Главная»Беременность и роды»Беременность»Все о беременности»Поверья разных времен и народов относительно беременности и родов

Поверья разных времен и народов относительно беременности и родов

Поверья разных времен и народов относительно беременности и родов

Приметы, поверья и суеверия существовали с древнейших времен у всех народов.

Нравы и обычаи свидетельствовали об уровне развития народа красноречивее, чем любые другие признаки.

Наибольший интерес всегда представляли обычаи, связанные с тремя основными событиями в жизни: это рождение, свадьба и смерть. И, конечно, именно появление на свет нового человека всегда было и остается самой большой загадкой мироздания.

Ребенок, родившийся в «сорочке», считался и считается у всех народов счастливчиком. Каких только магических свойств «сорочкам» не приписывали! Их выкупали, перепродавали, даже похищали. Их обязательно сохраняли в течение всей жизни, зашивали в амулеты, вешали на шею, закапывали под порогом дома.

В Древней Греции при первой беременности женщины снимали с себя пояса и приносили их в жертву в храм Артемиды. В честь Афродиты они устраивали пиршества, прося у этой богини благополучных родов.

Считалось, что беременные женщины привлекают «темных» существ («нереид»). Если кто-то обогнал беременную женщину, он открывал путь «нереидам», поэтому ему следовало вернуться назад. В тех же целях не рекомендовалось беременным приближаться к тополю, платановому дереву и источнику воды, так как это были излюбленные места обитания «темных» сил.

Для благополучного разрешения родов убивали петуха. А еще афинянки облегчали себе роды, ...скатываясь с холма нимф. Тут уж поневоле вздрогнешь!

В зависимости от того, кто родился, мальчик или девочка, греки украшали свое жилище оливковыми ветвями или пучками шерсти. В колыбель мальчика принято было класть пирог, деньги и меч, чтобы был богат, счастлив и силен, а для девочки — веретено или прялку, чтобы была трудолюбива.

В Древнем Риме беременные женщины приносили жертвы в храм Юноны: цветы — для благополучного исхода родов, собаку — чтобы ребенок был счастливым. Если на свет появлялась двойня, в жертву Юноне приносили овцу с двумя ягнятами.

С той поры, как римлянки узнавали о своей беременности, и до самых родов они не завязывали узлов ни на одежде, ни на прическе.

После рождения ребенка клали на землю перед отцом, и тот объявлял, оставить ли младенца в живых.

Каждый, кто выходил из дома, где находились родильница и ребенок, должен был обмыться.

В день наречения имени совершалось жертвоприношение богам. В течение восьми дней после этого мать накрывала столы, привлекая милость богини Юноны.

Если кто-то хвалил малыша, было принято сплевывать и обращаться за заступничеством к особому божеству — Фасцинусу (Fascinus), которое охраняло младенцев от дурного глаза, колдовства и злых демонов.

В Германии было распространено убеждение, что детей приносит аист через дымовую трубу. Обычно дети просили у этой птицы братика или сестренку. Если аист сел на крышу дома или свил там гнездо, значит, его жителям ждать пополнения в семье.

...было распространено убеждение, что детей приносит аист через дымовую трубу...

Чтобы роды прошли хорошо и ребенок родился здоровым, женщине надлежало считаться с целым рядом запретов: нельзя было толкать ногой животных, пить из бутылки или из разбитой посуды, облизывать нож; не рекомендовалось перелезать через забор или через отверстие в нем, переходить через перекрестки, стричь волосы, касаться покойников.

Старинные обычаи предписывали исполнять все прихоти женщины, касающиеся еды, ей позволено было даже брать плоды из чужого сада, с условием съесть их на месте.

..нельзя было... толкать ногой животных, пить из бутылки... облизывать нож, перелезать через забор...

По немецкому преданию, у каждого ребенка существовал свой ангел-хранитель, и если дитя улыбается во сне, это значит, что ангел что-то шепчет ему на ухо. А если младенец пристально куда-то смотрит, значит, он видит своего ангела.

В Богемии (древней Чехии) беременные женщины не должны были выходить из дома с непокрытой головой.

...беременной позволено было даже брать плоды из чужого сада, с условием съесть их на месте...

Чтобы ребенок не стал лунатиком, женщине не следовало засматриваться на месяц и попадать под его свет.

Родильнице не позволяли одной ходить за водой, чтобы она не испортила источник, или заставляли ее бросить в воду три хлебные корки, прежде чем набрать воду.

...чтобы ребенок не стал лунатиком, женщине не следовало засматриваться на месяц и попадать под его свет...

В Швейцарии считали, что ребенка ожидает счастливая судьба, если в час его рождения небо было облачным.

После родов ребенка нужно было положить под лавку, чтобы он вырос сильным и в течение своей жизни не был подвержен влиянию темных сил.

Все, кто входил в комнату родильницы, должны были проговорить «Храни тебя Бог», так они устраняли от ребенка колдовство.

Отпавшую пуповину берегли. По достижении семи лет ребенок ее разрезал, чем обеспечивал себе удачу и способности к ремеслам.

Жители Швейцарии верили, что дерево, посаженное в честь новорожденного, будет показателем судьбы ребенка. При рождении мальчика сажали яблоню, а девочки — грушу или орех.

В Древней Мексике молодые супруги, узнав об ожидаемом пополнении, устраивали пир в благодарность Высшим силам.

...при рождении мальчика сажали яблоню, а девочки - грушу или орех...

Мексиканцы давали каждому ребенку в качестве покровителя животное или птицу. По древним поверьям, их судьбы настолько переплетались, что смерть одного могла повлечь за собой смерть другого.

В древних китайских трактатах предписывали не показывать беременной зайцев, ежей и прочих животных, чтобы ребенок не унаследовал их черты.

О праздновании рождения мальчика оповещали всех соседей. В этом случае с левой стороны от входной двери клали лук. О рождении в доме девочки свидетельствовал пояс, лежащий справа от входной двери, и это не считалось таким же радостным событием.

В Индии женщины поклонялись богиням Луны? символам женского плодородия. После родов, в качестве жертвоприношения, сыпали сырой рис на землю, а отец писал на нем имя ребенка.

В одном из североафриканских племен до сих пор сохраняется обычай впервые родившей женщине жить вместе с ребенком вдали от дома, в отдельном шатре. Она не прячется от посторонних глаз, но в жизни племени активного участия принимать не может. Ее затворничество заканчивается только после торжественного воссоединения с мужем, которое происходит, когда ребенку исполняется два года!

Правда, со своими родителями и другими кровными родственниками она все это время общается без всяких ограничений.

Японские женщины, чтобы облегчить роды, принимали отвар из сушеной печени зародыша олененка. После родов они могли выходить из дома только на пятидесятый день.

По древним японским преданиям, детские души происходили из воды, а точнее — из озера Факоне, которое появилось в результате землетрясения и было окружено храмами.

В феврале, при праздновании японского Нового года, сельские жители дарили всем народившимся за год детям «деревья счастья», украшенные сладостями.

В Древнем Египте после благополучных родов принято было выставлять на улицу зерна и плоды в качестве угощения. На шестую ночь после родов над головой ребенка ставили сосуд, украшенный золотыми монетами и свечами; для мальчика брали сосуд с длинным горлом, для девочки — с коротким.

На следующий день приходили гости, одаривали мать деньгами и золотыми украшениями. Ее подруги по очереди обращались к обнаженному ребенку, произнося фразу: «Пусть пошлют тебе Боги долгую жизнь».
Через сорок дней после родов женщина купание: отправлялась в баню вместе с ребенком, где на нее выливали сорок сосудов воды, если ее дитя мальчик, и тридцать девять - если девочка.

Для защиты будущей матери от злых духов использовались всевозможные обереги и магические действия. К одежде, на левое плечо, пришивали множество амулетов: изречения из Корана, когти медведя, лапку филина.

Во время родов злые духи были особенно опасны, поэтому, чтобы их отпугнуть, в юрте день и ночь не гасили огонь, над головой роженицы вешали заряженное оружие, а около очага клали нож острием к двери.

По обычаю после рождения ребенку давали пососать топленое коровье масло и надевали первую рубашку, которую называли «собачья рубашка».

Существовал старинный обычай сватать младенцев, когда друзья или знакомые договаривались о будущей свадьбе. Родители будущего жениха вдевали будущей невесте серебряные серьги и после этого обряда называли друг друга не иначе, как сватами.

...существовал старинным обычай сватать младенцев, когда... родители будущего жениха вдевали будущей невесте серебряные серьги...

Известны случаи, когда сватали даже неродившихся детишек. Конечно, бывало, что свадьба отменялась по различным причинам, тем не менее «колыбельные» сваты оставались верными друзьями на всю жизнь.

В Казахстане. Возле ребенка сорок дней должна была гореть свеча или лампа, его самого намазывали топленым маслом — так отгоняли «темные силы».

На сороковой день проводили обряд «кирки»: родители покупали большой белый казан, деревянную ложку и голубой шелк, собирали гостей, готовили угощение. В этом казане самые почетные гости торжественно обмывали ребенка соленой водой, поливая из деревянных ложек и произнося свои пожелания. Казахи верили что этот обряд способствует быстрому заживанию всех ран, укреплению здоровья ребенка. Затем самый почетный гость давал младенцу имя, выкрикивая его три раза в ухо ребенка.

Имена давали детям самые разные, часто исходя из бытовых ситуаций или жизненных обстоятельств: Алма — «яблоко», Шекер — «сахар», Те-мир — «железо», или Жолай — «рожденный в пути». Женские имена ассоциировались с красотой, изяществом, грацией: Айсулу — «лунная красавица», Алтынай — «золотая луна».

Как видно их этого относительно небольшого объема информации о древних традициях народов различных стран и континентов, у них имеется очень много общего. Из этого можно сделать вывод, что пока еще (опираясь на чисто материалистические взгляды об устройстве мира) мы не можем понять и объяснить большинство народных примет и традиций. Может быть, «гипотеза» о существовании «тонкого мира» с «высшими» добрыми и злыми силами будет скоро принята и материалистами.

  • Оцените материал
    (0 голосов)
  • Прочитано 3738 раз