Помогите ребенку справиться с приемом пищи
Чтобы ребенок лучше справился с едой, важно выбрать правильное время кормления.
Малыш должен быть полностью проснувшимся (но не перевозбужденным или обессилевшим от плача), проголодавшимся и спокойным. Помогите ему и дальше оставаться спокойным и не сонным, кормя плавно и не прерывая процесса, пока ребенок не покажет, что сыт. Прерывать процесс кормления можно только тогда, когда требуется дать ребенку другую грудь или помочь ему отрыгнуть, если он заглотил слишком много воздуха. Если ребенок останавливается и при этом чувствует себя комфортно, не мешайте ему, говорите с ним или просто смотрите на него. Скорее вещего, он хочет передохнуть или пообщаться. Очень часто паузы в кормлении являются для ребенка временем общения. Если вы не будете слишком суетиться, подобная пауза станет для вас и вашего ребенка прекрасным моментом узнавания друг друга.
Нам трудно поставить себя на место малыша, но давайте попробуем понять, что означает для него просыпание и необходимость оставаться бодрствующим, чтобы поесть. Представьте: вы сидите на лекции после сытного обеда, вас сильно клонит в сон, но вы старательно держите глаза открытыми. Насколько бодрой и настроенной на работу вы будете? Чтобы понять, что такое для малыша перевозбуждение, возьмем другую ситуацию. Представьте, что вы выпили слишком много кофе или охвачены стрессом, ваши нервы натянуты, как струна. Вам, как и ребенку, будет трудно собраться и оставаться таковой, чтобы выполнить предстоящую работу. А теперь у «рас прилив сил. Вы спокойны, внимательны, настроены на работу. Чудесные ощущения, правда? Они нравятся ребенку. Он прекрасно себя чувствует, готов общаться и выполнять работу по приему пищи, когда собран и спокоен.
Помогите ребенку быть спокойным. Поэкспериментируйте с тем, чтобы узнать, что позволяет вашему ребенку оставаться спокойным и собранным во время кормления. Возможно, он справляется со всем этим самостоятельно, а возможно, ему требуется ваша помощь. Когда вы кормите ребенка, держите его примерно в футе от лица и смотрите на него. Время от времени он будет смотреть вам в глаза, но большую часть времени его взгляд будет направлен на ваше ухо или в стороны. Изначально у детей больше развито периферийное зрение: они лучше видят уголками глаз или боковым зрением. Ребенку очень интересно ваши лицо и глаза; его будут притягивать пятна тени и света, которые по форме напоминают лица. Поговорите с ним. Он знает и узнает ваш голос.
Поэкспериментируйте с тоном и скоростью речи, запомните, на что ребенок реагирует лучше всего. Ему понравятся и мелодичный, мягкий голос, и голос высокий - таким обычно и говорят с ребенком. Также попробуйте побеседовать с ним. Вы обнаружите, что тон, которым вы обычно и разговариваете, ребенку наиболее интересен. Во время экспериментов внимательно следите за тем, чтобы не перевозбудить его. Тот же высокий, «детский», голос может заставить его начать вырываться.
Поэкспериментируйте с движениями. Когда ребенок сосет более размеренно -когда вы его качаете или просто держите? Поэкспериментируйте с тем, как вы его держите: в горизонтальном положении, стоя, прижимая к себе или, наоборот, ослабляя руки. При этом держите ребенка достаточно крепко, чтобы он не чувствовал, что вот-вот упадет, но и вполне свободно, чтобы у него было место для маневра. Во время кормления ребенок спокоен и организован, если его позиция правильна: его ухо, плечо и бедро должны находиться на одной линии; голова должна лежать ровно, а подбородок быть слегка приподнятым. Внимательно отнеситесь к тому, как вы касаетесь ребенка. Делайте это медленно, плавно, осторожно, но уверенно. Становится ли он более спокойным и собранным, когда вы поглаживаете его ручки, ножки, спинку, животик, или ему больше нравится, когда ваша рука лежит спокойно? Поставьте себя на его место. Подобные касания вам тоже должны нравиться. Поколения родителей учились будить детей щекоткой. Они щекотали их под мышками, под подбородком, щекотали подошвы ног. Обдумайте это. Как бы вы хотели, чтобы вас щекотали? Скорее всего, ваши действия ребенку понравятся, в крайнем случае он не будет возражать. Но если он выглядит раздраженным, «отключается», то ваши касания ему неприятны. Ребенок перевозбужден, когда смотрит в сторону, быстро дышит, зевает, хмурится или теряет ясность взгляда. Имейте в виду, что такая его реакция направлена не на вас, а на ваши действия. Вы как никто другой важны для вашего ребенка, и позитивное отношение к нему с вашей стороны позволит ему наслаждаться общением с вами и дальше.
Избегайте нервных резких движений, потому что они раздражают и расстраивают ребенка, ему становится труднее справляться с приемом пищи. Исследования показывают, что ребенок хуже ест и хуже развивается, когда тот, кто его кормит, суетится при выполнении своих обязанности: постоянно трясет малыша, бутылочку, время от времени вытаскивает соску изо рта, заставляет часто отрыгивать, постоянно проверяет уровень молока в бутылочке, то и дело поправляет пеленки и во время кормления щекочет подошвы ног. Подобные способы разбудить ребенка и заставить его есть стали частью традиции, и%ы воспринимаете их как естественный порядок вещей. Но традиция ошибается - методы абсолютно не срабатывают. Дети меньше наслаждаются едой и общением, когда их сигналы не принимаются во внимание, и чуткий, настроенный на ребенка человек во время кормления, конечно, не будет мешать ребенку получать удовольствие.