Главная»Дети»От 1 до 3»Развитие и воспитание ребенка от 1 до 3 лет»Разговор с малышами: что они могут и чего не могут понять

Разговор с малышами: что они могут и чего не могут понять

Разговор с малышами: что они могут и чего не могут понять

Воспитание послушания.

Малыши не говорят много, но это не значит, что они не понимают, о чем их спрашивают.
В возрасте примерно пятнадцати месяцев ребенок может начать выполнять «одношаговые» указания: «Пойди и возьми мяч». К. двум годам они могут выполнять «двухшаговые» указания: «Пожалуйста, найди свои ботинки и принеси их мне». До восемнадцати месяцев малыши не следуют голосовым просьбам, не подкрепленным действиями. Фраза «Не таскай кошку за хвост» ничего не значит до тех пор, пока вы не оттяните его пальцы от кошачьей шерсти и не покажете ребенку, что нужно делать, сопровождая свое действие словами: «Погладь кошку. Будь ласков с кошкой. Не таскай кошку за хвост». К двум годам дети в большинстве случаев следуют голосовым командам без физической помощи.
Годовалый ребенок может понять, что «нет» или «стоп» означают, что он должен прекратить делать то, что он делает, и это находится в пределах его понимания. Но это не значит, что вам не нужно объяснять: «Стой. Не трогай», -говорите вы, желая, чтобы он убрал руки от чего-то. — «Будет больно». В свое время это выражение можно сделать более сложным: «Стой. Не трогай. Будет больно. Плита горячая!» Родители обычно говорят, как много приходится объяснять ребенку, прежде чем он начнет реагировать. Объяснения для малыша должны быть простыми и краткими. Лучше потратить свою созидательную энергию на выбор альтернативы неправильному поведению, чем на определение терминов.
Родители должны помнить, что их малыши мыслят конкретно, это является полезным развивающим фактом. Они не могут обобщать мысли. В возрасте восемнадцати месяцев они могут понять, что плита горячая (обычно путем собственного опыта — это тяжелый путь), но когда он приходит в дом бабушки, не полагайтесь на его знание, что' все плиты горячие. Эта способность обобщать разовьется у него к четырем годам.

 


Воспитание через общение. Подрастающие малыши, восприимчивые к речи, обращенной к ним (которую они могут понять), воспитываются легче. В возрасте от восемнадцати месяцев до двух лет дети могут сказать мало, но они все понимают (короткие, простые фразы). Можно достигнуть желаемого результата, если заранее объяснять свои действия. Это дает больше шансов установить сотрудничество с ребенком.
В возрасте от восемнадцати до двадцати четырех месяцев воспитание можно облегчить, используя другой развивающий прием. Мы назовем его способностью думать прежде, чем сделать. Насколько сообразно поступают малыши, зависит, скорее, от характера, чем от умственных способностей. Импульсивные дети часто совершают опасные поступки вместо того, чтобы определить возможные последствия и составить альтернативную схему поведения. Только наблюдение за ребенком во время игры покажет, на каком этапе развития он находится. В возрасте пятнадцати месяцев Лаура решила принести нам бананы, попытавшись подняться по лестнице, неся сумку в руке. Чтобы пресечь неминуемое падение, мы запретили ей делать это. В возрасте девятнадцати месяцев Лаура взяла сумку и хотела подняться по лестнице. Она остановилась перед лестницей, посмотрела, повернулась и отдала сумку Марте перед тем, как ступить на нее.
Поднявшись наверх, она обернулась к Марте, взяла сумку, отошла от нее, а затем вернулась и отдала сумку. Она теперь достаточно умна, чтобы представлять себе последствия своих действий, и разрабатывает творческие альтернативы, используя помощь взрослых. Усовершенствование познавательных навыков уменьшает вероятность истерик, так как ребенок меньше расстраивается и более способен определить альтернативные способы получить то, что он хочет.

 

Развивающее поведение


Наблюдая и общаясь с ребенком, думайте о «поведении по возрасту». Лишь при этом условии будет возможность воспитывать малыша в соответствии с возрастом. Вот несколько полезных напоминаний.


Вызывающее поведение и развивающая коррекция. В процессе развития одни и те же поступки, совершаемые ребенком, могут быть ступенью в эволюции и в то же время стать причиной неприятности. При переходе ребенка от зависимости к независимости он часто удостаивается эпитетов вроде «непослушный», «неумный», «капризный», «неконтактный» и «импульсивный». Некоторые из этих стилей поведения возникают из-за того, что ребенок хочет чувствовать себя самостоятельным. А «упрямство» — это своего рода мужество, которое помогает малышу встать после падения и предпринять новую попытку.
На каждом этапе развития ребенок делает два шага вперед и шаг назад, от равновесия к дисбалансу. Он продвигается вперед, находя новых друзей, пытаясь делать что-то впервые, испытывая проблемы, связанные с приобретением опыта. На каждом этапе следует ожидать затишья после бури. Один и тот же ребенок, пребывавший два месяца в состоянии радостного волнения, может следующие три испытывать гнев. Если в этот период он пытается отдалиться и расти сам по себе, смените линию. Не принимайте во внимание его грубые выходки и непослушание. Эта стадия скоро пройдет. Ребенок просто находится в состоянии, требующем пространства для деятельности, самостоятельности и в то же время нуждается в руководстве (включая коррекцию). Однако скоро, так скоро, как день сменяется ночью, вы увидите своего ребенка, прижавшимся к вам на кушетке и просящим помочь ему в его деле, которое вы сможете выполнить вместе. А возможно, проснувшись утром, вы увидите шестилетнего птенца около своей кровати. Теперь ребенок находится в стадии «повторного подключения». Это необходимая остановка в развивающей гонке, когда ребенок нуждается в эмоциональной дозаправке. Извлеките выгоду из такого перерыва. Это время исправлять ошибки, укреплять взаимоотношения, готовить ребенка и готовиться самим к следующей фазе развития.
Когда ребенок и родители не находятся в гармонии, проблемы воспитания множатся. Если ваш ребенок пытается отдалиться, когда вы стремитесь приблизиться, можно неправильно отреагировать на поведение, которое является простым проявлением независимости. Вы рискуете потерять возможность усилить свою позицию утешителя, советника, авторитетной личности и вocпитaтeля.


Негативные фазы. Когда ваш ребенок находится в негативной фазе развития, не считайте это ошибкой воспитания. Однако следует заметить, что не стоит в этот период обучать каким-либо навыкам (например, приучение к туалету). Сделать так -значит только расстроиться и потратить время впустую. Лучше использовать другой путь. Он состоит в том, чтобы уважать ребенка во время негативной фазы и не наказывать за его поведение потому, что на другое он просто неспособен в силу особенностей развития (например, сказать слово «да» во время отрицательной фазы). Используйте непопулярные методы исправления негативных проявлений развития. Прежде всего не наказывайте ребенка за любое нарушение туалетного режима.


Планы на будущее. Проблемы с воспитанием возникают, когда ребенок переходит из одной фазы в другую или во время значительных изменений в семье: переезды, рождение нового ребенка, болезни и т. д. Недавно я консультировал семью, у которой возникли серьезные проблемы. Мать получила новую работу, и ребенок одновременно пошел в другую школу. Возможно, время больших перемен в их жизни пришлось на период, когда ребенок не был к ним готов.
Опыт семьи для ребенка в раннем возрасте — это учебный лагерь, подготавливающий его к жизни, будущим общественным отношениям. Малыш нуждается в адаптации, в изучении, изменении поведения в связи с семейными обстоятельствами. У Билли бурный характер, но он спокойно играл в течение нескольких дней, потому что его мама сильно заболела. Ребенку было полезно понять, что солнце всходит и заходит для других людей, но не для него. Дети должны научиться адаптироваться к правилам семьи, чтобы подготовиться к соблюдению общественных правил.
Использование метода коррекции в воспитании является важным фактором, необходимо учитывать характер ребенка и стадию его развития. Нет никакого оправдания, если вы не оставляете надежды ребенку стать послушным. Необходимо сохранять равновесие между потребностями малыша, семейными проблемами и общим благополучием родителей и детей.



Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Автор: Марта и Уильям Сирс

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 1907 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…