Главная»Дети»До года»Здоровье детей до года»Простуда миф или реальность?

Простуда миф или реальность?

Простуда миф или реальность?

Человек, как и все теплокровные животные, для поддержания нормальной температуры тела затрачивает химическую энергию, образующуюся при окислении питательных веществ в организме.

 

Этот расход энергии тем выше, чем выше теплоотдача, поэтому снижение теплоотдачи является одним из важных путей экономии энергии. Повышение теплопотери при понижении температуры окружающей среды вызывает ощущение холода, которое заставляет сократить теплопотерю (взъерошивание шерсти, принятие компактной позы животными во время сна, спазм сосудов кожи, ощущаемый как похолодание конечностей) и усилить теплопродукцию путем мышечной работы. Озноб, дрожание от холода — это механизм усиления сжигания органического топлива мышцами для компенсации теплопотери. И избежать озноба, не изменяя теплоотдачи, можно лишь повысив мышечную нагрузку другим способом (картина подпрыгивающего и похлопывающего себя человека на морозе хорошо знакома каждому). Но озноб и спазм кожных сосудов появляются и при лихорадочных заболеваниях: возникающую при этом ситуацию можно сравнить с переводом регулятора «термостата» (особых структур нервной системы) с 37 °С на 39—40 °С. Этот перевод (повышение температуры тела) происходит под действием особых биологически активных веществ — эндогенных пирогенов, вырабатываемых обычно в ответ на внедрение болезнетворных микроорганизмов.


Для нас важно, однако, что повышение температуры тела, особенно быстрое, как это бывает, например, при гриппе или пневмококковой пневмонии, сопровождается чувством охлаждения, зябкости. Именно такое ощущение человека в начале респираторного заболевания послужило причиной того, что сами эти заболевания стали именовать простудными (в том числе и на других языках: cold по-английски, erk'altung по-немецки и др.). Ощущение холода через некоторое время (обычно часы) может исчезать.


Так что же, простуда — миф, результат лишь неправильной трактовки наших ощущений в начале болезни? Ведь малярию, во время приступа которой развивается сильнейший озноб и больной никак не может согреться, никто не связывает с простудой.


Действительность всегда сложнее однозначной ее интерпретации,  поэтому надо  посмотреть,  нет ли иных связей между простудой и респираторными заболеваниями. Хотя респираторные заболевания зачастую и развиваются в теплое время года, в местах с жарким климатом, у лиц, не подвергавшихся какому-либо переохлаждению, но все же увеличение их частоты, иногда до масштабов эпидемии, наблюдается в осенне-зимнее время,  так что отрицать  связь учащения респираторных инфекций с похолоданием (особенно «слякотной» погодой)  никак нельзя.  Парадокс,  однако,  заключается в том, что вспышки респираторных заболеваний в холодное время обусловливаются обычно вирусами, для которых холод не дает какого-либо преимущества; при этом и среди заболевших большинство составляют лица, не подвергавшиеся переохлаждению!


Объяснение этих вспышек найти нетрудно, если вспомнить, что в холодную погоду увеличивается время пребывания взрослых и особенно детей в помещениях (обычно хуже проветриваемых в это время), что резко повышает вероятность контакта с инфекцией. Дожди, слякоть загоняют нас в помещения еще чаще, чем холод.


Вероятно, и это объяснение связи респираторных заболеваний с холодной погодой делает простуду мифом и позволяет с пренебрежением относиться к опыту многих поколений? В действительности это не так. Современная наука, доказав ведущую роль инфекции в развитии простудных заболеваний, вскрыв значение скученности как важного фактора эпидемического процесса, раскрыла и тонкие связи между механизмами терморегуляции и восприимчивостью организма к инфекции.


Повышение температуры внешней среды вызывает у человека расширение кровеносных сосудов кожи, увеличение притока крови к ней и ее потепление, усиление потоотделения; контакт же его с холодным воздухом вызывает сужение этих сосудов. Чувствительность теплорегулирующего аппарата разных частей тела различна; так, лицо и кисти рук остаются открытыми и не мерзнут даже при умеренных температурах, ниже 0 °С, тогда как закрытые части тела мерзнут даже при температуре воздуха выше 0 °С.


В течение жизни у ребенка происходит постепенная тренировка терморегуляционного механизма. Он как бы учится давать строго дозированный ответ на изменения температуры воздуха, причем и расширение сосудов в ответ на нагревание, и их сужение в ответ на охлаждение — функции в высшей степени тренируемые. Если у закаленного ребенка в ответ на холодовую пробу произойдет небольшое и кратковременное снижение температуры охлаждаемого участка кожи руки или ноги, то у нетренированного эта реакция будет избыточной как по степени снижения температуры, так и по ее длительности.


Кожная реакция на холодовое воздействие обычно сопровождается реакцией сосудов слизистой оболочки носа. Если охладить участок кожи холодной водой или кубиком льда, то температура слизистой оболочки носа снижается. У незакаленных детей в ответ на такую пробу температура слизистой оболочки носа может снизиться на 1—2 °С, тогда как после проведения закаливания она надает всего на 0,3—0,5 °С. Поскольку слизистая оболочка носа обогревает и увлажняет вдыхаемый воздух, чрезмерное сужение сосудов слизистой оболочки носа и падение ее температуры в ответ на охлаждение ведут к недостаточному согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха. Охлаждение, даже небольшое, слизистой оболочки нижележащих дыхательных путей резко нарушает их барьерную функцию.


Дыхание холодным воздухом может вызвать у нетренированного ребенка расстройство функции «носового радиатора» и способствовать развитию инфекции.


«Застудить горло» можно и глотая мороженое или лед без предварительного их «подогрева» во рту. Чрезмерное охлаждение зева, хотя слизистая оболочка пищеварительного тракта и достаточно устойчива к холоду, может нарушить защитную функцию миндалин и способствовать внедрению инфекции.


Организм ребенка регулирует теплоотдачу очень тонко, однако для этого он должен получать сигналы о температурных условиях внешней среды. Если ребенок одет избыточно, «укутан», то механизм его терморегуляции настраивается на усиление теплоотдачи, в частности путем усиления потоотделения. При этом ребенок ощущает перегревание и стремится распахнуть пальто, освободить шею от шарфа, скидывает одеяло. Даже незначительный контакт «раздетой» поверхности тела с окружающим воздухом может вызывать значительно более сильный рефлекс на охлаждение, чем у нормально одетого ребенка. При этом надо учесть и большую степень охлаждения открытой поверхности тела, влажной от пота. Такую простуду, конечно, можно до поры до времени предупредить, не позволяя ребенку двигаться. К сожалению, это приходится наблюдать сплошь и рядом. Но, согласитесь, лучше не кутать ребенка, а одевать с расчетом на его неуемную энергию, т. е. так, чтобы ему не было жарко в движении, — тогда он и не будет расстегиваться.


Следует особо сказать о действии сквозняков, которые считаются в народе наиболее частой причиной простуды. Под сквозняком обычно понимают наличие струи воздуха, температура которого ниже, чем в помещении в целом. Действительно, когда «дует в ноги» или «дует в спину», человек чувствует неприятную знобкость. Это ощущение, очевидно, обусловлено тем, что механизм теплоотдачи настроен в целом на температуру окружающего воздуха; даже небольшое охлаждающее действие струи воздуха (оно значительно усиливается, если кожа увлажнена) на участок тела ведет к значительной теплопотере вследствие расширения сосудов кожи. У незакаленного человека при этом могут резко сужаться сосуды носа, вызывая известные последствия.
Заканчивая этот раздел, хотелось бы еще раз подчеркнуть диалектическую взаимосвязь охлаждения и респираторных  заболеваний.  Не простуда сама по себе является причиной респираторных  заболеваний,  и не бегство от холода должно стать методом их предупреждения. Напротив, интенсивное проветривание помещения в холодную погоду, когда в нем много носителей инфекции, удлинение пребывания на свежем воздухе позволят снизить риск инфицирования. Не кутание, не перегревание и не лишение контакта со свежим воздухом и прохладной водой, а планомерное закаливание должно быть положено в основу воспитания здорового ребенка. Холод — не единственный фактор, который народная молва связывает с болезнями бронхов и легких;  ведь нередко слышишь о здоровом, целительном воздухе деревни и местностях с плохим воздухом — последнее все чаще относится к промышленным городам. Поэтому мы должны рассмотреть этот вопрос более подробно.

 

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 2195 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…