Первые плоды воспитания ребенка в возрасте трех лет
С трехлетним ребенком легче жить.
В возрасте трех лет ребенок владеет речевыми навыками. Это позволяет установить двухстороннюю связь, вступая в реальный диалог. Трехлетнего ребенка можно взять в магазин и просто наслаждаться, общаясь с ним.
Понимание. «Я говорю своему ребенку, которому восемнадцать месяцев, уже в который раз, не таскай кошку за хвост». Знакомая ситуация? Матери повторяют своим детям опять и опять, они будто не слышат их. Многие указания не доходят до детей не потому, что они не хотят слушаться, а потому, что большинство детей в возрасте до двух лет не способны запоминать и реагировать на предыдущие указания. Вы просто произносите звуки, так они воспринимают речь в этом возрасте. Между двумя и тремя годами дети начинают понимать, что вы говорите им. Они больше прислушиваются к указаниям и хранят их в своем банке памяти как рабочие коды. Если вы говорите «Нельзя на улицу» ребенку восемнадцати месяцев, он может действовать так, как будто слышит это впервые. Когда вы говорите то же самое ребенку трех лет, он отвечает: «Да, я помню». Развитие этой способности у ребенка облегчает воспитание.
Эмоциональное воспитание. В возрасте трех лет ребенок менее эгоистичен и понимает, что другие люди, живущие вокруг него, так же важны, как и он сам. В то время как двухлетние дети замечают эмоции своих родителей, трехлетние соучаствуют. Вот случай, записанный в дневнике: Марта попросила трехлетнего Метью убрать свои деревянные кубики во время проведения обычной уборки. Он оставил это требование без внимания, а затем хитро предложил старшей сестре сделать всю работу. Марта была раздражена, она кричала, что огорчена его непослушанием. Однако потом поняла, что Метью необходимо некоторое время, чтобы пересмотреть свою позицию. Она отступила всего на несколько минут, и тогда он охотно сделал свою работу. После того как Метью собрал свои кубики, он спросил: «Ты еще любишь меня?» Она заверила его: «Даже когда ты плачешь и не слушаешься, я люблю тебя». Метью настаивал: «Ты меня любишь?» Марта отвечала: «Да, я люблю тебя, но я не люблю, когда ты не слушаешься и не помогаешь. Я люблю, когда ты делаешь правильно». Работа была сделана, Метью подошел, обнял Марту: «Извини, мама». Марта обняла его и сказала: «Извини меня за крик». Спустя несколько минут он спросил: «Ты довольна мной?» Это был глубокий эмоциональный обмен, который можно ожидать в возрасте от трех до четырех лет. Дети действительно хотят, чтобы вы были счастливы. Вам будет легче общаться с малышами, если вы дадите им много удобных случаев выразить свои чувства.
Домашние правила. Трехлетний возраст часто называют стадией «абсолютной мечты матери», потому что дети становятся послушны. «Нет» двухлетнего ребенка сменяется «Да» трехлетнего. «Да, мама» произносится чаще и с готовностью. Хотя разногласия еще случаются, вы можете надеяться, что встретите понимание у трехлетнего ребенка, вместо отрицания у двухлетнего. В то время как двухлетний ребенок считает, что его собственные дела важнее дел окружающих, трехлетний ребенок учитывает потребности других. Можно ожидать, что он придет, если его позвали, отложит игрушки, если его попросили (обычно), и вообще готов быть послушным, хотя это не происходит за одну ночь. Трехлетний ребенок понимает домашние правила и последствия их нарушения, он начинает усваивать ценности своих родителей. В то время как действия двухлетнего ребенка основаны на ассоциации акта и последствия: я устал, я сажусь на стул отдыхать, трехлетний ребенок может понять, почему он не должен выезжать на улицу на своем трехколесном велосипеде. Трехлетние дети начинают думать перед тем, как сделать; но не стоит слишком рассчитывать на это. Когда они думают о последствиях своих действий, они не имеют возможности принять во внимание правильность или ошибочность своих действий; они просто делают то, чему вы их научили, — если выедешь на велосипеде на улицу, я уберу его в гараж. Воспитательные приемы, которые можно считать крайними для двухлетнего ребенка, хорошо работают в возрасте трех лет. Родители восхищаются, как много понимают их трехлетние дети. Возьмите себе за правило на всех стадиях развития ребенка оценивать, как много он понимает, и закрепите это знание. Вышедший из-под контроля трехлетний ребенок может осознать свое поведение за время отдыха «в углу», чтобы восстановить контроль над собой.
Яркие впечатления. На этой стадии дети проводят много времени, поглощенные постановочными играми. Они создают воображаемые сцены для собственного наслаждения. Умение жить в воображаемом мире помогает им изучать реальный мир. Количество их ролей бесконечно: животные, мама и папа, доктор и пациент, водители грузовиков, учителя и принцессы. Участвуйте в постановочных играх детей («Кто придет к тебе на чай?»). Постановочные игры детей — это прекрасное окно в их внутренний мир.
Попытайтесь использовать воображение ребенка для сотрудничества. Вот пример, как мать учила своего трехлетнего ребенка чистить зубы: «На зубной щетке Брендона была маленькая картинка из сказки, поэтому я стала голосом ее героя. Я сказала: «А не осталось ли какой-нибудь грязи в твоих зубках? Позволь мне посмотреть». Он немедленно открыл рот. Потом мы всегда говорили так, когда он не хотел чистить зубы. Чистка зубов отныне не стала предметом спора. Через игру мы выработали положительный навык.
Сознание ребенка в дошкольном возрасте полно фантазий. Для трехлетнего ребенка вымышленные герои существуют реально. Дети не тратят энергию впустую, отделяя реальность от фантазии. Когда родители почувствуют, что необходимо освободить сознание ребенка от нереальных образов, он может сопротивляться новым убеждениям. Соблюдайте равновесие. Позвольте ребенку наслаждаться его фантазиями, и поскольку его мыслительные процессы стали более сложными, он поймет, что эти фиктивные образы — всего лишь плод воображения. Вам не нужно искусственно поддерживать фантазии ребенка, как делают некоторые родители, сохраняя веру в Санта Клауса или в Пасхального Кролика. Просто наслаждайтесь этими играми, притворяйтесь. Санта Клаус — веселое доброжелательное существо, которое никого не наказывает. Каждый наслаждается фантазией, и даже для взрослых это является терапией. Используйте поведение вашего ребенка как барометр того, являются ли его фантазии полезными или вредными. То же самое образное сознание порождает опасения и страхи. Будьте особенно бдительны, показывая ребенку мультфильмы (см. «Помогите детям справиться со страхом»).
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
Автор: Марта и Уильям Сирс