Главная»Дети»Здоровье ребенка»Детские болезни»Сенсорные системы и их нарушения при дцп

Сенсорные системы и их нарушения при дцп

Сенсорные системы и их нарушения при дцп

Общее развитие локомоций у ребенка требует совершенной системы сенсорных коррекций.

Чувствительной частью двигательного анализатора является кинестетическая, проприопептивная чувствительность: сознательная — мышечно-суставная и бессознательная (сиино-церебеллярные тракты Флексига и Говерса). Нарушения разных типов обшей чувствительности вызывают соответствующие клинические симптомы.
Овладение основными моторными этапами невозможно без удержания тела в вертикальной позе и равновесии. Поддержка тела и его равновесие в разных положениях обусловливается и сохраняется афферентными возбуждениями из разных органов, благодаря чему человек имеет точное чувство положения, схемы тела и конечностей в пространстве. Очень часто эти импульсы могут не доходить до коры большого мозга, тогда регуляция положения нашего тела и равновесие могут осуществляться автоматически.
Источниками постоянной информации о положении тела в пространстве является вестибулярный аппарат (лабиринты), мышцы, связки, суставы, тактильные, кинестетические ощущения, чувство давления, веса, зрение, слух. В ответ на эти раздражители возникают статические рефлексы, которые обусловливают и сохраняют позу тела, равновесие при спокойном стоянии, сидении, лежании.
Сенсорные, чувствительные, афферентные восходящие системы имеют огромное значение в жизнедеятельности организма. Благодаря чувствительности и органам чувств организм устанавливает связь с внешней средой и ориентируется в ней. Поверхностная чувствительность (тактильная, болевая, температурная) позволяет ребенку изучить близлежащий мир и освоиться в нем (ощушение тепла матери, холода от мокрой пеленки, изучение контуров собственного тела). С помощью органов чувств — дистантных, телерецепторов — зрения, слуха, обоняния — ребенок осваивает отдаленное пространство. Все чувствительные пути, которые соединяют рецепторы, воспринимающие раздражение внешнего мира, и корковые центры-анализаторы чувствительности в разных частях теменной, затылочной и височной долей головного мозга являются трех-или более нейронными. Прохождение перекодированного электрического импульса в кору регулируется и анализируется сначала низшими центрами в спинном мозгу и стволе, а затем в высших этажах — в зрительном бугре подкорки и чувствительных анализаторах коры. Такая "многоэтажная" регуляция обеспечивает надежность в работе нервной системы ибо сигналы, передаваемые по чувствительным путям в мозг, являются информацией об окружающей среде и основой для проведения сложной работы мозга по организации ответа на полученную информацию.
Все возможные для исследования чувствительные модальности разделяются на две группы: первичные, для ощущения которых необходима целостность чувствительных путей от рецепторов до зрительного бугра (боль, температура, тактильные ощущения, чувство положения и давления, вибрация), и вторичные виды (стереогноз, барогноз, графестезия, чувство дискриминации, двумерно-пространственное чувство) — требуют участия высших корковых структур и зависят от сохранности таламо-кортикальных структур. Пациент с патологией теменной доли может иметь на противоположной стороне от очага нормальную первичную чувствительность и нарушенные вторичные ее виды.

{module директ4}

Для выполнения движении, локомоний, удержания позы в высших отделах мозга существует сложная система интеграции между сенсорными и моторными образованиями.
Из задних вентромедиального и вентролатерального ядер зрительного бугра — коллектора всей чувствительности в подкорке — импульсы поступают в постцентральную извилину в коре. Однако волокна из переднего вентрального ядра и вентролатерального ядра таламуса идут также и в прецентральную моторную кору. Указанные подкорковые ядра, в свою очередь, получают информацию от лентикулярного ядра. Основные эфферентные пути спускаются из прецентральной извилины вниз по кортико-спинальному тракту, но часть их проходит через лобную кору и заканчивается в лентикулярном ядре, а часть эфферентных волокон идет прямо в таламус для создания дополнительной обратной связи и реципрокного контроля потока импульсов. Таким образом, моторный реверберационный круг связывает в каждой гемисфере фронтальную моторную кору — лентикулярное ядро — зрительный бугор. Кроме того, этот круг через прямые или непрямые контакты имеет связь с внутренней капсулой, красным ядром, мозжечком, ретикулярной формацией и другими стволовыми структурами.
Сенсорный реверберационныи круг объединяет постцентральную сенсорную кору, лентикулярное ядро и зрительный бугор. При патологических состояниях таких как инсульт, мозговая травма в одной гемисфере оставшиеся неповрежденные круги в здоровом полушарии берут на себя функции другого поврежденного полушария.
Особенно выраженным является моторный дефицит при наличии очага в левой гемисфере. При нарушении моторных и сенсорных реверберационных кругов у больных клиницисты наблюдают: кинетическую апраксию, дефицит динамической чувствительности (нарушения стереогноза, чувства дискриминации) при сохранности статической чувствительности (тактильная, болевая). При сочетанном их поражении конечности не могут выполнять движения в быстром темпе, затруднено их переключение, создание целости движения или наступает внезапная его остановка. Пораженная конечность не воспринимается больным или се существование игнорируется (аутотопагнозия, анозогнозия).
Исследование чувствительности у детей весьма затруднено по многим причинам. Методы исследования чувствительности основываются на субъективных реакциях больных в ответ на то или иное раздражение. Ребенок не всегда может различать раздражения, правильно проанализировать и соответственно описать их. Определить характер и границы поражения, то есть установить вид и тип поражения чувствительности, очень сложно у детей в возрасте до 3-5 лет. Это исследование требует большого внимания и кооперации врача и пациента. У детей младшего возраста реально можно оценить только болевую чувствительность по реакции ребенка — гримаса боли, плач, моторное беспокойство после укола иголкой в разных частях тела.
При ДЦП наблюдаются нарушения в основном проприопептивной (кинестезия, чувство положения и движения), а также сложных видов чувствительности (стереогиоз. двумерно-пространственное чувство). Кинестезия — чувствительная основа всех движений — возникает внутриутробно и в дальнейшем, по мере развития вестибулярной системы, зрения и слуха, способствует восприятию и ощущению положения собственного тела в пространстве. При отсутствии или снижении этой чувствительной информации у ребенка нарушается восприятие своих частей тела и себя как единого целого в окружающем мире. У больного изменяется оптико-пространственное восприятие внешнего мира, чувство схемы тела, возникает зрительная, слуховая агнозия или конструктивная апраксия.
Исследования выявили у 51% детей с ЦП нарушения чувства дискриминации и стереогноза. Было обследовано 220 детей в возрасте 7—14 лет с различными формами ЦП. Способность к различению двух точек укола, наносимых циркулем на кожу, была снижена во всех случаях по сравнению с контрольной группой, особенно при диплегии и на стороне гемиплегии. Менее выраженными были нарушения чувства дискриминации у детей с атстозной формой ДЦП. Это подтверждает вывод о том, что сенсорные нарушения являются составной частью клинической картины ДЦП.

 

  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 4650 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…