Курс грудного вскармливания в двух коротких принципах
Успешность грудного вскармливания зависит от способности матери производить достаточно молока и делать ею доступным для ребенка; она также зависит от способности ребенка стимулировать грудь, сосать, переваривать и переносить грудное молоко.
Большинство детей и большинство матерей обладают всеми данными для успешного процесса грудного вскармливания. И только некоторые этого не могут. Предполагая, что вы относитесь в первой, самой обширной, категории, я предлагаю вашему вниманию два пункта, которые очень важны при кормлении грудью.
- Вы должны понять принципы кормления грудью, овладеть техникой процесса и обеспечить себя поддержкой.
- Вы должны уметь читать и оценивать состояние вашего ребенка, чтобы знать, что кормление идет успешно.
Давайте взглянем на свежеиспеченных родителей и вместе с ними начнем изучать эти принципы.
Перечень необходимых вещей для успешного кормления грудью
Хорошо любое количество молока, но чем больше, тем лучше. Большинство наших проблем при грудном вскармливании происходит от недостатка поддержки со стороны культурных традиций, от недостатка знаний, недостатка мудрого руководства медиков. Просмотрев этот список, думаю, вы удивитесь, как много людей требуется, чтобы кормить грудью одного ребенка. Но в выигрыше остаются все. Мы все выигрываем, когда нам позволяется поддерживать молодую семью и принимать участие в воспитании детей.
Вклад матери
- Хорошее здоровье
- Достаточное питание, чтобы чувствовать себя энергичной, крепкой и позитивно настроенной
- Достаточный отдых
- Спокойное, позитивное отношение
- Следование при кормлении сигналам ребенка
- Понимание принципа спроса и предложения
- Обладание моральной и ситуативной поддержкой
- Отказ от наркотиков и ограничение алкоголя и курения
- Просьба о помощи, когда это необходимо
Вклад ребенка
- Просыпаться и оставаться в состоянии бодрствования во время кормления
- Есть достаточно часто
- Хорошо сосать и глотать
- Обладать нормально сформированным ртом и горлом
- Обладать ртом, достаточно большим, чтобы туда помещался материнский сосок
- Быть достаточно энергичным, чтобы сосать грудь
- Иметь желудок и желудочно-кишечный тракт, работающий должным образом
- Достаточно писать и какать
Вклад семьи
- Обеспечивать эмоциональной поддержкой, например слушать и ободрять
- Обеспечивать ситуативной поддержкой, например принимать идею грудного вскармливания, делать работу по дому, выполнять поручения
- Иногда выполнять родительские обязанности, например посидеть с ребенком и покормить
- Обеспечивать свое спокойное присутствие Вклад медицинских работников
До рождения ребенка
- Обсуждать то, что беспокоит мать в грудном вскармливании
- Обсуждать выгоды грудного вскармливания
- Физический осмотр груди и сосков
- Дать знания о кормлении ребенка и уходе за ним
В больнице или родильном доме
- Достаточная анестезия во время родов
- Одобряющая политика по отношению к грудному вскармливанию и обязательные процедуры
- Штат знающих и опытных сотрудников После выписки
- Рекомендуется визит медицинского работника сразу после выписки
- Решение проблем и общее руководство Вклад работодателя
- Обеспечение достаточно длительного отпуска
- Обеспечение перерывами, чтобы мать могла сходить к ребенку в ясли или сцедить молоко
- Обеспечение уединенным местом, где мать может сцедить молоко, а также наличие холодильника
- Обеспечение молодых родителей близкой парковкой
Вклад яслей
- Предложить гибкие процедуры кормления, которые способствуют кормлению грудью
История о двух детях
Джанет и Дэвид, Марта и Роберт в первый раз стали родителями. Обе матери хорошо переносили беременность, доносили детей до нужного срока. Роды тоже были нормальными. Они рожали в больнице, где дружелюбно настроенный сестринский персонал учил их, как правильно кормить грудью. Казалось, сестер совсем не удивляло, что Марта не знает, как держать Закари, а Джанет мучается, пытаясь во время кормления принять удобную позу и уложить Эмили так, чтобы та могла сосать и нормально глотать. Эмили была такой мягкой, что казалось: выпрямить ее - все равно что выпрямить лапшу! Наконец одна сестра сказала: «Живот к животу». И сразу все пришло в норму.
Каждая мама нуждалась в помощи, чтобы занять правильную позицию для кормления. Нужно было удобно устроиться на стуле, положить на колени подушку и положить ребенка на сгиб локтя. Джанет предпочитала кормить лежа, а Марта -сидя. Обе матери много читали о правильных позициях и приготовлениях к кормлению, но, к их искреннему удивлению, на практике все оказалось сложнее. В каждое кормление медсестры внимательно следили, чтобы дети сосали то одну грудь, то другую - они даже предложили отслеживать это с помощью английской булавки на чашечке лифчика. Сначала предложение показалось глупым, но потом матери обнаружили, что такой выход удобен.
Молодые мамы были поражены, как предсказуемо ведут себя их дети. Медсестра показала им, как поглаживание ближайшей к соску щеки ребенка способствует тому, что малыш, как по команде, поворачивается, открывает рот и ищет сосок. Марта даже испугалась, когда Закари схватил губами ее грудь. Было так здорсЛо наблюдать, как большая часть соска и околососкового кружка исчезают во рту такого крошечного ребенка. Закари очень сильно давил на сосок челюстями, Марте было даже немного больно, когда он схватился за него в первый раз. Казалось, малыш прекрасно зщет, как правильно брать в рот сосок и сосать.
Эмили продвигалась вперед не так быстро. Она удовлетворялась тем, что брала только самый край соска, и когда она сжимала челюсти, это было действительно больно. Медсестра показала Джанет, как помочь Эмили полностью захватить ртом сосок. Для этого женщина должна была сжать сосок и околососковый кружок большим и указательным пальцами (Использование большого и указательного пальцев для сдавливания соска называется С-захватом. Если вам неудобно или ваши пальцы не сгибаются подобным образом, попробуйте V-захват, где сосок нужно сжимать указательным и средним пальцами.), вмять сосок по направлению к грудной клетке, а затем уже сунуть ребенку в рот. Также помогало, когда Джанет выпрямляла шею ребенка и слегка наклоняла его голову назад. Рот Эмили открывался шире, и девочка лучше захватывала сосок. Но даже если Джанет ухитрялась все проделать правильно (это было трудно!), Эмили все равно брала правую грудь лучше левой. Когда к ним заглядывала консультант по лактации, Джанет не решалась упомянуть об этом она думала, что проблема возникла из-за ее неловкости. К удивлению женщины, консультант серьезно отнеслась к ее словам и высказала предположение, что у Эмили, должно быть, проблемы с сосанием. Она засунула палец ногтем вниз в рот Эмили и начала осторожно тереть нёбо девочки, пока та не начала активно сосать. Потом консультант показала родителям, как правильно это делать, и быстро положила ребенка на грудь Джанет. Эмили прекрасно справилась: она захватила ртом сосок и околососковый кружок и стала энергично сосать.
Обе пары родителей были удивлены, насколько охотно дети сосали даже то небольшое количество сначала прозрачного, потом желтоватого молозива, которое первое время вырабатывалось в материнской груди. Они очень беспокоились, что их выписали из больницы до того, как появилось настоящее молоко, и идея перейти на искусственные молочные смеси казалась очень привлекательной. Однако посещавший их диетолог уверил, что молоко скоро появится. Он сказал, что сейчас детям вполне хватает молозива: оно повышает их иммунитет, и было бы мудрым не мешать детям его есть. Из молозива дети получают от 50 до 100 калорий в день, но настоящий аппетит приходит к детям спустя несколько дней после рождения, и на это время молозиво вполне может заменить молоко. И Закари, и Эмили попались внимательные педиатры, которые попросили родителей прийти на прием в клинику через пять дней после выписки. К тому времени у матерей появилось настоящее молоко. Жидкое и голубоватое, к концу кормления оно становилось густым и непрозрачным. Матерям было очень интересно наблюдать за подобными метаморфозами, которые к тому же соответствовали тому, что они читали об изменении жирности молока в начале и конце кормления. Джанет говорила, что ее грудь полна молока, что она осознает процесс его опускания. Она чувствовала, как молоко покалывает и пощипывает ее грудь. Марта же сообщила, что ее грудь мягче, что она не испытывает ничего подобного, хотя может предсказать появление молока по тому, как медленно, с долгими глотками, начинает сосать Закари.
Несмотря на все волнения, связанные с получением нового опыта, Дэвид оказался достаточно любопытным, чтобы поинтересоваться у педиатра, что та будет проверять в самый первый после выписки прием. Она ответила, что проверка будет касаться желтухи* (пожелтение, вызванное разрушением у новорожденных излишка красных кровяных телец), обезвоживания, а также насколько здоров ребенок. Она также сообщила, что обязательно нужно проверить, появилось ли молоко и как проходит кормление. Педиатр предупредила родителей, чтобы они отслеживали количество использованных памперсов: 6-8 штук в день вполне нормально, причем большинство памперсов должно носить следы желтоватой субстанции, означающей дефекацию. Первый осмотр прошел успешно. Со дня выписки оба ребенка набрали некоторый вес, а Эмили ухитрилась поправиться так, что ее вес сравнялся с массой тела при рождении. Родителям посоветовали появиться в клинике через месяц. Роберту это показалось слишком долго, потому что Закари не набрал веса, сравнимого с массой его тела при рождении. Отец поинтересовался, нельзя ли прийти раньше. Педиатр уверила его, что с ребенком все нормально, но Роберт настаивал, и следующий визит был назначен через две недели.
Дальше у каждой из семьи все пошло по-своему. Ребенок Джанет и Дэвида стал очень активным, требовательным. Его трудно было удовлетворить. Эмили спала нерегулярно, просыпалась с криком и казалась голодной. Днем она хотела есть почти каждые два часа, хотя необходимости в этом вроде бы не наблюдалось. Ночью же она просыпалась в два раза чаще. Она любила поесть и сосала очень жадно. Опустошив одну грудь, она разражалась криком и не переставала капризничать, пока мать не давала ей другую. Эмили быстро высасывала ее, затем начинала оглядываться по сторонам в надежде на добавку. Было трудно понять, чего девочка действительно хочет; не менее трудным оказалось помочь ей стать спокойной и довольной. Ненадолго вздремнув, она снова просыпалась, требуя, чтобы ее взяли на руки, успокоили и развлекли. Потом она начинала сосать.
Дэвид делал все возможное, чтобы помочь жене. Он подносил ребенка Джанет для ночного кормления, днем менял девочке памперсы, успокаивал ее, но, несмотря на его усилия, Джанет была на грани. Дэвида сильно беспокоило, что Эмили так часто ест и все равно выглядит голодной. Ему казалось, что она недоедает. Отец успокаивал себя тем, что Эмили пачкает достаточно памперсов - верный признак того, что все идет как надо. Родители несколько дней отслеживали, как девочка ходит в туалет, записывая результаты на листочке бумаги. Им было неудобно за такой интерес к отходам жизнедеятельности ребенка, но проделанная работа пошла только на пользу. Они убедились, что все идет так, как и должно идти. Однако настроение родителей вновь упало, когда зашедший в гости знакомый заметил, что Эмили много ест. Он даже высказал предположение, что молоко Джанет вредит ребенку и что девочку следует перевести на искусственное вскармливание по часам. Дэвид и Джанет знали, что им нужно быть твердыми и не поддаваться на провокации, но сам эпизод чрезвычайно расстроил Джанет. Вежливо, но твердо Дэвид сказал знакомому, что с Эмили все в порядке и что они не планируют переходить на искусственное вскармливание. Джанет решила позвонить консультанту, которая так ей понравилась еще в больнице. Задав несколько вопросов - что еще беспокоит, как девочка ходит в туалет, как себя чувствует сама Джанет, - медсестра уверила женщину, что все нормально. Это помогло, но ощущение тревоги все равно осталось. Родителям Эмили приходилось то и дело уверять друг друга, что они на правильном пути.
Марте и Роберту было легче. Им повезло, что мать Марты согласилась к ним приехать и остаться на пару недель. В ее присутствии они чувствовали себя спокойнее, что сильно помогало при уходе за Закари. Однако они тоже нервничали, несмотря на то, что мальчик оказался очень покладистым ребенком. Он спал три-четыре часа подряд, а когда просыпался, был все еще сонным. Во время кормления он много раз начинал сосать и останавливался. Часто мальчик засыпал еще до того, как переходил ко второй груди. Мать Марты внимательно наблюдала за этим, но держала свою тревогу при себе. Но когда она через день после первого визита в клинику второй раз обнаружила, что памперсы сухие, ей пришлось вслух сказать о своих подозрениях: Закари слишком сонный, во время кормления ему нужно помогать оставаться бодрствующим.
Мать Марты не была уверена, что точно знает, как это сделать. Она читала книгу «Как заставить ребенка есть... но не слишком много» и понимала, что все предложенное медиками - встряхивание малыша, щекотание подошв и прекращение кормления* чтобы дать ему срыгнуть - только взволнует мальчика, и он будет есть не больше, а меньше. Родители попробовали развертывать ребенка и сажать его, но он все равно оставался сонным. В отчаянии мать Марты предложила с ним поговорить. Марта начала говорить с Закари мягким, успокаивающим голосом, но ее мать предложила поэкспериментировать, чтобы определить, какой тон интересен ребенку больше всего. Оказалось, что ему нравится, когда мать беседует с ним. Поэтому во время кормления Марта безостановочно говорила, рассказывая мальчику, какой он замечательный, как они пойдут в больницу. Она говорила ему все, что придет в голову. Закари сразу оживлялся, широко открывал глаза и начинал есть более размеренно. Кушая, он неотрывно смотрел чуть выше уха матери. Между кормлениями Роберт поднимал его к своему лицу и тоже разговаривал. Это помогло Закари оставаться бодрым дольше. Буквально в течение дня мальчик научился просыпаться чаще, он оставался бодрым все кормление. Через день-два увеличившееся количество испачканных памперсов показало родителям, что они снова могут доверять ребенку выполнять его часть работы.
Однако пока Марта с Робертом не сходили на следующий прием, время которого настало через две недели, они не были уверены в благополучии ребенка. Оказалось, беспокоились они зря: Закари набрал вес, соотносимый с массой его тела сразу после рождения, и чувствовал себя хорошо. В больнице родители сообщили о том, что Закари слишком сонный, и врач сразу засыпал их вопросами. Выслушав ответы, он сообщил, что они все делают правильно, но посоветовал будить мальчика каждые два часа для кормления. Врач дал и другие советы: разворачивать ребенка, сажать, ходить вокруг него и разговаривать с ним. Родители сообщили, что подобная тактика не помогает. Тогда врач указал, что этим следует заниматься за 10—15 минут до того, как Закари окончательно-проснется.
Попытки родителей будить мальчика каждые два часа по графику не увенчались успехом. Проделывая процедуры, направленные на то, чтобы ребенок проснулся, они чувствовали себя ужасно. Он был таким вялым! Мало того, когда его насильно будили, он отказывался есть. В конце концов родители перестали вмешиваться в его сон и приемы пищи, полностью отдав ему руководство в этих ситуациях. Они просто продолжали внимательно следить за его поведением во время кормления и тем, как он ходит в туалет. Мальчик прекрасно справлялся. Большую часть времени он придерживался собственного режима, прося есть каждые 2-3 часа. Изредка он просыпался уже через час и даже мог требовать три кормления подряд с небольшими перерывами между ними. Ночью Закари спал примерно четыре часа, но поскольку он продолжал исправно ходить в туалет и оставался бодрым во время кормлений, родители решили следовать тому, что он хочет. Удивительно, но, казалось, мальчик предпочитает кормления, широко разбросанные по времени. Особенно это касалось раннего полдня и ночи. Спать он мог три часа подряд, но когда просыпался, то просыпался полностью, при этом хорошо ел и мог оставаться бодрым 20-30 минут. Конечно, родители продолжали следить за его физиологическими отправлениями, но с ними все было в порядке. Когда мальчику исполнился месяц и пришло время очередной проверки, они обнаружили, что с ним все обстоит благополучно.
По сравнению с Мартой и Робертом Джанет и Дэвид перед проверкой чувствовали себя отвратительно, ожидая худшего. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что за это короткое время Эмили набрала почти три фунта (1 кг 300 г). Они посчитали результат ошибкой, зная, насколько голодной казалась дочь и как часто она нросила есть. Фельдшер уверил их, что требовательность Эмили к частому кормлению, жадность, с которой она высасывала материнскую грудь, - это именно то, что требуется девочке на данном этапе. Такой график кормления сложен для родителей, но он помогает ребенку развиваться, а значит, является для нее нормальным. Поняв это, родители расслабились и перестали мучиться сомнениями относительно правильности того, что они делают. В результате несмотря на то, что режим питания Эмили продолжал оставаться таким же напряженным еще почти месяц, родителям стало гораздо легче справляться с кормлением.