Традиции русского народа

Традиции русского народа

На Руси всегда большое значение придавали продолжению рода.

В дохристианскую эпоху наши предки поклонялись богу Роду — покровителю семьи, брака, деторождения и богиням Рожаницам — покровительницам женщин.
С приходом христианства на Русь особо стала почитаться соборная икона Богородицы, которая в настоящее время насчитывает 40 образов Божьей Матери.
Наши предки старались объединить все накопленные веками знания. К беременной относились по-особому. На Руси тяжелую (бремя, труд, тяжесть — слова-синонимы) женщину всячески старались оберегать. Но оберегали ее не от домашней работы* а от посторонних глаз и потустороннего мира. Считалось, чем меньше людей знает о беременности, тем легче будут проходить беременность и роды. А скрыть свое «положение» нашим предкам помогала одежда (присборенная под грудью); уклад жизни, который не менялся и во время беременности (работа в поле и по хозяйству), если позволяло здоровье.
Помогали нашим прабабушкам защититься от потусторонних сил и обереги (например, иголки без ушка в вороте, нитки [бусы] с ягодами пиона вокруг шеи или пояса [рыболовная сеть, шерстяная нитка, пояс мужа]), и обряды. Беременной после захода солнца не рекомендовалось выходить за пределы дома. На порог комнаты, где спала беременная, клали на порог топор, повернув его острием в сторону двери, втыкали в порог нож, вешали на дверь икону. Эти обереги должны были не впустить в дом нечистую силу, которая может испугать будущую маму, а то и выкрасть у нее плод! Ложась спать, беременная женщина нередко надевала штаны или рубаху мужа: авось нечистая сила примет ее за мужчину и не заинтересуется.
Большое значение придавалось полу будущего ребенка. Старались его угадать по нескольким признакам.

 

По внешнему виду беременной. Женщина бледная — будет девочка («мамину красоту забирает»), румяная — значит, мальчик. (Поверьте, все здоровые беременные просто цветут и светятся!)

 

Наслаждайтесь беременностью: комплименты вам обеспечены!


По форме живота. Острый живот, похожий на огурец, — женщина ждет мальчика, кругленький — девочку. (Могу сказать, что форма живота больше зависит от комплекции будущей мамы: худенькая, как правило, носит «огурчик», а полненькая — «помидорчик».)
По еде, которую предпочитает женщина в начале беременности. Если у женщины возникала потребность в острых или соленых продуктах1 — ждали мальчика («Ешь редьку - принесешь Федьку»), в сладких2 — девочку.
По кусочку хлеба, который обычно брала будущая мама. Если женщина любит хлебные горбушки — мальчик («Ешь горбушку -родишь Илюшку»), мякиши — девочка.
По прихотям. Считалось, что беременной нельзя ни в чем отказывать. Поскольку прихоти беременной — это не ее желания, а желания ее ребенка, который высказывает их через мать, то пытались угадать3 таким образом пол будущего ребенка. А вот отказ в удовлетворении прихоти беременной женщины может отразиться на малыше, и вообще «это большой грех». А отказавшему «мыши прогрызут в одежде дыру» в форме предмета, в котором было отказано.

 


Безусловно, существует ряд поверий, способных «отравить» жизнь будущей маме. Наверняка за свою беременность вы услышите хотя бы пару-тройку таких. Не обращайте на них внимание. Помните, что многие поверья дошли до нас с искажениями. Убеждайте себя в хорошем, а не в плохом. Я приводить их не буду. Конечно, мы не верим во всякие «глупости». Но, если черная кошка перебегает нам дорогу, мы либо плюем через плечо, либо пропускаем кого-нибудь вперед, либо идем другой дорогой! Да, наверное, лучше перестраховаться, если есть возможность. А уж сколько примет мне, как и многим другим будущим мамочкам, «пришлось» нарушить во время беременности... Не сбылись! Я считаю, что все приметы надо соблюдать в меру своих возможностей. Если не прислушались к «угрозе» плохого итога, не стоит бояться исполнения «пророчества». «Не верь в примету — она и не сбудется».


 

По виду волос предыдущего ребенка. Если волосы новорожденного сзади оканчивались косичкою или хвостиком, следующая будет девочка, ровные — мальчик.


Каждая будущая мама с нетерпением ждет «известия», подтверждающего ее беременность. Следующее важное событие — первое шевеление малыша. Наши предки считали, что, если в это время засмеяться или хотя бы улыбнуться, ребенок будет веселым и жизнерадостным. Если же будущую маму что-то расстроит, то и малыш может появиться плаксивым. Чтобы ребенок был красивым (гладким, складным), нужно непременно погладить свой живот ладонью.
Роды проходили чаще всего в жарко натопленной бане, которая всегда ценилась русским народом за целебные свойства. Считали, что в бане облегчается и ускоряется родовой процесс. К тому же это единственное помещение, где мало народу. В бане же можно доетаточно нагреть холодной родниковой или колодезной воды. Теплая вода необходима в гигиенических целях для роженицы и новорожденного. Обычно баню топила сама будущая мама. Считалось, что если роженица сама принесет дров и воды, то ребенок будет крепче.
Были ли акушерки у наших прабабушек? Да. Это были, как правило, пожилые женщины, уже имевшие своих детей (но сами уже больше не могущие рожать) и большой опыт в родовспоможениях. Таких женщин в разных районах Руси называли по-разному. Либо повитухами (повивальными бабками), так как они приглашались для повития2 новорожденного. Либо парилками, так как они парили (мыли) новорожденного и роженицу. Либо пуповыми бабами, так как они перерезали пуп (пупок, пуповину).
В случае легких родов женщине могла помочь мать или свекровь, а также любая женщина (обычно родственница), имевшая своих детей; но при тяжелых родах всегда обращались к «профессиональным акушеркам». Повитухи знали множество приемов, как облегчить роды, свойства целебных трав, существующие поверья и заговоры, а также помогали в первом уходе за младенцем.


Заговоры чаще всего были обращены к Богородице:
Богородица Дева по Сионской горе ходила, золотые ключи носила, землю отмыкала, ключи сгубила. Золотые ключи, найдитеся у (имя роженицы), родовые ворота отопритеся.


или Соломонии:
Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе божьей (имя роженицы).


Существовало поверье, что при затруднениях в родах надо развязать все узлы (пояса, косы, платки), раскрыть двери, окна, снять крышки с посуды. В особо тяжелых случаях открывали церковные врата и зажигали венчальные свечи.

 


Поверье о развязывании узлов «подтверждают» выводы ученых. Старайтесь во время родов держать «все двери открытыми». Не смыкайте зубы плотно при родах! Плотно сжимая челюсти, вы создаете лишнее напряжение в мышцах, так как напрягаетесь всем телом (в том числе и в мышцах шейки матки, которая открывается в родах, чтобы выпустить малыша), что может привести к болезненным ощущениям во время родов, возможным разрывам.


 

В некоторых губерниях отца ребенка во время родов «угощали» сильно подсоленным хлебом с горчицей или песком! Так наши предки пытались «разделить» между мужем и женой «несладкий труд».


На всем протяжении родов повитуха ободряла роженицу, приговаривала, что все идет хорошо, поглаживала поясницу (попробуйте: расслабляет!).


Во время родов, практически до момента прорезывания головки женщина не лежала, а ходила. На мой взгляд, ходить во время родов физиологично (если вам не тяжело), это помогает расслабиться, отвлечься. Что характерно, женщина обычно рожала не лежа, а стоя, опираясь на повитуху или на какой-нибудь предмет; иногда рожали сидя на коленях (матери, мужа). В таких позах даже земное притяжение помогает.


И вот малыш появился на свет. Пуповину мальчика перерезали топором, а девочки — на веретене. Затем ее перевязывали ниточкой из волос матери, чтобы связь между ней и малышом оставалась на всю жизнь. Чуть позже пуповину и послед вместе с кусочком хлеба, зерном или яичком (символами семени, плодородия) заворачивали в ткань и зарывали в землю.


После «разъединения с- мамой» повитуха «поправляла» новорожденного. С осторожностью парила его в бане. Придавала голове круглую, правильную форму, поглаживала живот, ручки, ножки, чтобы он рос правильно и красиво сложенным, заговаривала грыжу2 ребенку. Для этого повитуха покрывала платком новорожденного и кусала (грызла) его, сплевывая через левое плечо и приговаривая:


Грыжу загрызаю, родимую грыжу на родимом месте: головную, сердцевую, пуповую, паховую. Не дам загрызать, не дам заедать ни медведям, ни волкам, ни третьим — собакам.


или:


Бабушка Соломонидушка у пресвятой Богородицы килу-грыжу заговаривала , щеками медными, зубами железными, так и я у младенца килу-грыжу заговорю, не грызи, кила-грыжа, младенца Божия, я зубами загрызу, я сама проглочу килу-грыжу ветрену, напущену, жильну, костяну, сосцову, красну, мокру, родову, станову, глазну, зубну, сердечну, подпятно-подколенну; от отца грыжу, от матери — всяку бывающу, ты спустись, грыжа, к поясу, выйди мочою на дресвян-каменъ, поживи ты три часа денных и пойди, грыжа, с дресвян-камня на место пустое, за реки быстрые, за ручьи гремучие, обратись ты, грыжа, там вспять. Будьте мои слова крепкими да лепкими.


После парной «правила» она и роженицу, оборачивала ее в длинный льняной рушник, чтобы «все встало на свои места» после родов.


Если же младенец родился совсем слабым, болезненным, она открывала печную заслонку, помещала ребенка на деревянную лопату для выпечки хлеба и трижды засовывала его в печь «допечься». Воде в древности приписывались чудодейственные свойства. Все мы помним сказки о «мертвой» и «живой» воде. Так и обмыванию ребенка после родов придавалось не только гигиеническое, но и магическое значение. Чтобы младенца не сглазили, мыли его в слегка забеленной молоком воде. В воду, в которой обмывали малыша, а также в люльку клали кусочек угля, монетку, несколько зерен, щепотку соли или иные предметы, которые ассоциировались с процветанием. Все они должны были впоследствии служить оберегом ребенку. Повитуха совершала этот обряд «без лишних глаз», приговаривая:


Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица, смывала причище, урочище, призорище2, отцову думу, маткину. Водушка текуча, (имя ребенка с уменьшительно-ласкательным суффиксом) ростуча, водушка в землю, дитя кверху.


После этого мальчика заворачивали в рубаху отца, девочку — в рубаху матери. А чтобы младенец рос в богатстве, его клали на шубу или вывернутый тулуп.


Обычай предписывал надевать на малыша рубашечку, пеленать его в куски старого мягкого полотна, а сверху крест-накрест перевивать поясом-свивальником, чтобы он плотно прижимал ручки к бокам, а ножки друг к другу. Если боялись, что младенец будет беспокойным, пеленали в отцовские порты.


Обычно повитуха заботилась о младенце и роженицы до обряда очищения роженицы и повитухи — размывания (размывки) рук. Обычно его проводили на третий-девятый день после родов. Он сводился к тому, что молодая мама и повитуха мыли друг другу руки в воде, куда бросали монетки (чтобы ребенок был богат), а потом вытирали их длинным рушником (чтобы ребенок долго жил). Деньги и рушник после обряда отдавали повитухе в качестве вознаграждения.

 


Не спешите следовать обычаю «тугого» пеленания. Все малыши разные: кто-то хочет полной свободы (да еще сейчас так много красивой одежки для самых маленьких «кнопочек»), кому-то достаточно освободить только ручки, кто-то любит быть укутанным в трикотажные пеленки (они тянутся, и ребенок оказывается не полностью скован в движениях, почти как в матке в последние месяцы беременности), и лишь некоторые предпочитают «тугое пеленание». Попробуйте разные способы, и вы поймете, что нравится вашему ребенку.


 

Малыши обычно спали в подвесной люльке (колыбельке, зыбке, качке), которую мастерил отец ребенка. Это почти квадратная деревянная рама (около метра в длину и ширину), в которую нашивался кусок холста. Подвешивали ее к березовому шесту.

 


Сейчас в продаже вы можете найти множество колыбелек. Я же порекомендую вам на первые полтора месяца сделать что-то похожее своему малышу — «гнездышко», в котором ребенок, чувствуя себя почти так же уютно, как внутри мамы, спит гораздо спокойнее, чем в кроватке: на дно люльки-переноски положите сложенное одеяло. Свернув второе одеяло трубочкой, обложите им края люльки с внутренней стороны. Накиньте сверху пеленку и заправьте ее края между люлькой и одеялом-трубочкой. «Гнездышко» не должно быть слишком мягким (жесткость должна быть примерно такой же, как у матраца в кроватке малыша). Если ваша люлька очень мягкая, не стелите нижнее одеяло.


 

Над люлькой ничего не вешали, чтобы не «закрыть» малыша от ангела-хранителя. Детскую перинку набивали сеном, реже перьями. Поверх ее стелили холщовые простыни, а малыша укрывали лоскутным одеялком или юбкой матери для защиты от всяких напастей. Чтобы уберечь ребенка от нечистой силы, в люльке оставляли ножницы, а под ней — веник. Чтобы ребенок спал спокойно, в колыбельку к девочке клали гребешок или веретено, к мальчику — лучок с тетивой, при этом приговаривая:


Щекотиха-будиха, вот тебе лучок, играй, а младенца не буди.


До крестин (без ангела-хранителя) младенца не оставляли одного, тем более на ночь. Никому не говорили имени новорожденного, всех называли Богданами (Богом данными).


Вообще в дохристианской Руси существовал обряд наречения. За столом, на который ставились две парные вещи, перевязанные посередине воловьей жилой с камнем и обшитые овечьей кожей, собирались старейшины. Они поочередно называли известные им имена. На каком имени камень «останавливался» (шевелился), таким именем и нарекали младенца.


Вскоре после размывания рук проводился еще один обряд, церковный — крещение, после которого гостей созывали за стол. В одних деревнях было принято подчивать гостей за непокрытым скатертью столом, в других — есть только красными деревянными ложками (которые больше никогда не использовались). Когда пили за младенца, одну рюмку обязательно выплескивали в потолок, чтобы ребенок хорошо рос. Или клали хлеб на самую высокую полку в доме, приговаривая:

 

Пусть скорее растет да краюху сам ест.


За крестильным столом существовал обряд «бабина каша». Повитуха клала на стол шапку, ставила в нее горшок с кашей, накрытый пирогом:

 

Гости мои любящие, гости мои дорогие! К вам бабушка идет, вам кашку несет. Бабушка молоденька, а кашенька — сладенька. Нам не барыши получать, а народ приучать, Чтоб бабушку знали да в гости чаще звали!

 

После крещения на младенца надевали ладанку, куда повитуха зашивала часть пуповины, житное зернышко и три кусочка росного ладана, чтобы ребенок рос здоровым.
До года детям не полагалось стричь ногти и волосы. Этот запрет связан с поверьями и боязнью сглаза, порчи.

 


Волосики младенцам, как правило, не мешают: они достаточно короткие, а у многих в течение 3 месяцев полностью обновляются. Хотя есть случаи, когда дети рождаются с локонами до плеч. Просто следите, чтобы челка не лезла в глазки ребенку. У некоторых же детей волосы начинают расти только после 3 лет. Не переживайте из-за их длины, если малыш здоров. Помните: все дети разные!
А вот маникюр — регулярная и необходимая процедура. Малыш может поцарапаться (можно, конечно, надевать рукавички-нецарапки, но не многим малышам они нравятся).


 

В первую годовщину рождения проводили застрижки. Ребенка сажали на стол: мальчика — на топор, чтобы был искусен в ремесле, а девочку — на коноплю (раньше из нее ткали и шили одежду), чтобы выросла искусной пряхой. Повитуха сначала выстригала волосики на голове крест-накрест, а потом полностью.

 


В настоящее время стричь ребенка в годик или нет — решение родителей малыша. Современные мамы и папы либо отдают дань традициям, либо «ставят в этом вопросе точку», исходя из пола своего ребенка и от времени года, когда ему ходить лысеньким, а также обращают внимание на длину волос «годовалика».



Часто в дом приносили пахучие травы1, чтобы уберечь новорожденного от «дурного глаза».

  • Оцените материал
    (2 голосов)
  • Прочитано 5757 раз