Делая свой дом безопасным для ребенка, вы укрепляете его чувство свободы. В конечном итоге лишь малая часть дома окажется недоступной ребенку, и таким образом вы можете дать ему возможность делать собственные открытия без посторонней помощи или вмешательства. Личные достижения способствуют развитию зарождающегося чувства собственного достоинства. Вы можете даже придумать способы облегчить их. Например:
- Положите в нижний выдвижной ящик кухонного шкафчика безопасные для ребенка предметы и позвольте ему самому отыскать их.
- Положите в уголке сада несколько детских садовых инструментов и дайте ему возможность самому наткнуться на них, когда будете на прогулке.
- Приобретите различной формы и размера диванные подушки и дайте ребенку поэкспериментировать с ними. Пусть поползает вокруг них и попробует перевернуть их.
Знание того, когда ребенка следует направить в нужную сторону, а когда позволить ему поступать самостоятельно, является частью искусства родительского воспитания. В данном возрасте ребенок очень открыт и сам даст вам необходимую подсказку, когда следует вмешаться. Если он выглядит, к примеру, больше расстроенным, чем сосредоточенно пытающимся что-то предпринять, не оставляйте его наедине с трудной задачей. Если он плачет из-за закатившегося под диван вне его досягаемости мячика или поднялся по ступенькам и не может спуститься вниз, ему требуется ваша помощь. Но в других случаях важно оставлять ему возможность самому решать собственные проблемы.
Не позволяйте своему нетерпению заставить вас вмешаться, если в этом нет крайней необходимости. Например, у вас может возникнуть искушение самой покормить девятимесячного ребенка, поскольку это выйдет быстрее и аккуратнее, чем в случае, если он станет есть самостоятельно. Однако это лишает его шанса освоить новое ценное умение. Чем больше удобных случаев вы сможете предоставить ребенку открывать, испытывать и совершенствовать свои новые способности, тем более уверенным в себе и смелым он будет.
Внешний вид и рост
На протяжении этих месяцев ваш ребенок будет продолжать быстро расти. Обычный девятимесячный мальчик весит от 6,5 до 8 кг. (Российские стандарты физического развитии в этом возрасте колеблются от 8460 до 10340 г.) Девочки обычно весят на 0,5 кг меньше. К году ребенок в среднем утраивает свой вес, а длина его тела (уже можно сказать, рост) достигает 71-81 см. (По российским стандартам физического развития минимальная длина тела в 1 год должна быть 67,5 см, а максимальная-82,5 см.) В рассматриваемый период голова увеличивается в размерах немного медленнее, чем в первые шесть месяцев жизни. В восьмимесячном возрасте типичная длина окружности головы равняется 45 см, а к году она достигает 47 см. Однако темпы физического развития детей различаются. Чтобы убедиться в том, что у вашего ребенка они соответствуют установившимся в первые восемь месяцев жизни, сверьтесь с кривыми его веса и длины тела на графике роста.
Когда ваш ребенок впервые встанет на ножки, вас может удивить его осанка. У него будет выпирать животик, торчать попка и выгибаться вперед спинка. Это может выглядеть необычно, но такая поза абсолютно нормальна для периода от начала освоения умения стоять до развития уверенного чувства равновесия где-то на втором году жизни.
Ножки ребенка тоже могут показаться вам немного странными. В положении лежа на боку пальчики его ног обращены внутрь, и он выглядит косолапым. Как правило, к 18-месячному возрасту ножки выпрямляются. Если же кажущаяся косолапость остается, педиатр покажет вам несколько упражнений для ступней или ног ребенка. В серьезных случаях он дает направление к педиатру-ортопеду.
Когда ваш ребенок сделает первые неуверенные шажки, вы можете заметить изменение в положении его ног - ступни будут обращены в стороны. Это обусловлено все еще слабым натяжением бедренных сухожилий, в результате чего ножки ребенка естественным образом выворачиваются наружу. В первые шесть месяцев второго года жизни сухожилия натянутся, и тогда ступни будут направлены вперед почти прямо.
В этом возрасте стопы ребенка выглядят плоскими, так как свод стопы скрывает жировая прослойка. В течение двух-трех лет жир рассасывается, и свод стопы становится хорошо заметным.
Навыки владения руками и пальцами
Овладение ребенком умением ползать, стоять и ходить является его самым главным достижением в рассматриваемые месяцы. Однако не следует оставлять без внимания и все то, чему он обучается делать ручками. В начале рассматриваемого периода ребенок все еще продолжает неуклюже «подгребать» предметы к себе, но ближе к его завершению он уже станет ловко хватать их большим и указательным или средним пальцами. Вы увидите, как он пытается делать это хватательное движение на любой мелкой вещи - от катышка пыли до отдельных хлопьев. Он может даже пробовать щелкать пальчиками, если вы покажете ему, как это делается.
Когда ребенок научится произвольно сжимать и разжимать пальчики, он станет с восторгом ронять и бросать различные предметы. Если на поднос его высокого стульчика или в манеж положить небольшие игрушки, он будет бросать их на пол, а затем громко звать кого-нибудь поднять их и вернуть ему, чтобы он снова смог сделать то же самое. Бросая твердые предметы типа кубиков, ребенок может повредить что-нибудь и заметно повышает уровень шума в доме. Ваша жизнь будет спокойнее, если вы направите его внимание на мягкие игрушки, такие как разного размера, цвета и текстуры мячики. (В том числе мячики с бусинками или колокольчиками внутри, которые звенят, когда мячик катится.) Наблюдать за развивающимися навыками ребенка позволяет одна занимательная игра, заключающаяся в следующем. Сядьте на пол и покатите по направлению к нему большой мяч. Вначале он будет беспорядочно хлопать по нему ладошкой, но со временем научится ударять по мячу таким образом, чтобы тот вернулся обратно к вам.
Теперь с улучшением координации движений ребенок может более тщательно исследовать встречающиеся ему вещи. Он поднимает их, трясет, ударяет о что-нибудь и перекладывает из руки в руку. Особенно его интересуют игрушки с подвижными деталями - вращающимися* колесиками, переключающимися рычажками, открывающимися и складывающимися петлями. Отверстия также окажутся привлекательными, поскольку в них можно засунуть пальчик, а с совершенствованием ловкости рук - что-нибудь через них бросить.
Другой любимой игрушкой в этом возрасте являются кубики. Фактически ничто так сильно не побуждает ребенка к ползанию, как башня, которую можно обрушить. К окончанию рассматриваемого периода он сам может начать строить башни, складывая кубик на кубик.
Этапы овладения умением пользоваться руками и пальцами к концу рассматриваемого периода
- Использует хватание пальцами.
- Стучит кубиком о кубик.
- Складывает предметы в коробку.
- Вынимает предметы из коробки.
- Произвольно выпускает предметы из рук.
- Тычет указательным пальцем.
- Пробует «писать».
Развитие головного мозга
Как вам уже известно из этой и предшествующих глав, ранние месяцы жизни ребенка являются решающими для нормального развития его головного мозга. В данный период на него огромное влияние оказывают непосредственное окружение и события, с которыми он сталкивается.
У вас ежедневно имеется благоприятная возможность стимулировать течение этого процесса. Вы можете ускорить интеллектуальное развитие ребенка, просто разговаривая с ним или стимулируя произносить новые слова. Вы можете обеспечить ему комфортную и безопасную обстановку, где он будет исследовать окружающий мир. Вы можете дать ему простые игрушки, способствующие развитию мышления. Вы можете играть с ним в игры, улучшающие память.
Ниже представлен ряд рекомендаций, которые можно использовать изо дня в день для ребенка от 8 до 12 месяцев. Они действительно могут существенно изменить жизнь его, и не только в рассматриваемый период, поскольку позволяют заложить основу для развития его головного мозга в последующие годы.
Стимулирование развития головного мозга младенца в период от восьми месяцев до года
- Разговаривайте с ребенком во время одевания, купания, кормления, игры, прогулки и поездки в автомобиле нормальным языком. Если он не реагирует на звуки или не пробует произносить слоги и слова, обратитесь к педиатру.
- Будьте внимательны к ритмичности его поведения и настроениям. Реагируйте как на недовольство младенца, так и на его радость.
- Поощряйте ребенка играть кубиками и мягкими игрушками. Это помогает развитию координации движения рук и зрения, тонких двигательных навыков и чувства уверенности в себе.
- Обеспечьте ему безопасное и познавательное окружение, где он мог бы самостоятельно исследовать окружающий мир.
- Для развития ощущения безопасности и благополучия требуется постоянный теплый физический контакт - поглаживания, объятия и непосредственный телесный контакт.
- Ежедневно читайте ребенку книжки.
- Если вы знаете иностранный язык, периодически разговаривайте на нем и дома.
- Ограждайте ребенка от стрессовых или травмирующих ситуаций - как физических, так и психологических.
- Для стимуляции развития памяти у ребенка играйте с ним в такие игры, как «ку-ку» и ладушки.
- Познакомьте его с другими детьми и их родителями.
- Покупайте безопасные и недорогие игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка. Игрушки необязательно должны быть дорогостоящими. Ребенок с интересом играет и обычными предметами домашнего обихода. Но не забывайте, что намного важнее обеспечить ему больше внимания, чем игрушек.
- Научите ребенка махать ручкой «бай-бай», кивать головой для обозначения «да» и поворачивать ее из стороны в сторону для обозначения «нет».
- Удостоверьтесь в том, что другие люди, присматривающие и ухаживающее за вашим ребенком, понимают важность формирования с ним теплых и нежных взаимоотношений.
- С пониманием относитесь к его периодическому дискомфорту рядом с малознакомыми людьми.
- Найдите время для игр на полу вместе с ребенком.
- Выберите профессионального специалиста по уходу за детьми - образованного, добросердечного и отзывчивого^ Регулярно посещайте его и обсуждайте с ним свои идеи по правильному воспитанию ребенка.