Матрицы рождения по Грофу
Перинатальные матрицы по Грофу отражают закономерности перехода и могут помочь выявить те жизненные ситуации, которые формируют наши индивидуальные проблемы, а вместе с ними и потенциал развития.
Как всегда, у нас есть выбор: можно полноценно прожить сответствующий этап жизни и разрешиться от связанного с ним бремени, а можно и застрять в нем, и тогда развитие ситуации может обернуться против ребенка.
Первая матрица: внутриматочная фаза (зачатие и беременность)
В случае полноценно прожитой первой матрицы ребенок ощущает себя свободно парящим в совершенном раю. Он желанный ребенок и чувствует себя на седьмом небе или как в стране с молочными реками и кисельными берегами. Если же он проживает это время в негативном ключе, поскольку является нежеланным или подвергается попыткам аборта, он чувствует себя как в аду, полон недоверия и уныния и обреченно ждет новых подлостей со стороны своего окружения.
Речь идет о большом временном отрезке от нидации до более поздней фазы, когда плод впервые натыкается на границы своего казавшегося прежде безграничным мира. В идеале возникающее при этом чувство должно быть чувством единства со всем миром. Регрессивные мечтания о стране молочных рек и кисельных берегов в последующей жизни связаны с этой ранней ситуацией. Но никогда более ребенок не познает это состояние в столь чистом виде, как в начале своей жизни. Все регрессивные попытки вернуть этот мир заканчиваются разочарованием и фрустрацией.
Наши глубинные стремления направлены к единству, хотя божественный, священный мир для выросшего в полярности человека находится не на этой Земле: нащупать доступ к нему можно, лишь следуя духовному пути. В земной жизни мы можем познавать противоположности одну за другой и должны принимать во внимание влияние полярностей. Если мы ищем тотальной защищенности, то обрекаем себя на то, чтобы прочувствовать ее пространственные границы в их давящей, навязывающей ограничения тесноте. Если же мы стремимся к полной свободе, то сталкиваемся и с холодом, окружающим нас на ее высоте.
Нам не остается ничего, кроме как пожертвовать этим райским состоянием единства, дабы продвинуться на жизненном пути и вновь обрести единство на более высоком уровне. Самые разные духовные традиции описывают трансцендентные состояния, которые позволяют вновь открыть для себя красоту первой фазы нашей жизни(Особенно эффективно прочувствовать это состояние может помочь техника связанного дыхания, поскольку лишь в глубине собственной сущности мы можем вернуться к тому качеству, к которому нельзя прийти на уровне внешних переживаний).
Люди с позитивным опытом взаимодействия с первой матрицей живут, испытывая полноценное базальное доверие и относясь ко всему как к само собой разумеющемуся. Они уверены в себе и кажутся баловнями судьбы, которым жизнь дарит все и у которых все получается будто бы само собой. Правда, столь полнокровное проживание первой матрицы сопряжено с опасностью, что уверенность в себе может лишить их возможности адекватно себя оценивать, особенно если они стремятся пропустить любую критику мимо ушей. Под счастливой звездой им бывает нелегко заметить темные тучи, которые в результате нередко формируют вокруг них огромную тень.
Такие люди легко отыскивают позитивные стороны в жизненных изменениях, однако им тяжелее освободиться от влияния матери и зависимости от нее. Они могут освободиться от многого, но за этот подол держатся особенно крепко, не в последнюю очередь потому, что с матерью их связывают столь прекрасные переживания. Их главный шанс заключается в том, чтобы через внутреннее освобождение от матери вырасти и по-настоящему принять на себя ответственность за свою жизнь, а не мастерски инсценировать ее. Вспомним героинь сказок и мифов, которым так или иначе приходилось терять привычный рай, дабы впоследствии вновь обрести его на более высоком уровне. В противном случае возникает опасность того, что они так и останутся вечными подростками или вечными девушками.
Вторая матрица: фаза открытия
В то время как первая матрица обещает райское блаженство, вторую можно сравнить скорее с изгнанием из рая. Натолкнувшись на границы своего пространства, плод чувствует, что материнское лоно его сковывает и ограничивает, причем ситуация становится все жестче. Его собственный рост непрерывно усиливает это давление, до тех пор пока в фазе раскрытия оно не достигает первой высшей точки. Невероятное давление сжимает и питающие кровеносные сосуды, что может вызвать ощущения холода и удушья, которые нередко проживаются вновь в рамках реинкарнационной терапии или сеанса связанного дыхания. Ребенок застрял в тупике. Обратно в рай пути нет, а тот, что открывается перед ним, внушает страх, прежде всего потому, что является необозримым. Кажется, выхода нет. Свет в конце тоннеля не виден, поскольку маточный зев еще не раскрылся.
Ситуация безвыходности накладывает отпечаток на людей, которые застревают сознанием во второй матрице. Им часто кажется, что они находятся на пределе своих возможностей, они ощущают давление, которое повергло их в безвыходное состояние еще во время схваток, и в повседневной жизни. Они не знают, что с ними будет дальше, и ощущение бессмысленности может стать определяющим в их жизни. Часть своей жизни они могут страдать от страхов, которые активизируются во взрывоопасных, ведущих с их точки зрения в тупик ситуациях. Следствием является рефлекс бегства в направлении старого благополучного мира первой матрицы.
В поиске возможностей разрешения от бремени ярко выраженной второй матрицы бывает полезно взглянуть на обстоятельства рождения конкретного человека. В этой фазе ребенка все сильнее вжимает головой в пока еще не раскрытый маточный зев. Боль и страдание становятся субъективно невыносимыми, не видно ни света, ни выхода. Но в какой-то момент именно это давление провоцирует раскрытие маточного зева, и начинается прорыв в следующую фазу. Точно так же давление имеет смысл и в жизни, помогая открывать ворота и двери, особенно если мы выдерживаем его и осознанно к нему относимся — и, конечно же, не теряем веры, что однажды и эта ситуация разрешится.
Возникает ассоциация с прохождением преисподней, без которого невозможен выход на свет. Тем не менее, многие негативно фиксированные на второй матрице люди жарятся в аду большую часть своей жизни, поскольку не теряют веры в то, что именно в регрессии их ждет спасение и избавление, и пытаются убежать. Таким людям следует помочь с осознанием того, что в потоке поиска они забыли о таком важном его компоненте, как способность найти выход.
Если мы вчувствуемся в типичную для такого человека ситуацию, то сможем понять, какой фрустрацией проникнуто его отношение к жизни. Например, человек склонен учиться спустя рукава, пока не настает время экзаменов; разрывает отношения ровно перед тем, как они грозят обрасти обязательствами, а затем тратят много времени на скорбь по незавершенным жизненным ситуациям и открытым вопросам. Люди второй матрицы отличаются не только низкой фрустрационной толерантностью, но и нередко сталкиваются с той проблемой, что хотят добиться многого одновременно в разных областях и в результате распыляют свои силы. Если же им удается сконцентрировать энергию на одной цели, чаще всего у них оказывается достаточно ресурсов для того, чтобы усилия увенчались успехом.
Третья матрица: борьба за рождение
После того как ребенок вынес длительную фазу давления и безвыходности, приходит черед третьей фазы. Давление, сопротивляться которому нет особого смысла, стимулирует постепенное раскрытие маточного зева. Открывается второе дыхание, мобилизуются новые силы. Как только на горизонте снова забрезжил свет — образ, который вполне мог бы быть обязан своим возникновением ситуации родовспоможения, — положение пусть и не теряет напряженности, но все-таки становится не столь тупиковым. Приходит надежда, даже если силы уже совсем исчерпались.
Примерно то же самое переживает ребенок, когда он видит свет в конце тоннеля. Начинается собственно борьба за рождение, сопряженная с болезненными и пугающими ощущениями. Проходя через родовой канал, ребенок в каждом моменте ощущает притеснение, выпихивание. Голова его проталкивается сквозь кровь и кал, но с этого момента он может начать бороться за жизнь.
Каждый из множества травматических моментов этой фазы может, будучи непроработанным, всплыть вновь через годы или десятилетия и в связи с совершенно иной причиной. Боязнь открытых пространств и сексуальные отклонения, такие как склонность к удушению, возбуждение в связи с актами выделения кала и мочи, внезапно обретают объяснения, если принять во внимание третью матрицу. Поскольку боль стеснения и радость освобождения в этой фазе часто идут рука об руку, некоторые описывают данное временное пространство и как эпизод получения первого сексуального опыта.
Люди, фиксированные на третьей матрице, могут превратиться в неутомимых борцов, не теряющих своей цели из виду ни на миг. Они любят изменения, а иногда и катастрофы. Неутомимость может стать одной из их отличительных черт. И если человека с проблемами во второй матрице по жизни сопровождают чувства страха и бессмысленности, то пленники третьей матрицы чувствуют себя обязанными доказывать себе и миру, как они сильны духом, добры или же насколько они лучше других.
В контексте учения о первопринципах эти люди, будучи плутониками, нередко хорошо знакомы с богом царства мертвых, ведь в данной фазе изгнания дети как никогда близко соприкасаются со смертью. В целом третья матрица представляет собой самый опасный фрагмент акта рождения и сопряжена с наибольшим количеством осложнений.
Если проблема людей второй матрицы состоит в том, что они склонны сдаваться и убегать, то у третьей сложности возникают с завершением дела и расслаблением. Смерть и перерождение являют собой центральную тему их жизни, однако нередко их сменяют непрерывные внешние изменения, проверка своих сил в прыжке на следующий уровень развития. С этой фазой связаны эрзац-ритуалы пубертатного периода, равно как и все разновидности экстремального спорта и многие другие опасные для жизни попытки повзрослеть.
Возникновение проблем в связи с какой бы то ни было фазой всегда сопряжено с недостатком осознанности. Подобно тому, как младенец должен был потерять свой прежний рай и борется за жизнь вне материнского тела, многие большие дети пытаются совершить прыжок во взрослую жизнь. Однако в отсутствие осознанности подобное второе рождение человека, несущего ответственность за свои поступки, просто невозможно. Прыжки с тарзанки, которые африканские дети на протяжении сотен лет успешно исполняли в силу их ритуальной окрашенности, даже при стократном повторении не приведут нас к Цели. В итоге заложники третьей матрицы вынуждены постоянно искать для себя новые сложности и испытания, подстрекаемые столь же интенсивной, сколь и ошибочной надеждой, что еще одно раздвижение внешних границ страха и боли наконец-то дарует им освобождение.
Бесчисленные мифологические битвы с драконами указывают на то, как осознанность помогает человеку преодолеть собственную незрелость. Сказочные и мифические монстры символизируют яростные, инстинктивные и эгоистичные силы, которые необходимо покорить. Только когда в этих внутренних битвах одержана победа, открывается путь к принцессе, прекрасной молодой женщине, а вместе с тем и к собственной душе. Совершается окончательный прорыв, и младенец, как и взрослый, переходит на новый уровень жизни.
Четвертая матрица: рождение, освобождение
На момент окончательного освобождения ребенок преодолел все нагрузки, и жизнь на свободе вне материнского тела открылась перед ним. Все стеснение осталось позади, и широта нового, неизвестного пока мира ждет, когда новый человек начнет познавать ее. Если предшествующие фазы были прожиты и выстраданы осознанно, можно оставить прошлое позади и войти в настоящее. В этот момент открывается возможность начать все с чистого листа. Поскольку в понимании духовной философии все начинается с начала, первые впечатления могут оказать решающее влияние на то, как ребенок будет воспринимать мир на протяжении дальнейшей жизни.
Фредерик Лебойер обращал наше внимание на важность первых в жизни впечатлений, однако, к сожалению, большинство современных взрослых еще не имели возможности прийти в мир в рамках родов без насилия. Ослепленные ярким светом, жестко и с удушением принужденные сделать первый вдох, многие из них испытывают сложности с тем, как использовать свободу и возможности развития, даруемые четвертой матрицей.
В связи с этим возникает необходимость заново прожить незавершенные на внутреннем уровне фазы родов, дабы иметь возможность действительно освободиться от страданий прошлого. Многие люди ищут и инстинктивно находят такие жизненные ситуации и переживания, которые поддерживают их в этом. А кто-то «зависает» на том же месте и нуждается в терапевтической помощи, дабы вступить в этот процесс освобождения от родовых моделей, проевших ему все печенки.
На уровне души шаг к свободе обозначает, в первую очередь, принятие ответственности за свою жизнь. Воспользоваться своим потенциалом может только тот, кто признает законы полярного мира, то есть то, что каждое действие несет в себе и противоположный аспект. Когда человек встает на самостоятельный путь обретения свободы, он получает свободу распоряжения своей жизнью, однако лишается защищенности и безопасности карьеры должностного или официального лица. С другой стороны, каждая малая толика защищенности знаменует собой потерю свободы. Чем глубже мы отваживаемся погрузиться в полярность жизни, тем шире становится спектр наших возможностей приобретения опыта.
В идеале в рамках четвертой матрицы человек совершает подлинный прорыв и может насладиться плодами своих усилий. Такой человек реализовал возможность начать ту жизнь, которая ему действительно соответствует. Во всех значительных прорывах можно увидеть качество этой матрицы.