Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Шестой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Шестой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Шестой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Какая динамика!

Малыш сам садится, опираясь на руки, которые он вытягивает перед собой, или прислонившись к подушке; он прямо сидит в кресле. Он может сам подняться из положения лежа на спине, если вы держите его за руки. Лежа на животе, он довольно высоко поднимает ноги и толкается ими. Пытаясь продвинуться вперед или назад либо покачиваясь взад-вперед, он может приподняться, опираясь на руки и колени. Некоторые дети уже начинают ползать.

Что касается мелкой моторики, малыш уже может держать предметы одной рукой, может одновременно удерживать что-то в руках и брать новые предметы. Он поворачивает запястье, переворачивая предметы и изучая их под другим углом. Он перекладывает их из одной руки в другую и подносит ко рту. Кроме того, он узнает, что выпустить предмет из рук так же интересно, как и взять его.

Левша или правша?

Это пока еще неясно. На данном этапе некоторые младенцы используют в качестве ведущей одну руку, но позднее могут легко выбрать другую. Вы сможете точно понять, какая рука у вашего ребенка ведущая, только когда он достигнет двух-трехлетнего возраста.

Ритм ребенка

Сон

Он спит по пятнадцать-шестнадцать часов в день; периоды бодрствования удлиняются.

Питание

Теперь малышу требуется в день четыре бутылочки смеси емкостью по 240 мл. Если ему помочь, он может сам пить из поильника с носиком. Кроме того, он пытается взять в руки свою бутылочку со смесью и сам держит ее.

Его органы чувств

Слух

Он узнает свое имя и поворачивает голову, когда о нем говорят. Кроме того, когда произносят имена его близких или клички домашних животных, он ищет их взглядом.

Зрение

Младенец различает все более мелкие предметы и следит за быстрыми движениями. Он подолгу рассматривает предметы и переворачивает их, чтобы изучить их под новым углом.

Осязание

Его тактильные ощущения становятся все более тонкими.

Когда малыш бодрствует

В шесть месяцев дети приходят в восторг от игр, в которых нужно соблюдать очередность, в особенности от игр, в которых используются слова и фразы. Это начало говорения: малыш произносит слоги со звуками «ф», «в», «с», «ш», «з», «м» и «н». Он пытается повторять за взрослыми некоторые выражения лица. Постепенно он научается махать рукой, когда ему говорят «до свидания». Он улыбается своему отражению в зеркале (которое он не связывает с самим собой) и любит постукивать по нему.

Что касается отношений с окружающим миром, малыш выражает радость или разочарование: радостно хихикает, ворчит, топает... Расплакавшись, он может сам успокоиться. Постепенно он начинает воспринимать себя отдельно от родителей. Он может ощущать и выражать тревожность в присутствии посторонних или переживать, когда остается без вас. Часто именно в этот моменту младенца появляется любимая игрушка. Кроме того, он обожает интерактивные игры, такие как прятки: они учат его постоянству предметов.

Здоровье ребенка

Шестой месяц: посещение участкового педиатра

Размеры ребенка: средний рост составляет 66см, вес — примерно 7,4 кг, окружность черепа — 43 см.

В полгода также рекомендуется посетить невропатолога и офтальмолога. Невропатолог проверит, как развивается центральная нервная система малыша, какие архаические рефлексы уже угасли и насколько это соответствует норме. В полгода офтальмолог уже сможет определить, как сформировалась у малыша способность видеть (в этом возрасте у ребенка должна быть слабая или средняя дальнозоркость).

Прививки

Обычно в этот месяц проводится третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и вирусного гепатита В. Если вы решили начать прививать ребенка позже, чем это предполагает национальный календарь прививок, можно начать вакцинацию.

Первые зубы и ягодичная эритема

Вы справились с коликами и срыгиванием и перешли к более или менее размеренному ритму сна? Рано радоваться! Именно в этот период могут возникнуть первые трудности, связанные с прорезыванием зубов: часто им сопутствуют покраснение кожи на ягодицах, ночные пробуждения, слезы и небольшие недомогания, порой с повышением температуры.

Чтобы облегчить состояние вашего малыша, врач пропишет вам обычное обезболивающее/жаропонижающее, такое как парацетамол или ибупрофен. Эти препараты очень эффективны: обязательно используйте их, если малыш плохо себя чувствует.

Естественные средства против болей, связанных с прорезыванием зубов

Гомеопатия

  • Основным препаратом при прорезывании зубов остается «Хамомилла 9 СН». При покраснении и болезненном воспалении десны, а также для того, чтобы облегчить появление зуба, добавляйте такие препараты: «Белладонна 9 СН», «Апис 15 СН» и «Арника 9 СН».
  • Если у малыша повышенное слюноотделение и он сильно потеет ночью: «Меркуриус солюбилис 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата несколько раз в день; принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Эликсиры «Цветы Баха»

При возбудимости: «Impatiens» (цветы нетерпеливости) или даже «Rescue» (экстренное средство). Растворите 5 капель (5 гранул или 2 распыления) в бутылке воды объемом 330 мл и дайте ребенку выпить эту воду в течение дня.

В период прорезывания зубов повышается кислотность слюны, что часто вызывает ягодичную эритему.

На ночь смазывайте кожу малыша эозином, который обладает подсушивающим действием; в течение дня при каждой смене подгузника наносите различные специальные питательные кремы, как органические, так и неорганические (к примеру, с алоэ вера или календулой либо весьма эффективный крем «SteLactiv» фирмы «MusteLa»). Не используйте для вытирания ягодиц ребенка гигиенические салфетки — даже органические салфетки вызывают раздражение; пользуйтесь мазью, в состав которой входят эфирные масла.

Гомеопатия

Применяйте «Медорринум 9 СН» в соответствии с приведенными выше схемой и дозировкой.

Природные рецепты

Бусы из янтаря, или из орешника помогут в борьбе с неприятностями.

Болезненное прорезывание зубов, экзема и другие аллергические высыпания на коже? Сразу после рождения малыша или по прошествии нескольких месяцев подарите ему бусы или браслет, сделанные из янтаря или орешника. Янтарь (окаменелая смола хвойных деревьев, возраст которой составляет 40 миллионов лет) регулирует потоки энергии в организме: он оказывает гипнотическое, успокаивающее действие. Орешник нейтрализует повышенную кислотность в организме и потому оказывает благоприятное воздействие при изжоге и трудностях, вызванных прохождением пищи через кишечник. Эти необычные украшения вы найдете на специализированных сайтах, а также в некоторых магазинах органических продуктов.

Палец или пустышка?

Сосать — естественная потребность младенца. Вот почему пустышка порой становится удобным средством против слез малыша, который явно не голоден, но всего лишь хочет сосать. К четырем — пяти месяцам вы заметите, что ваш ребенок, если он не приучен к пустышке, сосет свой большой палец. Приверженцы и противники сосания на протяжении десятилетий ведут друг с другом ожесточенную борьбу.

Пустышка: считается, что на ней скапливаются микробы и что часто она становится ловушкой для родителей. К таким представлениям прибавляются мифы о младших школьниках, которые все еще не могут обойтись без этой пластиковой «пробки», мешающей им говорить и способной деформировать их челюсти.

Большой палец: в отличие от пустышки он хорош тем, что всегда доступен, поэтому вам не придется просыпаться ночью, чтобы его отыскать. Кроме того, он не будет мешать малышу выражать себя. Неудобство сосания большого пальца состоит в том, что он по-другому, чем пустышка, деформирует зубную дугу (палец воздействует на нее сбоку, а пустышка — посередине), и к тому же деформирует весьма сильно.

Наш совет: если ваш ребенок обходится без соски, не приучайте его к ней! Если он на грудном вскармливании и вы кормите его по требованию, то его потребность в сосании удовлетворяется лучше, чем при кормлении из бутылочки, и потому не должна проявляться слишком сильно. Не мешайте малышу сосать палец. Пусть он научится успокаиваться сам, посасывая кулак, большой палец или даже два-три пальца. Если он слишком привязан к пустышке, начинайте мягко и постепенно отучать его от нее за несколько месяцев до того, как он пойдет в детский сад. Если его нёбо слегка деформировано, обычного лечения у ортодонта будет достаточно, чтобы привести ротовую полость ребенка в порядок к восьми годам.

Ползет — не ползет

В этом возрасте некоторые дети уже перемещаются по дому ползком. Правда, есть и такие, которые ползать совсем не хотят, зато потом они раньше всех встанут. Родители, как правило, очень гордятся этим фактом. Но мне хочется предостеречь от чрезмерного увлечения ускоренным развитием. Любой этап необходим, и этап ползания тоже. Зачем же он нужен?

Во-первых, для развития координации движений. Поначалу движения младенца не скоординированы. Это хорошо видно, когда он только начинает перемещаться. Ему трудно совладать со своими руками, ногами, сделать так, чтобы они двигались нужным образом, а не вразнобой. Но уже через несколько дней вы увидите, что малыш вырабатывает свой способ ползания. Это означает, что он налаживает координацию между частями тела, и его вестибулярный аппарат развивается. Если движения не были скоординированы в процессе ползания, крохе будет очень сложно ориентироваться в пространстве, когда он пойдет. Возможно, его мышцы и будут готовы к прямо-хождению, но вот правильно оценить расстояние между предметами, вписаться в поворот — эти задачи будут даваться с трудом. Начало хождения для таких детей сопряжено с повышенным травматизмом.

Во-вторых, в мозгу крохи в это время начинают образовываться своеобразные «дорожки» между правым и левым полушарием, которые отвечают за пространственное мышление, речь, освоение грамоты, письмо. Замечено, что дети, перескочившие этап ползания, чаще страдают нарушениями письма.

В-третьих, соприкасаясь пальцами и ладошками с поверхностями, ребенок стимулирует развитие мелкой моторики.

В-четвертых, ползание — это этап становления личности, это еще чуть-чуть больше независимости. Обратите внимание, что движение «ползунка» чаще бывает не к маме, а от мамы. То есть желания и намерения мамы и малыша уже могут не совпадать. Как было до сих пор? Мама взяла на руки, куда-то отнесла, посадила, что-то дала. Теперь малыш проявляет собственную инициативу. И здесь очень важно эту первую инициативу не погасить.

Что делать, если ребенок отказывается ползать? Вот несколько способов, которыми можно стимулировать его встать на четвереньки.

  1. Положите перед ребенком мячик. Малыш попытается его схватить, но мячик откатится. Кроха примется кричать и требовать, чтобы мама его принесла. Принесите, но при этом положите ладошки ребенка на мячик и откатите его немножко вперед, чтобы малыш за этим мячиком пополз.
  2. Возьмите полотенце, проденьте его широким хватом под животиком крохи и слегка приподнимите, помогая опереться на ручки и ножки. Таким образом, вы ставите его на четвереньки, давая возможность ощутить себя в новом для себя положении.
  3. Вместо полотенца можно использовать мяч средних размеров. Положите на него кроху так, чтобы он коленками и ладошками доставал до пола, то есть стоял на четвереньках. Этот прием очень хорошо стимулирует ползание.
  4. Пусть ребенок как можно больше времени проводит на открытом пространстве — на ковре, на полу, на широкой кровати. При этом лучше его раздеть, чтобы он ощущал поверхность всем телом. Так ползание осваивается гораздо быстрее, чем когда ребенок одет, и тактильные ощущения доступны только через ладошки.
  5. Сходите в гости к уже ползающему малышу. Увидев ползающего сверстника, ваш малыш тоже захочет попробовать. Если нет возможности найти другого «ползунка», ползайте вместе с ребенком, показывая ему, как это делать.

Стучим, трясем, кусаемся

К шести месяцам ведущей становится предметная деятельность. Что это значит? Ребенок манипулирует игрушками, рассматривает их, проверяет, какими свойствами они обладают, трясет, стучит ими, пытаясь извлечь какой-нибудь звук. Если мама дала ложку и кастрюлю, стучит ложкой по кастрюле. Если дала контейнеры, стучит контейнерами друг о друга.

Очень хорошая игра для этого возраста — «Возьми и отдай». Протягиваем малышу игрушку: «На!» — он берет. «Дай!» — забираете у него эту игрушку. Забрали — отдали, забрали — отдали. Если вы каждый раз повторяете это движение и сопровождаете его словом, то постепенно ребенок поймет, что на слове «дай» надо игрушку отпустить. Он начнет разжимать ладошку и бросать игрушку. Это первое взаимодействие между мамой и малышом, понятное на уровне слов.

К шести месяцам в жизнь крохи пора вводить сортер, куб с отверстиями разной формы и деталями, соответствующими размеру и форме отверстий. Задача ребенка — соотнести форму детали и отверстия. Только выбрав правильное отверстие, деталь можно просунуть внутрь сортера. Конечно, малыш пока не сможет справиться с таким сложным заданием. Сейчас у сортера другая функция — дать ребенку ощущение объема, ведь детали объемны — не просто треугольник, а пирамидка, не квадрат, а куб.

Совет: Попробуйте сделать развивающую игрушку своими руками. Возьмите плотный воздушный шарик, внутрь насыпьте муку, а кончик шарика завяжите прочным узлом. Получился резиновый колобок. Он должен быть совсем небольшой, чтобы малыш мог захватить его ладошкой и мять, придавая ему разные формы. Прелесть самодельного колобка в том, что его можно наполнить не только мукой, но и горохом, пшеном — чем угодно. Перебирая содержимое мешочка, ребенок развивает мелкую моторику, обогащает свой опыт новыми сенсорными ощущениями. Только следите, чтобы мешочек не порвался.

У малыша мог уже прорезаться первый зуб. Если этого не произошло, зубки все равно уже начали беспокоить — появились болезненные ощущения. Ребенок активно чешет десны, засовывая в рот все подряд. Если мама еще кормит, он начинает кусаться. И это может стать проблемой.

Некоторым мамам кажется, что кроха кусается назло: укусил и смотрит, какая будет реакция. Да, его действительно занимают причинно-следственные связи, ему интересно, что будет, если... Первый раз он укусил мамину грудь не потому, что ему хочется укусить, а просто, потому что зачесалось. Но мама вскрикнула, у нее изменилось выражение лица (малыш очень внимательно изучает мимику взрослых). Его непроизвольное действие вызвало бурную реакцию, и малышу становится интересно, что будет, если он сделает то же самое в следующий раз. Да, он может кусаться специально, чтобы посмотреть, что за этим последует. Но это вовсе не значит, что у вас растет злобный ребенок, который так и норовит сделать вам больно. О том, что вам больно, он даже не догадывается.

Чтобы отучить ребенка кусаться, продемонстрируйте ему другую причинно-следственную связь: укусил — заберите грудь. Постарайтесь не вскрикивать и не выдавать бурно свои эмоции, то есть не делайте того, за чем малышу будет интересно наблюдать. Пусть у него в сознании отложится другое: «Если я укушу, у меня заберут еду, мне будет плохо».

Конечно, давать советы легко. Попробуй не вскрикнуть, когда в тебя впивается острый молочный зубик! И все-таки выработайте у себя ответную реакцию — сразу забрать грудь. Тогда с этой проблемой можно будет справиться.

Манеж. На мой взгляд, начинать им пользоваться надо до того, как ребенок научится активно ползать. Манеж, во-первых, обеспечит ему безопасность, во-вторых, даст возможность ощутить свободу перемещения, оставаясь в ограниченном пространстве. Научившись ползать, далеко не все дети готовы сразу отправиться в далекое путешествие по дому. Многие, оказавшись на полу, пугаются. Мир такой большой и такой безграничный! Ребенок привык путешествовать на руках у взрослых, что делать самому, он пока еще не знает. Манеж помогает начать осваивать пространство самостоятельно.

Некоторые родители используют манеж постоянно. Это неправильно. Манеж ограничивает передвижения, а значит, и познавательную активность. Помещать в него ребенка следует не больше чем на 40 минут в день, разбивая это время на периоды по 10-15 минут.

Если ребенок отказывается находиться в манеже, попробуйте его заинтересовать. Положите на дно од-ну-две ярких игрушки из тех, которые малыш больше всего любит. Скорее всего, он захочет до них добраться. Тогда посадите ребенка в манеж на 2-3 минуты, чтобы он успел взять игрушки, и снова заберите его. Через неделю новое пространство будет освоено.

«Спокойная бессонница». Это явление часто возникает у детей в возрасте шести месяцев. Ребенок просыпается среди ночи и просто лежит спокойно в кроватке. Если вы не будете бросаться к малышу и развивать бурную деятельность, скорее всего, кроха вскоре снова заснет.

Чаще всего «спокойная бессонница» проходит сама собой. Большой ошибкой будет, если вы начнете включать свет или ночник. Детям в возрасте до года ночник вообще не нужен. Они не боятся темноты. Ночник нужен маме, чтобы видеть ребенка и при этом не включать большой свет. Но имейте в виду, что включенный ночник снижает у человека выработку мелатонина, того самого гормона, который отвечает за сон. Нам не хватает мелатонина — и мы не можем заснуть или наш сон становится очень поверхностным. Поэтому спать при ночнике не рекомендуется вообще никому.

Телесно-ориентированные игры

Это особая форма коммуникации, с помощью которой удовлетворяется базовая потребность в принятии. Телесный контакт между взрослым и ребенком создает атмосферу доверия, защищенности и близости. Многие помнят, как катались в детстве у папы на спине, на плечах и коленках, изображая паровозик, машину и лошадку. Эти нехитрые забавы и называются на языке психологов и педагогов телесно-ориентированными играми.

Папы любят играть в телесные игры. Самая излюбленная игра пап — «Куча мала». Часто молодого отца даже не нужно учить играть в эту игру, он начинает играть в нее с ребенком интуитивно. Забава рассчитана на детей в возрасте от шести месяцев. В положении лежа кладем ребенка на себя и начинаем с ним переворачиваться, кувыркаться и «бороться». Интересно, что маме это развлечение совсем не нравится. Ей и так в течение дня достаточно физических контактов с малышом. Иногда она даже начинает ворчать: «Вместо того чтобы валяться с ним, занялся бы чем-нибудь полезным!» На самом деле «Куча мала» — очень полезное развлечение. Телесный контакт с папой ребенку необходим. Но не надо останавливаться на достигнутом. Давайте обучим папу еще нескольким играм.

Движения взрослого осторожные, они становятся то более интенсивными, то более плавными, в зависимости от произносимых слов. Малыши очень любят эту игру. Пап она тоже забавляет.

Вот так, осваивая по одной-две игре в месяц, папа постепенно набирается опыта общения со своим чадом. Уж если к концу первого полугодия и стоит подводить какие-то итоги, то они должны относиться не к ребенку, а именно к тем навыкам, которые освоили родители. Поразмышляйте на досуге, чему вы научились? Умеете ли вы не только ухаживать, но и играть и общаться с малышом? Достаточно ли времени проводите вместе? Если ответы на эти вопросы покажутся вам неудовлетворительными, подумайте, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 2303 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…