Покидая офис
Проекты
Первым делом нам нужно произвести переучет всех ваших проектов. Что произойдет с каждым из них после того, как вы уйдете в декретный отпуск? Подобрали ли вы компетентных людей, которые смогут вас прикрыть? Предупредили ли клиентов о том, что очень скоро им придется иметь дело не с вами, а с кем-то другим? Сейчас самое время все тщательно проверить и посмотреть, не осталось ли моментов, которым н^жно срочно уделить внимание. Если вы планируете вернуться на работу после декретного отпуска, вам особенно важно обеспечить себе самой мягкое возвращение. Иначе вы будете не просто невыспавшейся и истерзанной молодой матерью, но еще
и сотрудником, вынужденным бороться с хаосом на работе.
Информация
Второй вопрос такой: приведены ли все ваши бумаги в порядок - так, чтобы любой, кому понадобится в ваше отсутствие что-нибудь в них проверить, с легкостью нашел необходимое? Сейчас нет времени на полное переустройство вашей файловой системы. Если в ней царит беспорядок, сейчас вы можете сделать только самое необходимое, а именно - откопать из-под завалов папки, которые могут понадобиться вашим коллегам, и сложить их в один ящик стола. Предположим, у вас есть проекты ABC, XYZ и DEF. На каждый приходится по пять папок с необходимой информацией, которая наверняка может кому-нибудь понадобиться. Освободите один из ящиков стола и сложите туда проекты в алфавитном порядке. Таким образом вы избавите себя от обвинений в неорганизованности - и пускай это останется вашим маленьким секретом: коллегам . совсем не обязательно знать, в каком состоянии пребывают все остальные ваши документы. После возвращения из декрета вы сможете наконец навести порядок, устроив новую систему, в которой будет место уже и для новой информации, успевшей накопиться, пока вы отсутствовали. Не забудьте попросить коллег складывать всю вашу корреспонденцию в коробку рядом со столом. Если этого не сделать, по возвращении вы обнаружите стол заваленным письмами, записками, извещениями, журналами и прочей макулатурой.
Средства связи
Некоторым женщинам нравится полностью отключиться от работы на время декретного отпуска. Другие предпочитают постоянно проверять почту и держать телефон включенным, чтобы не потерять нить событий и не тратить время на вхождение в курс дела, когда декретный отпуск закончится. Все зависит от вашего типа характера и от рода вашей профессиональной деятельности. Если вы принадлежите ко второй группе, непременно установите границы. Совсем не обязательно, чтобы вам звонили и писали круглые сутки. Причем границы нужно установить не только для других, но и для себя. Когда и каким образом отвечать на письма и звонки - решать вам. Если у вас есть помощник, попросите всех держать с вами связь через него. А помощнику дайте четкие распоряжения относительно того, кому и какую информацию предоставлять. Вам точно хочется, чтобы все до единого коллеги и клиенты знали, в котором часу у вас начались схватки?
Физическое пространство
Ну и наконец, давайте посмотрим, как выглядит ваш кабинет. Если даже он будет заперт все время, пока вы отсутствуете, это не значит, что тут не нужно наводить порядок. Помните о той невыспавшейся замученной маме, которую я упоминала чуть выше? Так вот, она заслуживает того, чтобы после рождения ребенка войти в рабочее пространство, в котором по крайней мере нет завалов мусора. Я не прошу вас сейчас заниматься организацией кабинета - какое там, вам ведь вот-вот рожать. Я просто хочу, чтобы вы очистили комнату от хлама. Вы знаете, о чем я. Вот несколько идей - посмотрите, может, они вам подходят?
- Если у вас слишком много канцелярских принадлежностей, верните их офис-менеджеру. Пускай в ваше отсутствие ими пользуется кто-нибудь другой. А вы потом попросите себе еще.
- Сейчас самое время отнести домой личные вещи, фотографии, сувениры и растения (настоящие или искусственные).
- Заберите домой туфли, кофты, зонтики и кроссовки, которыми забито офисное пространство.
- Проверьте, не осталось ли в ящиках стола чего-нибудь такого, что лучше спрятать от посторонних глаз.
- Если у вас в кабинете хранится какая-нибудь еда вроде упаковок мюсли, отнесите ее на общую кухню или выбросьте. Не оставляйте в кабинете никаких продуктов питания.
- Не завалялось ли здесь вещей, которые надо было отнести на почту или вернуть в магазин? Может, еще не поздно этим заняться?
Оглядите кабинет и подумайте, что еще я могла упустить. Представьте себе, что прошло несколько месяцев или недель после родов. Каким бы вам хотелось видеть это место после возвращения? Попробуйте добиться этого уже на этой неделе! Ведь как приятно будет войти сюда после рождения ребенка и почувствовать, что вас здесь ждали, и все здесь выглядит именно так, как вам бы хотелось. На этой неделе вы вполне можете достичь этого результата. Если же вы уходите с этой работы навсегда, полностью освободите свое рабочее место и сложите отдельной стопкой ключевые папки, о которых я говорила раньше, - человеку, пришедшему вам на смену, будет приятно, что вы о нем позаботились. Ведь жизнь - забавная штука: когда мы не жалеем времени на то, чтобы сделать приятное другим людям, та же самая энергия возвращается к нам в увеличенном размере! Нет, а правда: почему бы не потратить немного лишних минут на то, чтобы избавиться от всех ненужных документов? Отправьте в архив те бумаги, которые могут быть полезны компании, но не имеют никакого отношения к человеку, который будет работать на вашем месте. Ну и наконец, не забудьте о том, что ваш компьютер является отражением вашего физического пространства. Прежде чем уйти, приведите в порядок и то, и другое.
Домашний офис
Главная параллель - к этому моменту все, кто имеет отношение к вашей работе, знают, что вы беременны. Главных вещей, которым нужно уделить внимание на этой неделе, всего две. Во-первых, вы должны убедиться в том, что все проекты выполняются в срок. А во-вторых, надо позаботиться о том, чтобы все были в курсе ваших дальнейших планов. Вам ведь не хотелось бы, чтобы клиенты решили, что с появлением ребенка вы прекращаете бизнес, и принялись искать себе новых партнеров или исполнителей? Если этот источник дохода необходим вам и ребенку, отнеситесь к ситуации как можно более внимательно.
Меган работала журналистом-фрилансером и не очень хорошо представляла себе, как не растерять клиентов с появлением малышей номер три, четыре и пять. С одной стороны, ей не хотелось, чтобы они знали о том, что время для работы ей становится найти все сложнее и сложнее, но при этом ей совсем не хотелось обнаружить в почтовом ящике срочный заказ на статью через несколько дней после родов. Поэтому Меган потратила несколько минут на то, чтобы связаться с каждым клиентом примерно за четыре недели до предполагаемой даты родов, и предупредила всех о том, что роды уже не за горами, и что если к ней есть какие-то вопросы, их лучше решить как можно скорее - или же через несколько недель после предполагаемой даты родов. Клиенты всегда с благодарностью воспринимали такую ее внимательность и либо говорили ей, что спешить совершенно некуда, либо сразу же задавали вопросы, которые требовали срочного решения. Поэтому все ее самостоятельно созданные декретные отпуска проходили спокойно и размеренно, и ей ни разу не пришлось прерывать их на какую-нибудь срочную работу.