Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Восьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев

Восьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев

Восьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев

Малыш уже хорошо научился сидеть без поддержки, он сам садится и может долгое время удерживать равновесие в положении сидя.

Когда вы держите его, он прямо стоит на ногах. Некоторые дети к этому моменту научаются самостоятельно вставать, опираясь на мебель или на вашу руку. Младенец перемещается на четвереньках или ползает, двигаясь при этом не вперед, а назад. Он может переворачиваться и кувыркаться. Кроме того, он дотягивается до игрушек и уже никого не просит о помощи!

Мелкая моторика

Ребенок может взять в руку какой-нибудь предмет (например, что-то съедобное) и держать его в кулаке. Помимо этого, он начинает осваивать тонкие операции, учится крепко удерживать мелкие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев руки. Он уже может раскрыть ладонь и выпрямить пальцы, пытаясь бросить какую-либо небольшую вещь. Он перекладывает предметы из одной руки в другую и стучит предметами друг о друга: последнее ему очень нравится.

Зрение

Четкость и глубина зрения у ребенка в это время практически соответствуют четкости и глубине зрения взрослого человека. Малыш лучше видит то, что расположено вблизи, а не то, что находится вдали от него. Тем не менее он уже узнает людей и находящиеся в комнате предметы.

Ритм ребенка

Сон

Режим ребенка остается примерно таким же, как и в предыдущем месяце, за исключением того факта, что большинство малышей к этому возрасту отказываются от одного из периодов дневного сна.

Питание

Восьмимесячный младенец обычно ест твердую пищу дважды в день (плюс на полдник), кроме того, два — четыре раза в день он получает бутылочку смеси или грудное молоко (утром +/- в полдень +/- в 16.00 и вечером).

Теперь его питание устроено следующим образом:

  • утром: грудное молоко или бутылочка смеси;
  • в обед: 3-4 столовые ложки овощного супа или супа с мучными изделиями/зерновыми/корнеплодами с добавлением 1 ложки оливкового масла (вы можете также добавлять понемногу рапсового масла, однако будьте внимательны, оно обладает весьма специфическим вкусом). Кроме того, вы можете вместе с овощами давать ребенку небольшое количество белка: чередуйте молочный белок (в частности, специальный детский творог) с растительным (пюре из чечевицы). Не следует регулярно предлагать ребенку десерт: сахара замедляют переваривание съеденного за обедом. Лучше всего приучить ребенка к тому, что десерт он получает только по праздникам или в особых случаях. Сладкие продукты, в том числе и фрукты, следует отложить до полдника. Мы рекомендуем в первую очередь отменять именно обеденное кормление грудью (или из бутылочки): это можно сделать, когда малыш начнет получать достаточное количество твердой пищи и будет готов к отказу от молока. Затем вы можете постепенно отказаться и от грудного молока (смеси) на полдник.
  • Полдник: печеные или свежие фрукты и/или немного фруктового сока, а также печенье, приготовленное без использования яиц, или подсушенный хлеб. 3-4 раза в неделю (особенно если в обед вы не кормили ребенка творогом) можете также предложить малышу йогурт.
  • Ужин: легкое блюдо, к примеру то же, что на обед, или суп, а также грудное молоко или бутылочка с добавлением небольшого количества муки.

Некоторые родители смешивают вечернее молоко с овощным супом. Возможно, это неплохое решение, однако важно, чтобы ребенок хорошо понимал разницу между ужином и вечерним кормлением, которое для него должно быть связано с отходом ко сну.

Когда малыш бодрствует

Исследуя предметы, ребенок трясет их, стучит по ним, тянет их в рот. Он с восторгом обнаруживает, что с предметами можно играть, и обожает игровые развивающие центры. Однако больше всего он любит играть с вами — с родителями. Вот почему ему нравится смотреть, как его ложка или любимая игрушка падает, как вы их поднимаете, как она снова падает, — и так без конца.Кроме того, ваш малыш теперь понимает, как предметы связаны друг с другом: к примеру, он знает, что более мелкие предметы можно поместить внутрь более крупных. Он начинает отыскивать упавшие или исчезнувшие предметы и указывает на них пальцем. Точно так же, когда вы показываете ему книжки с картинками, от которых он в восторге, он указывает или смотрит на иллюстрацию, изображающую предмет, который вы только что назвали.

Он более явно проявляет свои чувства. Он может посылать воздушные поцелуи знакомым ему людям и повторяет какое-либо действие, если оно было встречено одобрением. Но помимо этого, к восьми месяцам большинство детей проявляют характерные признаки тревоги, связанной со страхом расставания. Желая привлечь к себе внимание, малыш ерзает и суетится.

Что касается речи, дело идет на лад! Младенец любит повторять двухсложные слова (чаще всего слова типа «баба», «мама» и «папа»). Это самое начало освоения слогов («да», «ба», «па», «ма»), которые скоро станут первыми словами!

Здоровье ребенка

Восьмой месяц: посещение участкового педиатра

К восьми месяцам рост ребенка составляет около 69 см, вес — около 8 кг, окружность черепа — от 43 до 45 см.

Этот визит важен. Врач, как и всегда, проверит состояние здоровья ребенка и его развитие, кроме того, он убедится, что введение твердой пищи и соответственное сокращение грудного или искусственного вскармливания не повлияли на вес ребенка. Поговорив с вами, он также удостоверится, что у малыша нет аллергии на новые для него продукты питания.

Прививки

В восемь месяцев не делают никаких прививок. Если вы собираетесь в путешествие с ребенком, узнайте о необходимых мерах предосторожности, о том, какие лекарства следует взять с собой (к примеру, если вы отправляетесь в зону риска заражения малярией), и о рекомендуемых/обязательных прививках (например, если вы едете в Африку, прививка от желтой лихорадки обязательна для взрослых и детей старше одного года).

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Аллергии. Сегодня аллергические реакции возникают у детей все чаще. Для родителей это постоянный повод для беспокойства, для медицинского персонала аллергия — проблема. Существует множество объяснений подобного роста аллергических реакций: «чрезмерная асептизация» (было подтверждено, что излишняя чистота способствует развитию аллергии), загрязнение окружающей среды, присутствие в рационе высокоаллергенных продуктов (арахисовое масло или глютен), следы яичных продуктов в вакцинах или даже остатки токсичных веществ в пище (в том числе и в некоторых детских смесях!). Однако в действительности лишь малая толика этих теорий подкреплена серьезными исследованиями, и потому в причинах возникновения аллергии довольно трудно разобраться.

Экзема. Здесь существует два объяснения: кожа ребенка соприкасается с материалом или продуктом, который вызывает аллергию, или же речь так или иначе идет о наследственном явлении. Иногда оба фактора действуют одновременно. На коже появляются прыщики или красные бляшки, которые очень чешутся. Они могут возникать в самых разных местах и иметь различную природу: это очень сухие, шелушащиеся участки кожи либо пузырьки на коже, которые появляются при мокнущей экземе и часто дополнительно инфицируются.

Врач пропишет вашему ребенку кортикоидный крем, который улучшит его состояние при обострениях, однако, к сожалению — не решит проблему окончательно. Применение такого крема может даже усугубить ситуацию, спровоцировав синдром отмены после того, как вы перестанете его использовать. Если ситуация не улучшается, вам следует задуматься о том, каким молоком вы кормите ребенка, и выяснить, нет ли у малыша непереносимости коровьего молока. Приучать ребенка к твердой пище следует в тесном взаимодействии с вашим лечащим врачом. Приведенный в досье «Привыкание к разнообразию» план введения твердой пищи хорош в том числе и для детей-аллергиков или склонных к аллергическим реакциям. Вам просто следует вводить новые продукты питания с большой осторожностью, на две недели или даже на месяц позже указанного в таблице срока. Если экзема приобретает характер хронического заболевания, советуем обратиться к природным средствам, длительное применение которых не представляет опасности для ребенка.

Полезно знать: при аллергии и экземе душ лучше, чем ванна. После мытья намажьте все тело малыша мазью: это средство нейтрально для его кожи. Высушите кожу ребенка, нежно похлопывая по ней неокрашенным полотенцем, лучше всего — из органического хлопка (стирайте полотенца гипоаллергенными порошками).

Пыльцевая аллергия. При такой аллергии бывают затронуты область ЛОР-органов и глаза. Раньше такая аллергия возникала довольно редко, в особенности у новорожденных. Сегодня выделения из носа, сопровождающиеся аллергическим конъюнктивитом, проявляются все раньше, даже у детей до 1 года.

Врач пропишет вам антигистаминный препарат в виде сиропа: он снимет раздражение слизистых. Кроме того, он также порекомендует местное лечение. В этом случае при длительном лечении естественные средства вновь окажутся более подходящими и менее вредными для ребенка.

Борьба с пыльцевой аллергией, гомеопатия как дополнение к аллопатическому лечению

  • При раздражении кожи и зуде, вызванных высвобождением гистамина: «Гистамин 15 СН».
  • Кроме того, по мере необходимости наносите толстым слоем крем с алоэ вера.
  • Против ринореи (выделений из носа): комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Против конъюнктивита: «Эуфразиа 5 СН».

Дозировка: по 2-3 гранулы от одного до нескольких раз в день. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием в зависимости от состояния ребенка.

Кризис восьмого месяца

Кризис восьмого месяца (который может проявляться в период с восьмого по десятый — двенадцатый месяц жизни ребенка) выражается в тревоге и страхе разлуки. Такая реакция проявляется не у каждого младенца, хотя она характерна для большинства. К восьми месяцам малыш не только начинает отличать свою мать (или тех, кто его нянчит и заботится о нем) от незнакомых людей, но прежде всего осознает, что его могут разлучить с предметом его безусловной любви.

Способность ребенка принять и постепенно смириться с этой разлукой будет формироваться поэтапно. Это одна из основ правильного развития его эмоциональной сферы. К восемнадцати — двадцати четырем месяцам данный этап будет полностью преодолен, а ему на смену придет «нет» и сложный, но конструктивный период сопротивления. Тогда ваш малыш вновь сможет без всякого страха взаимодействовать с другими людьми.

«Нужно ли мне добиваться того, чтобы мой ребенок сам и с удовольствием общался с другими взрослыми?»

Заставлять ребенка бессмысленно. Отнеситесь спокойно к тому, что малыш может бояться взаимодействовать с чужими людьми. Когда вы будете представлять ребенку гостей, обязательно объясните ему, что это знакомые вам люди и что вы им рады.

Что делать, если этот кризис совпал с моментом, когда у ребенка появилась няня?

Дайте малышу время для того, чтобы он постепенно привык к няне. Обычно такое привыкание происходит быстрее и легче, если за ребенком помимо мамы присматривают бабушка с дедушкой. Главное — успокоить малыша, утешить его, объяснить ему, что вы будете рядом, что вы его любите и что ему ничего не угрожает.

Перед любым расставанием, даже совсем кратким, предупредите его и объясните ему, что сейчас произойдет. Повторите несколько раз, что вы придете домой. Будьте спокойны, но тверды. Если у вашего малыша еще не появилась любимая игрушка, именно сейчас она ему очень поможет. Даже если вам кажется, что ему она не нужна (чаще всего такое ощущение возникает с детьми, которых кормят грудью), подарите ему игрушку. Она может пригодиться ему впоследствии, особенно в важные, переломные для него моменты: начало школьного обучения, каникулы у бабушки с дедушкой... Любимая игрушка станет для малыша предметом, который его «утешит», когда вас не будет рядом.

Ломаем все!

Многие малыши уже самостоятельно встают, держась за перекладины кроватки. Поле деятельности ребенка расширяется, и одновременно возникают новые проблемы. Кроха пытается карабкаться вверх по свисающим проводам, стягивает со столов скатерти, опрокидывает этажерки. Во избежание травм вам придется снова пристрастно оглядеть свое жилище и устранить все видимые опасности: закрепить шкафы у стен, убрать провода, надеть на углы столов специальные накладки.

Позаботьтесь о том, чтобы предоставить малышу как можно больше самостоятельности. В этом возрасте уже совсем не полезно во время кормления сажать ребенка к себе на колени. Он прекрасно может сидеть сам в своем стульчике и самостоятельно пить из чаш-ки-поилки, держа ее двумя руками. Обязательно купите своему малышу такую чашку с двумя ручками, крышкой и носиком.

Что занимает ребенка в этот период? Все то, что можно открыть и разобрать: банки с крышками, закрытые контейнеры. Если в семь месяцев он любил ковырять, то теперь начинает настойчиво отковыривать. Поэтому самая лучшая игрушка сейчас — это закрытый полупрозрачный контейнер. Положите в него несколько предметов (грецкие орехи, игрушки), закройте и дайте ребенку. Пусть пытается их достать.

В этом возрасте у детей формируется такая мыслительная операция, как анализ (разложение на составляющие): «из чего это состоит?». А вот операция синтеза (складывания) им еще недоступна. Поэтому требовать от восьмимесячного малыша, чтобы он не только вынул игрушки из контейнера, но еще и сложил их обратно, пока бесполезно. Он будет с удовольствием разбирать пирамидку, но когда мама начинает ее собирать, его интерес сразу угаснет. Точно так же вы не сможете сейчас уговорить его сложить башню из кубиков, зато он с радостью сломает эту башню так, чтобы кубики разлетелись по всей комнате.

И все-таки именно на восьмом месяце, когда малыш все крушит, ломает и разбрасывает, наступает время приучать его к порядку. Например, вы играете с кубиками. Минуты через три внимание ребенка переключается, теперь ему интересна пирамидка. Вы говорите: «Теперь поиграем в пирамидку, но сначала давай уберем кубики». На глазах у крохи вы складываете кубики в коробку, закрываете, и только потом берете пирамидку. Через три минуты ребенок тянется к мячику. «Тебе хочется поиграть с мячиком? Давай сначала уберем пирамидку, а потом поиграем в мячик». Попросите малыша вам помочь. Конечно, много он не соберет. Но если даже вы положите в коробку десять кубиков, а он только один, это уже будет первым опытом приучения к порядку, и к годику ребенок уже запомнит правило: я играю со следующей игрушкой только тогда, когда предыдущую положил на место. Причем уборка будет им восприниматься как продолжение игры.

Период разбора, разрушения продолжается очень долго. И в три года, и в пять, и в семь лет ребенку проще разобрать. Собрать, соединить в целое — это переход на совершенно другой уровень мышления, но не беспокойтесь, скоро кроха освоит и его.

Еще одно важное событие восьмого месяца: у ребенка появляется первая книжка, по крайней мере, должна появиться. Конечно, эта книжка должна отвечать всем требованиям безопасности, потому что малыш непременно ее потянет в рот. Кроме того, она должна быть красочной и предельно простой. Картинки с большим количеством деталей ребенок пока не воспринимает.

Как должны быть нарисованы герои первой книжки? Прежде всего, у них должно быть большое, хорошо прорисованное лицо. Это то, что малыши рассматривают прежде всего. У всех персонажей должны быть выразительные глазки, рот, нос (вспомните Колобка, у него больше ничего и нет). Дальше у героя идет туловище, ручки и ножки. Пока этого достаточно. Иногда в книжке персонажи остаются недорисованными. Например, глаза изображаются в виде кружочков со зрачками, без ресниц и бровей. Это допустимо, недостающие детали малыш придумает сам. Очень полезны интерактивные книжки: например, нажимаешь на фигурку коровы — она мычит, нажимаешь на колокольчик — звенит. А вот карикатурные изображения восьмимесячным малышам непонятны и даже вредны.

Я не случайно так подробно остановилась на книгах. Их в нашей жизни становится все меньше, бумажные издания уступают место электронным, домашние библиотеки больше не в почете. Даже книги по школьной программе сегодня легче и удобнее скачивать из интернета. Но маленьким детям необходимо манипулировать реальными предметами, им нужно не только увидеть книжку, но и взять ее в руки, лизнуть, потрогать. Тогда она становится понятной и близкой.

Как разговаривать с ребенком? Этот вопрос, как правило, особенно остро встает именно к восьми месяцам. Малыш еще не произносит осознанно названия предметов, тем не менее мы готовим его к речи. Надо ли все называть по-взрослому или можно как-то упрощать сложные слова? Например, «машина» или «бибика», собака или «гав-гав» — что правильно? Мама часто предпочитает лопотать, как дитя, но тут вмешивается папа или бабушка: «Чему ты ребенка учишь? Пусть сразу говорит нормально!»

Ребенку нужны оба языка. Ему пока еще недоступны длинные названия, поэтому, говоря с ним только по-взрослому, мы тормозим речевое развитие. Представьте, сколько еще должно пройти времени, прежде чем он будет в состоянии произнести слово «автомобиль» или даже «машина»?

Детский лепет стимулирует речевое общение. Если малыш уже знает, как называется предмет, он может попросить его не только жестами, но и словами. Здесь можно включить новую игру. Ребенок говорит: «Би-би-би-би-би». Даете ему утенка — «Нет. Би-би-би-би-би». Даете ложку — «Нет». На третий раз малышу вручают его законное «би-би», он удовлетворен — его поняли. Если ребенок тянется ручками к какому-то предмету, можете его спросить: «Что ты хочешь? Машинку? Би-бику? Собачку? Гав-гав?» Через некоторое время вы увидите, что ребенок разделяет два языка. Вы говорите ему: «Покажи собаку», — он показывает и говорит: «Ав-ав».

Социальное развитие. Пора выходить в песочницу. Это не значит, что ваш малыш уже готов к играм со сверстниками. Восьмимесячному ребенку будет абсолютно безразлично, есть в песочнице другие дети или нет. Ему интересно манипулировать с предметами. С другой стороны, он сейчас очень склонен к подражанию, и, если в песочнице окажется какой-нибудь капризуля, не исключено, что вскоре и ваш малыш начнет выгибаться и плакать по всякому поводу.

Приходя в песочницу, вы должны понимать, что:

  1. вы пришли, чтобы поиграть с песочком, с палочками, с лопаткой;
  2. если в песочнице начинается драка, следует забрать своего ребенка и уйти, потому что плохой пример заразителен;
  3. вы (взрослые) ни в коем случае не должны играть с чужими детьми — это вызывает ревность у вашего крохи.

Чем самостоятельнее становится ваш ребенок, тем острее он чувствует, что вы и он — это две отдельные личности. Его мир больше не замкнут только на вас. С другой стороны, это отделение от вас ведет к усилению «сепарационной тревоги». Малыш и хочет быть независимым, и одновременно боится потерять маму. Если вы будете уделять внимание другим детям в песочнице, эта тревога может усилиться многократно. Поэтому сейчас вы играете только с собственным ребенком, показывая ему, как обращаться с лопаткой, с ведерком. С другими детьми можно делиться игрушками, не более.

У вас должен быть отдельный пакетик игрушек для песочницы. Я рекомендую завести красивую матерчатую сумочку, которую можно стирать. Сложите в нее уличные игрушки. Их не должно быть много — ведерко, грабельки, совочек, машинка, формочка. На этом этапе ребенка больше всего занимает просто игра с песком — его приятно пересыпать, на нем интересно ставить отпечатки, делать дырки палкой, что-то чертить, а можно слегка закопать в песок игрушку и предложить малышу ее найти. Отыскивать различные предметы в куче песка — очень интересное занятие.

К концу восьмого месяца наступает время провести первую ревизию игрушек. Вы удивитесь, как много их накопилось. Что нужно убрать? В первую очередь — погремушки и подвесные карусели. Они ребенку уже не так интересны. В дальнейшем надо взять себе за правило проводить такую ревизию каждые полгода, потому что игрушки приходят в негодность, кроме того, их всегда бывает намного больше, чем нужно. Одновременно малыш может манипулировать максимум с тремя предметами, а за день игрушек, с которыми он играет, наберется не больше семи. Значит, все остальное можно смело убирать в шкаф, а дальше просто одни игрушки доставать, а другие убирать, сохраняя все то же общее количество.

Родителям расстаться с ненужными детскими игрушками бывает непросто. Все они напоминают о чем-то важном, все имеют свою историю. Но подумайте, что будет дальше, если от них не избавляться! Чтобы делать это легко и без сожаления, я очень рекомендую завести дневник и записывать в него историю жизни вашего малыша. Почему я не сказала о нем раньше? Да потому что раньше жизнь младенца не отличалась особым разнообразием. Но начиная с се-ми-восьми месяцев ребенок уже становится достаточно активным, и нам есть о чем писать. Кстати, когда в семье появляется следующий ребенок, очень полезно бывает вспомнить об этом дневнике и перечитать его вместе со старшим. Через эти записи вы напомните ему о том, как вы его любите, и поможете справиться с ревностью к младшему ребенку. И даже если у вас больше не будет детей, эти записи все равно очень важны, потому что потребность человека в любви не проходит никогда, и он в любом возрасте с удовольствием время от времени возвращается в счастливые воспоминания детства. Я уж не говорю о том, как полезно бывает маме через два-три года вернуться к своим собственным переживаниям и их осмыслить.

Страх разлуки

Основная проблема этого возраста связана с той самой «сепарационной тревогой», о которой мы уже говорили. Ребенок ни на шаг не хочет отпускать от себя маму. На фоне этой тревоги появляются ночные страхи. Мамы иногда описывают их так: «Ребенок встает ночью и просто стоит в кроватке». Некоторые начинают хныкать и плакать. Но многие дети просто молча стоят и высматривают маму.

Ребенок, который к этому моменту уже спит отдельно, может снова начать проситься в кровать родителей. Если перспектива спать втроем вас не привлекает, не соглашайтесь. А согласившись, уже не меняйте решения. Иначе вы еще больше усилите детские страхи. Взяв один раз проснувшегося малыша к себе в постель, приготовьтесь к тому, что он останется в ней до полутора лет. Если же вы до сих пор практиковали совместный сон, то в этот период начинать отделение нельзя ни в коем случае. Подождите до 12-14 месяцев. По моим наблюдениям, именно в этом возрасте дети уже спокойно, без проблем перебираются в свои кроватки.

Не рекомендуется пока переводить ребенка в отдельную комнату. Детская кроватка еще стоит рядом с родительской, чтобы вы могли всегда успокоить, погладить проснувшегося малыша. Если же ваш малыш уже спит в своей комнате, обязательно держите дверь открытой, чтобы услышать, если он проснется и будет вас звать. Ну и, конечно, непременно кладите в кроватку ту самую утешалку, игрушку-обнимашку, которую я рекомендовала завести во второй месяц. Если у вас ее до сих пор нет, обязательно заведите. Сейчас она вам очень пригодится.

Ребенок может предпочесть не обнимашку, а какой-то другой предмет, который дает ему спокойствие, — любимое одеяло, мамин халат. Почему именно мамин халат? Потому что он пахнет мамой. Почему именно свое одеяло? Потому что у него свой родной запах. У маленьких детей очень хорошо развито обоняние, и запахи их успокаивают.

Ничего плохого в такой «утешалке» нет, просто она не очень удобна. С игрушкой вы можете путешествовать, можете взять ее с собой в машину, в любую гостиницу, и ребенок будет всюду ходить с ней в обнимку. Но как он будет ходить в обнимку с вашим халатом или со своим любимым одеялом? Поэтому постарайтесь все-таки ввести в жизнь малыша игрушку-утешалку, предлагайте ее каждый раз, просто кладите в кроватку рядом с крохой.

Обнимашки-утешалки замусоливаются, затираются до дыр, у них отрывается все, что только может оторваться, и все-таки они остаются любимыми и незаменимыми. До трех лет ребенок воспринимает такую игрушку как настоящего друга. И пусть это будет безносый и безухий мишка, но малыш ни за что не променяет его на нового. Тем не менее обнимашку иногда приходится латать. А на время починки и стирки у нее должен быть «заместитель», такой же знакомый и привычный, которого вы тоже время от времени подкладываете в кроватку. Если, в конце концов, старая утешалка придет в полную негодность, вам будет что предложить малышу взамен.

Итак, малыш проснулся ночью в своей кроватке. Подойдите к нему, покачайте, тихонечко поговорите, не включая свет и не разгуливая. Нужно дать ребенку ощущение, что мама здесь, мама рядом. Подложите игрушку, чтобы он ее обнял. Разумеется, если ребенок стоит и плачет, его нужно успокоить. В этом случае возьмите его на ручки, поговорите, спойте колыбельную, но не идите с ним к себе в кровать, если не хотите, чтобы на следующую ночь повторилось то же самое. Снова положите малыша в кроватку, продолжая петь. В этот момент очень важно самой не заводиться, чтобы ребенок чувствовал ваше ровное дыхание. Если вы сейчас правильно отреагируете на эти ночные пробуждения, они скоро пройдут.

Это абсолютно ожидаемое, нормальное поведение, в нем нет ничего особенного.

Чего нельзя делать? Если малыш проснулся в тревоге, его не следует утешать пустышкой или кормлением. Иначе в сознании ребенка закрепляется следующая логическая цепочка: «Чтобы успокоиться, надо пожевать, пососать или поесть». Происходит так называемая оральная фиксация. А потом мы удивляемся, почему дети грызут ногти, почему взрослые «заедают» стресс или при малейшем волнении бегут курить. Это значит, что человек может успокоиться, только положив что-то в рот. И корни этой привычки тянутся из раннего детства. К восьми месяцам мы должны уже разделить процесс питания и процесс успокоения. Максимально удовлетворяйте потребность ребенка в заботе и внимании в течение дня, а укладывая спать, не давайте ни соску, ни бутылку, ни грудь. Просто обнимите.

Профилактика страха разлуки. Первое — всевозможные варианты игры в прятки, уже описанные ранее, готовят малыша к тому, что мама на некоторое время может пропасть из поля зрения, но обязательно вернется. Продолжаем играть в «ку-ку», «экран», накрываем полотенцем игрушку и находим ее, в песочнице прячем игрушки в песок.

Второе — создайте ребенку островок стабильности. Чаще всего им становится манеж — там безопасно, там все знакомо. Важно позаботиться о том, чтобы манеж был достаточно устойчивым и не переворачивался, если малыш встанет и на него обопрется. Посадите кроху в манеж, положите рядом любимую игрушку. Ничего не говоря, выйдите из комнаты. Через минуту ребенок начнет вас звать. Скажите ему пару слов из-за двери. На какой-то промежуток времени он успокоится, но вскоре снова станет звать. Подойдите к нему.

Важно! Когда вы подходите к расплакавшемуся малышу, излучайте позитив и радость. Исключите риторические вопросы типа: «А что у нас случилось? Почему мы плачем?» От появления мамы ребенок должен испытывать радость, а не успокоение. Это очень существенная разница. Не связывайте в сознании малыша свое появление со спасением от чего-то страшного. Вы пришли просто потому, что соскучились, хотите пообщаться, поиграть, а не потому, что ваше отсутствие опасно. Если вы будете приносить с собой радость, ребенок сразу настроится на вашу эмоцию, и ваши исчезновения перестанут вызывать у него тревогу: «Если мама исчезла, значит, она скоро снова придет, возьмет меня на руки, и мы вместе поиграем».

Мама. День сурка

«Скажите, как не сойти с ума во время декретного отпуска? У меня жизнь превратилась в „день сурка" — с утра до вечера занимаюсь одним и тем же, никогда не высыпаюсь. А хуже всего то, что я потеряла связь с тем миром, в котором жила раньше».

Если женщина так заговорила, значит, ее уже не удовлетворяет замкнутый мир материнских забот, у нее появилась потребность как-то менять свою жизнь. И это вполне закономерно. Вы возвращаетесь к себе как к женщине. Пожалуй, пора приводить себя в порядок. Если раньше я говорила, что любые походы на гимнастику, в бассейн и прочее допустимы только с ребенком, то теперь вы вполне можете время от времени оставлять малыша с кем-нибудь из родственников и позволять себе небольшой выход в мир.

Найдите время для встреч с друзьями. Общение вне дома помогает прийти в себя и вернуться к реалиям той жизни, о которой вы почти забыли за время сидения в четырех стенах.

«Я — обслуживающий персонал, машина. С утра до вечера кручусь как белка в колесе, а мой муж считает, что я бездельничаю!»

Что тут можно сделать? Прежде всего, понять причину такого отношения. А причина проста: работающий папа видит свое чадо в лучшем случае три-четыре часа в день. Основной «удар» в течение дня берете на себя вы, но муж-то этого не видит. Когда вечером он приходит с работы, вы уже кормите, купаете и укладываете спать. Если он приходит пораньше, у него есть возможность поиграть с малышом. И малыш изо всех сил старается соответствовать папиным ожиданиям — не хныкать, не капризничать. Откуда же мужу знать, что в его отсутствие все выглядит совсем иначе? Он действительно может не понимать, насколько вам трудно.

Вот что я обычно советую мамам.

  • Если вашему ребенку запланирована прививка или назначены какие-то медицинские процедуры, пусть в поликлинику с ним идет папа. Возможно, он узнает много нового о своем «спокойном» ребенке.
  • Не обижайтесь на его «ты все равно сидишь дома». Слышать это действительно неприятно. И женщина обычно огрызается: «А ты попробуй сам с ним посиди!» Хотите, чтобы муж вам помог? Тогда формулируйте вашу просьбу в доброжелательной форме: «Поиграй с ним в мячик, пожалуйста». Для мужчины очень важны две вещи: доброжелательный тон и конкретно выраженное пожелание.
  • Правильно расставьте приоритеты. Что вы будете делать, отдав мужу ребенка? Наверняка пойдете на кухню и займетесь домашними делами. Не делайте этого! Отдохните. Сядьте тут же в комнате, посмотрите, как муж играет с малышом. Или наберите себе ванну. Ваш супруг воспримет это намного лучше. Бурная деятельность на кухне вызывает раздражение, потому что для мужчины это сигнал к тому, что он тоже должен что-то делать. А что — непонятно. И его начинает грызть чувство вины.
  • Сделайте мужа своим заместителем, а не помощником. Что мы обычно говорим? «Помоги мне его искупать. Подержи полотенце...» Когда родители купают малыша вместе, мама невольно берет на себя большую часть работы, потому что она умеет это делать лучше и быстрее. В результате мужчина чувствует себя как подсобный рабочий. Но ведь он может сделать все точно так же, как и вы! Пусть медленнее, пусть не так ловко и аккуратно, но может. Попросите его искупать ребенка и устранитесь. Это важно. Если вы научитесь не давать своему мужу указаний, не стоять у него над душой, то в будущем вы сможете совершенно спокойно выдерживать длительные завязывания шнурков своего ребенка, медленное одевание колготок и застегивание курток. Подготовьте себя к этому, потому что гораздо проще сделать все самой. Проще, но не лучше.
  • Оставляйте папу одного с ребенком. Это не испытание. Это просто возможность для вас сходить в парикмахерскую, в поликлинику, а для папы — побыть с малышом. Сейчас существует огромное количество всяких механических приспособлений, с которыми папам нравится возиться, так что проблем с подогревом бутылочек не возникнет. Уходя, не забудьте оставить координаты для связи: «Посмотри, вот телефон „неотложки", вот телефон моей мамы». Все контакты повесьте на видное место. Очень важно не бояться, что папа сделает что-то не так. Вернувшись, обязательно поблагодарите его. Не говорите о том беспорядке, который он оставил на кухне, о разбросанных грязных подгузниках. Поблагодарите просто за то, что все хорошо. Побыв с ребенком несколько раз по полдня, ваш муж, скорее всего, поймет, чем же вы занимаетесь дома, и совершенно по-другому начнет к этому относиться.

Муж пришел с работы...

«Прихожу домой, она: „Поговори со мной". А я за день так наговорился, что язык не ворочается». Нехватка общения, которую испытывает женщина, сидя дома, может приводить к размолвкам. В связи с этим хочу посоветовать следующее:

  • Когда муж приходит с работы, дайте ему поесть молча, ни о чем не спрашивая. Можете сами рассказывать, что у вас произошло за день, но не требуйте ответной реакции.
  • Не ставьте тарелку перед телевизором. Еда в сочетании с пассивным созерцанием действует очень расслабляюще. После этого подняться из-за стола и пойти заниматься ребенком очень сложно. А вы же этого ждете от мужа?
  • Муж не должен быть эмоциональной батарейкой. Ищите другие способы «подзарядиться». Какие? Прогулки, спорт, общение с подругами, общение с докторами, общение с мамой, бабушками и т. д. Можно читать книги по своей специальности, если вы боитесь потерять квалификацию. Можно заняться изучением языка.
  • Если вы хотите узнать, как у мужа прошел день, лучше всего не задавать вопросов типа: «Ну что у тебя сегодня произошло?». Расспросите его о том: l) что сегодня порадовало; 2) что сегодня удивило; з) что сегодня расстроило. Ведь вас и в самом деле интересуют не факты сами по себе, а то, как их переживает ваш супруг. Конечно, он может ответить: «Ничего меня сегодня не порадовало». Пусть так. Поделитесь с ним тем, что было радостного в вашем дне. Постепенно он привыкнет и тоже начнет делиться с вами своими чувствами.
  • Оцените материал
    (9 голосов)
  • Прочитано 8513 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…