Главная»Дети»Старше 7»Развитие и воспитание школьника»Воспитание гиперактивного ребенка

Воспитание гиперактивного ребенка

Воспитание гиперактивного ребенка

Дети с особыми требованиями и возможностями нуждаются в индивидуальных методах воспитания.

Некоторым детям необходим специальный подход, потому что они обладают уникальными способностями. Начиная рано заниматься с ребенком, вы не только помогаете ему, вы можете развить у него навыки, которых ранее не было. В этой главе мы обсуждаем общие условия специального воспитания. Мы хотим помочь вам развить лучшие качества в ребенке.

Иногда ко мне приводили пятилетнего Райана для консультации, поскольку у него были проблемы с поведением, от которых родители, Терри и Боб, очень устали. Еще находясь в утробе, Райан дал Терри понять, что с ним будет много хлопот. Он был очень беспокойным еще до рождения, досаждая матери частыми толчками и ударами. Райан был трудным ребенком от рождения; даже детские медсестры считали его очень неспокойным. В первые месяцы жизни Райан кричал, если его не брали на руки. Терри описывает поведение Райана в течение тех дней, используя отрицательные эпитеты: «суетливое», «требовательное», «трудное», «сверхчувствительное», «утомительное» с постоянной жалобой: «Я не могу справиться с ним». К сожалению, заботе о Райане помешали неправильные советы: «Дайте ему выплакаться», «Вы слишком много носите его на руках», «Позвольте ему научиться успокаиваться самостоятельно», «Вы портите его». Боб и Терри полагали, что они виноваты, что ребенок ведет себя так; дети их друзей все казались более спокойными. «Для улучшения своего существования» Боб и Терри стали менее чувствительными к крикам Райана.
«Не волнуйтесь. Когда он подрастет и сможет ходить и играть, он станет лучше», - советовал друг. Когда Райан начал ходить, было похоже, что по дому прошел двуногий циклон. Он громил каждую комнату, швырял игрушки, был опасен для окружающих и для себя самого. Телесные наказания не имели никакого эффекта. Бабушка Райана оправдывала его поведение, говоря: «Его отец вел себя так же». «Он просто становится мальчиком, — говорила тетя Эмма. — Он вырастет из этого». Райан вырос, а поведение его ухудшалось.
«Я должна говорить ему «нет» сто раз в день, — жаловалась его мать. - Я боялась Райана, просыпающегося утром, потому что начинался кошмар, который заканчивался в десять часов вечера, когда Райан ложился спать и один из нас доходил до истощения».
К трем годам простые ежедневные процедуры, такие как одевание, чистка зубов и ремонт игрушек, превращались в сложные мероприятия. Райан бегал по дому и не мог сосредоточиться на чем-либо несколько минут. Когда его родители трижды просили его ждать на тротуаре, пока проедет автомобиль, он бросался наперерез машине.
Большинство детей возраста Райана могут сидеть спокойно и слушать команды взрослых, но Райан делал только то, что хотел. Он дрался и бросал игрушки в приятелей. Его редко приглашали на праздники в честь дня рождения. Близлежащий парк стал единственным местом, где Райан мог гулять, а его родители немного отдохнуть. Отчаявшись научить Райана хорошему поведению, родители стали устраивать ему «перерыв» в его комнате, но поняли, что он проводит в «перерывах» больше времени, чем в деятельности. Они пробовали отбирать привилегии, но скоро стало нечего отбирать.
Периодически в облачном поведении Райана возникали светлые пятна. Иногда он был способен на час сосредоточиться на какой-то проблеме, но на следующий день уже не мог решить ту же самую задачу. Термин «непредсказуемый» добавился к отрицательным характеристикам. Проблемы поведения усложнились перенесенным инфекционным воспалением уха в возрасте между двумя и четырьмя годами. Болезнь внесла свой вклад в его и без того сложное поведение.
К четырем годам Райан стал сердитым, агрессивным, воинственным и замкнутым ребенком. Его родители, не зная, что еще предпринять, попробовали отдать его в детский сад. Это, как оказалось, было бедствием, поскольку он приобрел еще большее количество отрицательных эпитетов, включая «незрелый», «невнимательный» и «неспособный пребывать в коллективе». Когда другие дети играли, Райан пребывал вне игры. Его учительница пробовала помочь Райану, но она не знала, в чем была его проблема.
Когда его измученные родители находились в моем офисе, пятилетний Райан делал все, только не сидел. Он исследовал каждый угол, пробовал разобрать оборудование, и когда не смог легко включить аппарат для проверки слуха, расстроился и направил свое внимание на что-то другое. Сколько я ни пробовал, я не смог установить контакт с Райаном.
И тут я обратил внимание, как он надел мой стетоскоп. Затем он посмотрел в окно и сказал мне о ящерице, ползущей поперек красного автомобиля на расстоянии пятнадцати метров. Я понял, что Райана — ребенок, испытывающий дефицит внимания. Этим вызвана его гиперактивность. Вот способ, который я предложил использовать, чтобы помочь ему.

 

 

Смягчение агрессии ребенка
Некоторые дети имеют импульсивные характеры, и они, естественно, драчливы. Вдвойне вероятно, что они станут агрессивны. Агрессия возникает у них непреднамеренно. Она находится в них и ждет своего выхода. В погоне за игрушкой Джонни неумышленно толкает Билли. Младший по возрасту, но драчливый Билли принимает ответные меры. Ваша задача состоит в том, чтобы объяснить детям, что эти действия приносят вред и их необходимо сдерживать. Скажите: «Ты сильнее, поэтому ты должен быть осторожнее, как папа, когда он борется с тобой». Научите ребенка приносить извинение, даже если вред был причинен неумышленно. Некоторые агрессивные дети склонны к слишком сильным объятиям. Покажите им различие между «медвежьими объятиями» (сильные) и «объятиями кролика» (более мягкие). Ребенок должен уважать свою силу и чувства других. Важно, чтобы родители заметили эту тенденцию в любом ребенке, который играет с их малышом. Исправьте это поведение как можно раньше. У детей быстро возникают психологические проблемы, если они чувствуют, что их родители не делают ничего, чтобы защитить их от намеренной или неумышленной обиды, нанесенной братом, сестрой или приятелями.

 

Не воспринимайте это лично. Я объяснил суть гиперактивности его родителям и заверил их, что они не виноваты в том, что сын выработал такой стиль поведения. Они не были слишком резки, слишком снисходительны и ничего не делали сверх меры. Терри почувствовала себя свободнее, так как в таком поведении сына считала себя лично виновной. Часто ребенок вел себя с преподавателями лучше, чем с ней, поэтому она чувствовала, что виновата в его проблемах. Я объяснил, что иногда ребенок не стесняется раскрываться только перед матерью, потому что она единственный человек в мире, кто сочувствует ему. Боб также рассказал, что Райан стал причиной их напряженных отношений. Бобу .казалось, что необходимо проявить большую твердость при воспитании сына. Однако он заметил, что чем больше он использовал телесные наказания, тем больше отдалялся Райан от него. Райан стремился к матери. Терри и Боб поняли, что проблема Райана переросла в проблему всей семьи. Я предупредил, что они будут нуждаться в нескольких консультациях, я быстро добавил, что, хотя гиперактивное поведение (ADHD) может иметь биологическую основу и не вызвана плохим воспитанием, поведение ребенка улучшится, если родители будут использовать различные способы решения проблемы.


Используйте групповой подход. Для решения проблемы Райана требовались усилия нескольких специалистов: мое, преподавателя, специалиста по поведению, родителей и самого Райана. Гиперактивность с проблемами поведения настолько сложна, что необходимо использовать все разнообразие помощи и поддержки.
Детский сад только ухудшил поведение Райана. Его преподаватель дал ему такую характеристику — неуправляемый. У некоторых детей первые признаки гиперактивности проявляются, когда они идут в школу. От детей в классе требуется соблюдение четких правил, выполнение заданий за определенный период времени. Преподаватели могут быть менее терпимы к сложному поведению ребенка, чем родители.

Проще всего назвать гиперактивного ребенка «заторможенным», «ленивым» или «плохим». Но Райан не был глуп. Он обладал яркой индивидуальностью. Райан не был ленив. Он не мог решать задачи, потому что был не способен сосредоточиться на чем-то одном в течение определенного времени. Это расстраивало его так же сильно, как и родителей, и Преподавателей. Райан стал замкнутым. Только в одном состоянии он чувствовал себя прекрасно — в движении. Райан не был «плохим» даже при том, что он чувствовал себя таковым. Однако в школе он получил этот ярлык.
В своем рвении исправить поведение Райана родители и преподаватели бессознательно укрепили его отрицательно. Было так много запретов и «перерывов» и так много специального исследования его плохого поведения, что термин «плохой мальчик» стал частью его собственного внутреннего состояния.
Гиперактивность Райана управляла им так, что он плохо вел себя, проступок наказывался, а Райан наслаждался вниманием. (Вообще гиперактивные дети особенно стойки к обычному подходу в воспитании.) После пяти лет термин «плохое поведение» превратился в «плохой Райан» — ярлык, который ребенок принял для себя. По крайней мере это был способ самовыражения.

 

Ярлыки нагружают
Было бы проще связать все возникающие проблемы в школе и дома только с медицинским фактором. Обозначение поведения как гиперактивное (ADHD) не допускает неприятное, антисоциальное поведение; оно объясняет его. Это дает отправную точку в плане лечения, уменьшает вину и снимает клеймо «плохой ребенок». Дает надежды для эффективного управления поведением. Это не освобождает родителей и ребенка от ответственности за результат воспитания и часто заставляет перестроить весь уклад семейной жизни. Цель состоит в том, чтобы сформировать у ребенка способность учиться и работать счастливо и продуктивно в течение всей жизни.

 

Райан нуждался в контакте. Проблемы поведения Райана требовали особого внимания. Я предупредил родителей, что быстро их не исправить. В течение пяти лет создавались определенные условия для формирования поведения Райана, поэтому потребуется время, чтобы его изменить. Я заверил их, что вплоть до настоящего времени, они делали все возможное и лучшее, что могли, руководствуясь рекомендациями, которые они получили. Но теперь пришло время пробовать другой подход. Райан нуждался в тесном контакте с родителями, мягком стиле воспитания, что могло сдерживать его импульсивность и помогало бы концентрировать внимание. Он нуждался в тихом времени, проводимом наедине с родителями: ласки, рассказы, спокойная музыка, большое количество объятий и обильный зрительный контакт. Когда Райан не может контролировать себя, родители должны подходить к нему постепенно. Если большинство детей рассматривают руку родителя, лежащую на их плече, как знак доверия и комфорта, гиперактивные дети часто напрягаются и избегают телесного контакта, рассматривая его как контроль со стороны родителей. Прикосновение к ним, когда они расстроены, может ухудшить их поведение. Я объяснил родителям Райана, что он отклоняет их сближение, чтобы оставаться самим собой. Я предложил им упражнения для расслабления, похожие на те, которым их обучали в школе будущих родителей для занятий с Райаном. В конечном счете Райан мог бы использовать их самостоятельно, чтобы расслабиться («Когда я чувствую, что теряю контроль над собой, я делаю это»). Я особенно отметил важность использования родителями зрительного контакта и языка жестов, чтобы наладить контакт с Райаном и помочь ему соединиться с ними. В основном они должны были провести следующий год, пытаясь установить контакт с сыном практически так же, как родители, воспитывающие малыша по методу «прикрепления», устанавливают контакт.


Райан нуждался в помощи психолога. Основная задача родителей заключалась в том, чтобы вернуть Райану хорошее внутреннее состояние и ощущение. Его собственная самооценка состояла из негатива. Райан нуждался в определенном положительном подкреплении. Если бы он делал что-то полезное, то должен был получать определенную награду.
«Перерывы», которые устраивали ему в школе, только усиливали его самоопределение как «клоуна класса» или «плохого мальчика». Я отправил родителей Райана к врачу, корректирующему поведение, для прохождения специальных занятий по воспитанию. Эти занятия должны были научить их формировать альтернативы импульсивным и агрессивным действиям сына.


Райан нуждался в определенной среде. Для некоторых детей структура означает пребывание в определенном месте со сложенными руками; для других это прогулки в парке и другие варианты. Родители Райана должны были составить список ситуаций, в которых он вел себя лучше, и попытаться, насколько это возможно, сформировать его жизненную среду в этом направлении. Если он лучше играл с одним приятелем, следовало запланировать игру вдвоем. Они могли давать Райану простые обязанности по дому, помогая завершить их и хваля за их выполнение. Или поручить ему уход за домашним животным. Анализировать поведение Райана следовало всегда с положительным настроем: положить руку ему на плечо, установить зрительный контакт, обязательно сказать, что родители любят его, хотят помочь ему научить думать прежде, чем действовать, чтобы сохранять контроль над собой. Врач, корректирующий поведение, также обсуждал это с Райаном; мальчик узнал значение слов «контроль» и «сосредоточиться».


Нужно ли Райану лечение? «Я надеюсь, что мы не будем давать лекарства нашему ребенку», — волновалась мать. Я объяснил им, что никакое лечение не подействует, если Райан не-научится концентрироваться и управлять своим импульсивным поведением. Совместные усилия быстро снизили импульсивность ребенка и помогли ему сосредоточиться.

 

Одаренный ребенок - одаренный взрослый
Дети с гиперактивностью — одаренные дети, как правило. Их эмоциональное развитие необычно, потому что их поведение часто скрывает необычные таланты. Они быстро переходят от невнимания к гипервниманию. Эта способность к гиперконцентрации может стать преимуществом в некоторых профессиях, которые требуют многих часов интенсивной концентрации. Также их способность видеть подробности, богатое воображение обнаруживают творческого художника в этих детях. Неспособность проводить время впустую приводит к тому, что, вырастая, они становятся «трудоголиками». Имейте в виду, что эти дети просто другие, не хуже, чем остальные. Чем раньше вы узнаете, что вашего ребенка нужно учить по-другому, растить по-другому и воспитывать по-другому, тем более вероятно, что он сможет, став взрослым, обратить в преимущество свои особые качества.

 

Райан нуждался в контроле. Нет никакого набора рецептов для руководства гиперактивными детьми. Методы и приемы должны периодически корректироваться, основываясь на реакции ребенка. Индивидуальные реакции различаются очень сильно. Методы корректировки поведения работают по-разному в различных ситуациях. По этой причине я просил родителей и преподавателя Райана вести дневники поведения, чтобы видеть, когда те или иные приемы работают или не работают, и попытаться выработать методы, идеально подходящие для них. Райану также необходимо было видеть собственный прогресс, возможно, с использованием системы наград. Гиперактивные дети часто нуждаются в немедленной награде. «Мы пойдем в кино в субботу», — ничего не значит для них, потому что они могут прогнозировать свои действия лишь на несколько минут.
После нашей первой серии занятий я посоветовал родителям Райана несколько изменить их подход и попробовать «установку на успех»: «Попросите его очистить небольшую часть своей комнаты и окажите ему некоторую помощь. Хвалите его за результат, а затем заставьте навести порядок в другой части». Райан и его родители постепенно сделали много за следующие несколько недель. Спустя два месяца они вновь пришли ко мне в офис, и я увидел покой в семье. (Даже мое медицинское оборудование было в безопасности.) Установился контакт между родителями и ребенком. Мать Райана со слезами радости шептала мне: «Я всегда любила Райана, но со времени его рождения, я могу честно сказать, он никогда не был таким».
Родители, имейте в виду, что не все дети с расстройствами, приводящими к дефициту внимания (ДВ), пронизаны отвлечениями. Эти дети также неправильно причисляются к тем, кто внешне гиперактивен. Их часто называют «ленивыми» или «незрелыми». Проблемы поведения ДВ являются частью основных симптомов; они вторичны по отношению к плохому выполнению работы, отрицательной обратной связи дома и/или в школе ив результате к бедному собственному образу. Дети с ГДВ — не «плохие дети».
Неврологические отличия детей с гиперактивностью приводят к тому, что они воспринимают команды по-другому, а это ведет к эмоциональным и поведенческим трудностям. Они походят на телевизор без антенны: все видно нечетко. Поскольку эти дети реагируют на вопросы или решают задачи не так, как другие, они требуют специального воспитания. Существуют некоторые особенности воспитания гиперактивных детей.

 

Беспокойство по поводу лекарств

Я использовал лекарственные препараты при лечении гиперактивных детей на протяжении более двадцати лет. Они помогают многим. Поэтому позвольте мне рассказать о наиболее общих беспокойствах и рассеять некоторые мифы.
«Можем ли мы попробовать что-то прежде, чем начать принимать лекарства?»
Да, вы можете и вы должны. Лечение гиперактивности с помощью лекарств — не единственный путь решить проблемы ребенка и семьи. Если они используются, то лишь как часть целого комплекса средств лечения. Какая бы наилучшая методика по изменению поведения ни использовалась, она не поможет, если ребенок не способен концентрировать внимание. Применяя рекомендованные лекарства, родители и преподаватели часто обращают внимание, что поведение ребенка улучшается в течение недели, активность и импульсивность ребенка снижаются, возрастает внимание к командам, что позволяет влиять на поведение ребенка. Цель лечения состоит в том, чтобы уменьшить гиперактивность как можно скорее, после того как изменение поведения закрепилось. Многие семьи полагают, что лекарства решат проблему и отказываются изменять семейные устои или способы влияния на ребенка. Школы настаивают, чтобы детей лечили лекарствами без корректировки учебной программы. Подход к лечению должен быть комплексным. Если вы решаете использовать лекарства, они могут служить идеальным средством в течение шести месяцев до начала перехода к интенсивному обучению расслаблению, сенсорно-моторной интеграции, познавательной функции и перед обновлением воспитательных и образовательных стилей.
«Я беспокоюсь, что мой ребенок начинает принимать лекарства в столь юном возрасте».
Это правильные опасения. Однако нет никаких доказательств,» что медикаментозное лечение гиперактивности предрасполагает ребенка к лекарственной зависимости. Напротив, дети, у которых гиперактивность выявлена рано, менее склонны выработать в дальнейшем нездоровые привычки. Я полагаю, что неблагоразумно отказать в лечении, которое поможет ребенку чувствовать себя лучше. При назначении такого лечения, которое я называю «таблетками концентрации», я объясняю детям с помощью рисунка, как эти небольшие пилюли помогают мозгу и мышцам слушать друг друга так, чтобы со временем они научились сосредотачиваться без пилюль.
«Как эти лекарства действуют? Действительно ли они безопасны?»
Обычно используемые «таблетки концентрации», риталин и декседрин, помогают ребенку сосредоточиться. Они — не транквилизаторы. Хотя оцениваются как безопасные, существуют побочные эффекты: уменьшенный аппетит, боли в животе, головные боли, раздражительность и сонливость. Обычно эти явления кратковременны. Если они продолжаются — сократите дозу. Очень важно, чтобы ребенок был осмотрен специалистом по гиперактивности, чтобы решить, действительно ли ему необходимы эти лекарства. Вам должны дать список объективных критериев, используя которые, можно определить действенность лекарства и соответствие дозировки. Родители должны быть уверены в своих собственных наблюдениях.

 

Рассеянность


Гиперактивным детям трудно сосредоточиться. Они быстро теряют интерес к предмету и перескакивают с одного занятия на другое, редко завершая начатое. Многие из них рассеяны внутренне. Вторжение в их мыслительный процесс приводит к тому, что они теряют «дорожку, по которой идут».
Ребенок собирался подняться наверх, чтобы поиграть, но, попав в другую комнату, он может совершенно забыть, куда он собирался и зачем. Эти дети очень рассеянны; они могут сосредоточиться на мелочах, но не заметить нужные подробности.
Даже притом, что эти дети могут концентрировать внимание лишь на короткий промежуток времени, они часто демонстрируют выборочное гипервнимание. Они могут быть поглощены некоторыми действиями по собственному выбору (например, телевидеоигра или компьютер). Ребенок часто так увлекается этими электронными игрушками, что не слышит, когда родители ему говорят. В этом заключается одна из проблем, так называемая, несогласованность: они могут войти в гиперконцентрацию, когда поглощены чем-то, но быть очень невнимательными в другие, достаточно большие, промежутки времени к тому, что родители, преподаватели, друзья считают важным. Из-за короткого периода внимания и постоянной рассеянности гиперактивные дети нуждаются в управлении^ моментом: краткие, частые наставления, награды и напоминания — три «Н». Воспользуйтесь нашими предложениями.

  • Установите зрительный контакт при разговоре с ребенком и требуйте зрительного контакта, когда он обращается к вам.
  • Заставляйте ребенка повторять ваш вопрос. Если он не может, вероятно, вопрос слишком длинный или сложный. Дети, страдающие гиперактивностью, часто имеют плохую слуховую память. Продолжайте использовать краткие и простые фразы в разговоре с ребенком. Требуйте, чтобы ребенок повторил ваш вопрос точно, а не просто ответил «Да» или «Нет».
  • Дайте ясную, прямую команду: «Перестань бегать!» Это производит большее впечатление на невнимательного ребенка, чем: «Не будешь ли ты любезен остановиться?» Говорите только один раз. Все дети знают пределы терпения своих родителей. Сначала скажите, а затем заставьте повторить вопрос. Никогда не повторяйте свой вопрос, иначе вы придете к необходимости много раз повторять пустые фразы: «Ты меня слышишь?» или «Сколько раз я должен просить тебя?» Создание зрительного образа помогает ребенку понять ваш вопрос. Опишите образно, что вы хотите: «Представь, что ты убираешь одежду в шкаф». Общие команды не работают с этими детьми; команда должна быть конкретной. «Убери у себя в комнате», — неясная команда. Для лучшего результата попытайтесь сказать: «Убери одежду в шкаф», и после того, как это задание будет выполнено, ставьте новую задачу: «Убери игрушки на полку».
  • Давайте ребенку задания постепенно. Проверьте завершение одного, затем добавьте новое. Не давайте много заданий одновременно: «Иди наверх, почисть зубы, надень пижаму...» Дети часто не могут запомнить последовательность команд.
  • Разбейте большое задание, например домашнюю работу, на мелкие действия. Проверьте и вознаградите каждый шаг, когда он закончен. Сведите к минимуму визуальные и слуховые отвлечения в окружающей обстановке. Начните выполнять задачу вместе с ребенком, затем отойдите и периодически возвращайтесь, предлагая помощь и совет.
  • Давайте указания лично. Вместо окрика: «Иди в свою комнату», отведите его туда. Вместо требования: «Выключи телевизор», подойдите к телевизору и смотрите его вместе с ребенком. Затем, во время рекламной паузы, выключите телевизор. Вместо того чтобы кричать: «Иди обедать», в то время как ребенок играет с поездом, подойдите к нему и присоединитесь к игре. Как только поезд замедлит ход, скажите: «О, поезд останавливается, чтобы пообедать. Настало время и для тебя пообедать, а затеммы вернемся к поезду». Гиперактивные дети не упрямые или непослушные. Они просто не могут легко перейти от своих задач к вашим, быстро выполнить команду.
  • Используйте юмор, язык жестов, прикосновения и зрительный контакт, чтобы концентрировать внимание ребенка. Чтобы привлечь внимание гиперактивных детей, иногда может потребоваться новая забавная игра или необычное поведение родителей.
  • Исключите беспорядок; используйте полки для игрушек, чтобы избежать свалки игрушек в углу или в коробке. Ребенку нужен порядок.
  • Научите ребенка выполнять задуманное. Если вы знаете, что ребенок способен сосредотачиваться лишь пять минут, разделите задачу на такие интервалы. Если ребенок склонен к выборочному гипервниманию, а вы планируете начать обед в половине седьмого, не позволяйте ему начинать смотреть часовую программу телевидения в шесть часов.
  • Ребенок будет реагировать яростно, когда вы выключите телевизор. Определите области, в которых ваш ребенок наиболее силен (например, спорт или искусство), и поощрите его талант в этих направлениях.
  • Не запирайте ребенка в комнате, думая, что это поможет ему сконцентрироваться. Держите его в поле зрения и слуха. Создавая организованную среду для занятий, надо учитывать, что комната, лишенная любых стимулов, обычно непродуктивна. Если ребенок найдет один маленький отвлекающий предмет, скажем, муравья, верните его внимание к домашнему заданию, помогите сосредоточиться на решаемой задаче.
  • У детей должны быть обязанности по дому, которые они могут выполнять, хвалите их за хорошие результаты. Дети с гиперактивностью нуждаются в частых наградах и благодарности. Возможно материальное вознаграждение. Чтобы лицо обычного ребенка стало счастливым, достаточно словесной похвалы в конце дня. Гиперактивные дети должны слышать похвалу каждые пять минут во время выполнения задания.

 

Домашняя работа без ссор
Паулина описала недостатки Сэма, которые мешают ему учиться: он забывчив, отвлекается, медлителен, часто сердится и кричит, в общем, делает все, только не домашнее задание. Паулина работает дома, поэтому в доме часто возникает беспорядок, это сильно отвлекает Сэма, кроме того, к нему непрерывно пристает двухлетняя сестра. Мать свой гнев переносит на Сэма, она часто предупреждает его, что он должен делать домашнюю работу или вырастет ленивым и необразованным. Сэм теперь не только не может, но и не желает сосредоточиться. Он сердится, потому что его заставляют выполнять работу, которую он не хочет делать; кроме того, он часто дерется, чем сердит мать еще больше. Гнев, беспокойство и беспорядок не благоприятствуют обучению.
Мы усадили Сэма за парту в комнате с. хорошим освещением, где царил порядок. Сначала он сопротивлялся. Сэм представлял ребенка, который негативно настроен на выполнение домашнего задания. Мы начали с того, что научили его расслабляться: «Сделай десять глубоких, вдохов, выдыхай медленно и расслабляйся». Затем мы показали ему, как правильно сидеть на стуле за столом, поставив ноги на пол и положив руки на стол ладонями вверх. Он начал глубоко дышать и думать о своих теплеющих руках. Как только Сэм расслабился, его сопротивление ушло, он был готов работать.
Мы предложили Паулине выделить приведенное в порядок специальное пространство, желательно в комнате сына, где он мог бы находиться за плотно закрытой дверью, чтобы сестра не беспокоила его. Паулине следовало помочь Сэму расслабиться морально, использовав юмор, а не изводить его. Доброжелательное приглашение: «Добро пожаловать домой» положительно настроило бы Сэма. Что касается выбора времени, то Сэм выполняет домашнюю работу лучше, когда делает ее непосредственно после школы. (Некоторые дети, возможно, нуждаются в небольшом отдыхе на воздухе перед выполнением домашнего задания.) Если бы он не смог разобраться сам, следовало дать ему краткое, спокойное объяснение перед тем, как оставить его одного выполнять задание. Следовало также поставить условие: «Если ты сделаешь это за двадцать минут, сможешь пойти поиграть с друзьями».
Сэм — не глупый ребенок; он способен выполнять работу, если обстановка настраивает на успех. Он — типичный восьмилетний ребенок, который не любит, чтобы его изводили. Теперь Сэм наслаждается одобрением, которое он получает от родителей и преподавателя, и удовлетворением, которое приходит вместе с хорошо выполненным заданием. Обычно он делает свою домашнюю работу потому, что он хочет, а не потому, что его заставляют.

 

Импульсивность


Импульсивность - наиболее яркая черта характера детей с гиперактивностью, которая создает много проблем. Они действуют под воздействием момента и не рассматривают последствия своих действий. В школе таких детей называют «взрывными». С ними часто происходят несчастные случаи и инциденты. Мяч выкатывается на проезжую часть улицы, а за ним выбегает шестилетний ребенок, несмотря на то, что вы многократно предупреждали об опасности. Он не непослушный или непочтительный; он действует под влиянием импульса. Он может даже чувствовать себя виноватым, что нарушил правила поведения на улице. Импульс возник внезапно, и он последовал за ним без размышления.
Поскольку гиперактивность — болезнь, которая не проявляет традиционные признаки, этим детям не приходится рассчитывать на помощь или сочувствие. Представим себе, что в класс в инвалидном кресле въезжает ребенок с церебральным параличом. Дети бросаются ему на помощь, чтобы он мог добраться до своего места. Слепому ребенку назначают одноклассников для помощи. Ребенок с диагнозом гиперактивность влетает в класс, сбивает парты, ерзает на своем месте и раздражающе стучит карандашом целый день. Он становится неприятен для других детей, и они отходят от него. Помогая ребенку справиться со своим импульсивным характером, вы можете решить проблемы, связанные с поведением, и улучшить его внутреннее состояние. Используйте следующие специальные советы по воспитанию импульсивного ребенка:

 

  • Учите ребенка сначала подумать прежде, чем действовать, заставьте сосчитать до пяти, прежде чем он начнет действие. Воспитывайте у ребенка способность учитывать последствия своих действий, прежде чем что-либо сделать, и объяснять их вам. Учите ребенка представлять, что будет чувствовать другой человек в результате его действий и.рассказывать об этом вам. Постоянно напоминайте ему: «Считай до пяти», «Подожди минуту», «Остановись и подумай!» Закрепите подобные навыки на практике так, чтобы обычная ситуация вызывала эти напоминания.
  • Когда ребенок находится в плохом настроении, дайте ему возможность сделать выбор. Если любой выбор является привлекательным для вас, предложите, например: «Что ты хочешь делать сначала: чистить зубы или надевать пижаму?» Возможность выбора помогает ребенку остановиться и подумать прежде, чем он бросится действовать, кроме того, он вырабатывает важное для жизни качество: умение принимать решение. Наличие выбора помогает согласовать выполнение домашнего задания: «Что ты хочешь делать сначала, математику или грамматику?»
  • Импульсивные дети могут быть агрессивны, что приносит им много неприятностей. Воспитывайте мягкость, чуткость и сочувствие у ребенка. Поручите ему заботиться о домашнем животном — о собаке или кошке.
  • Не наказывайте. Известно, что дети с гиперактивностью не исправляют свое поведение под действием наказания. Они не могут связать наказание с их поступком, поэтому наказания только делают их сердитыми.
  • Ограничьте использование термина «плохо» при корректировке поведения любого ребенка. Если вы имеете дело с ребенком с диагнозом гиперактивность — исключите этот термин полностью. Вместо того чтобы сказать «Это плохо», попробуйте: «Мы не будем делать так». Ребенок чувствует себя в союзе с остальными, которые знают, как вести себя, и это воспринимается им лучше, чем бесконечное «плохой мальчик». Насколько возможно, откажитесь от негатива. Вместо «Не делай этого», попробуйте: «Я собираюсь помочь тебе сделать это».
  • Импульсивный ребенок и импульсивный воспитатель несовместимы. Ваш ребенок нуждается во времени и пространстве, чтобы изменить свои интересы. А вам необходимо время, чтобы продумать свои действия, которые остановят ребенка от импульсивных поступков. Пробуйте метод трех карт: положите на стол три карты разного цвета и нарисуйте на каждой карте лицо, причем на последующей оно должно быть более грустное, чем на предыдущей. Когда ребенок ведет себя неправильно, дайте ему первую карту. Если он продолжает, он получает вторую карту, затем третью (на которой изображено самое грустное лицо). К тому времени или он изменит свое поведение на более конструктивное, или вы выработаете план коррекции поведения.
  • Импульсивным детям трудно стоять в очереди. Часто они прерывают разговоры окружающих. Если вы стоите в очереди в кинотеатре или универсаме, займите ребенка словесными играми или расскажите какую-нибудь историю.
    В конечном счете объясните ему, как можно занять себя книгой или мысленной игрой (например, придумывать слова, которые начинаются с каждой буквы алфавита). Вам необходимо так занять ребенка, чтобы время ожидания в очереди казалось короче.


Воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, иногда вам будет казаться, что он управляет вами. Рассмотрите различные уловки воспитания, которые помогут вам наслаждаться таким особенным ребенком, помогая ему постигать жизнь. Работа с гиперактивным ребенком делает вас мудрее и талантливее.

 

Контролируйте ребенка
В среднем детском возрасте ребенок может задать вам вопрос, который введет вас в смятение: «Почему я должен обо всем докладывать вам? Я уже большой». Воспитанные дети должны сообщать родителям, куда они идут. Контроль не означает управление поведением. Помогите детям понять, что контроль за их действиями — часть родительской ответственности. Требуйте, чтобы ребенок сообщал вам, куда он идет, с кем будет проводить время и когда вернется домой. Начните контролировать ребенка, когда ему нет еще десяти лет, объяснив, что так принято, это часть жизни; иначе, когда он станет подростком, он будет думать, что вы делаете это, чтобы управлять им, и превратит проблему в борьбу за власть. Также сообщите ребенку, что родителям интересно знать, где он. В семьях всегда интересуются, где каждый член семьи находится в данный момент.

 

Гиперактивность


Гиперактивность отличается .от обычной активности детей качеством и количеством моторной деятельности. Их движения часто кажутся бесцельными; они беспокойны и не знают усталости. Они берутся за все, снуют между людьми, суетятся. Родители вынуждены постоянно следить за ними. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь этим детям использовать избыток энергии в необходимом, конструктивном направлении. Попробуйте использовать наши предложения при воспитании гиперактивного ребенка:

 

  • Научите ребенка расслабляться. Один из вариантов: сесть спокойно, скрестить ноги, глубоко дышать и раскрыть руки, когда вы массируете его пальцы. Чтобы заставить ребенка глубоко дышать, нужно иметь немного воображения: «Представь себе, что у тебя в животе баллон, ты должен его надуть».
  • Учите детей чувствовать свое тело. Научите их уважать пространство других детей. «Вообрази, что есть пространство вокруг твоего тела, которое будет препятствовать столкновению с другими детьми».
  • Обеспечьте среду обитания. Жизнь с гиперактивным ребенком заставляет вас постоянно поддерживать порядок, но не ожидайте, что ваш дом будет столь же опрятным, как у соседа, у которого спокойный ребенок. Смотрите на вещи реалистично. Маловероятно, что ваш ребенок будет долго сидеть, не двигаясь. Эти дети, подобно остальным, нуждаются в определенных границах.
  • Научите гиперактивного ребенка внимательно слушать и не перебивать других людей.
  • Не делайте «перерывы» для гиперактивного ребенка. Сохраните концепцию, но измените формулировку.
  • Оцените материал
    (6 голосов)
  • Прочитано 19806 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…